РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
РАСКРЫТИЕ СКОБОК
Урок 1
Цели: ввести правила раскрытия скобок на примерах и учить применять их при выполнении упражнений; развивать логическое мышление учащихся.
Ход урока
I. Анализ контрольной работы.
1. Указать ошибки, сделанные учащимися при выполнении работы.
2. Решить задания, вызвавшие затруднения у учащихся.
II. Объяснение нового материала.
1. Выражение а + (в + с) можно записать без скобок:
а + (в + с) = а + в + с. Эту операцию называют раскрытием скобок.
2. Разобрать решение примера 1 на с. 214 учебника. Сформулировать правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+» (плюс).
3. Решить пример 2 на с. 215.
4. Рассматривая решение выражения – (–9 + 5) = 9 + (–5) = 4, вывести правило: – (а + в) = – а – в.
5. Разобрать решение примера 3 и вывести правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «–» (минус).
6. Раскрытие скобок и применение переместительного и сочетательного свойств сложения позволяют упрощать вычисления. Разобрать решение примеров 4 и 5 по учебнику на с. 215–216.
III. Закрепление изученного материала.
1. Решить № 1234 (а; б) на доске и в тетрадях.
2. Решить № 1235 на доске и в тетрадях, проговаривая правила раскрытия скобок и правила сложения рациональных чисел.
Решение.
а) – (– 5,75 + 3,24) = 5,75 – 3,24 = 2,51;
б) – (6,38 – 2,47) = – 6,38 + 2,47 = – 3,91;
в) .
3. Решить № 1236 (а – г) с комментированием на месте.
Решение.
а) 85 + (7,8 + 98) = 85 + 7,8 + 98 = 190,8;
б) (4,7 – 17) + 7,5 = 4,7 + 7,5 –17 = 12,2 – 17 = – 4,8;
в) 64 – (90 + 100) = 64 – 90 – 100 = 64 – 190 = –126;
г) – (80 – 16) + 84 = – 80 + 16 + 84 = – 80 +100 = 20.
4. Решить № 1237 (а; б; г) устно, № 1237 (в; д; е) – самостоятельно. Повторить правило сложения противоположных чисел:
а + (– а) = 0 или – а + а = 0.
Решение.
а) 5,4 + (3,7 – 5,4) = 5,4 + 3,7 – 5,4 = 3,7;
б) – 8,79 + (– 1,76 + 8,79) = – 8,79 – 1,76 + 8,79 = – 1,76;
в) 3,4 + (2,9 – 3,4 + 4,1) = 3,4 + 2,9 – 3,4 + 4,1 = 2,9 + 4,1 = 7;
г) (4,67 – 3,94) + (3,94 – 3,67) = 4,67 – 3,94 + 3,94 – 3,67 = 1;
д) 7,2 – (3,2 – 5,9) = 7,2 – 3,2 + 5,9 = 4 + 5,9 = 9,9;
е) (4,8 + 2,75) – (4,8 – 3,25) = 4,8 + 2,75 – 4,8 + 3,25 = 6.
5. Решить № 1238 (а; б; в; г; з; к) (объясняет решение учитель); № 1238 (д; е; ж; и; л) решить самостоятельно с проверкой.
6. Повторение ранее изученного материала:
1) Решить № 1252 (вызвать два человека к доске, остальные учащиеся решают самостоятельно в тетрадях).
Решение.
а) ; .
Ответ: х = 8.
б) ; .
Ответ: х = 3,9.
2) Решить № 1250 (а; б) устно; № 1250 (в; г) – самостоятельно с проверкой.
IV. Итог урока.
1. Ответить на вопросы на с. 216 учебника.
2. Раскройте скобки и найдите значение выражения:
а) 8,3 + (4,5 – 6,3); б) 4,1 – (5,6 – 6,9); в) .
Домашнее задание: выучить правила п. 39; решить № 1254 (а – в), № 1255 (а; б), № 1258 (а; б), № 1259 (а).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.