Математика
Тема урока: Решение уравнений
Цели: учить решать уравнения с неизвестным уменьшаемым; закреплять вычислительные навыки; развивать умения рассуждать и логически мыслить.
.
Ход урока
I. Организационный момент
Устный счет
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
- Вычисли в столбик. Поставь буквы в порядке возрастания соответствующих ответов и расшифруй название самой высокой точки мира.
35 + 46 (С) 27 + 29 (Е)
94-15(E ) 43 + 23(Р)
74 - 28 (В) 73 + 9 (Т)
80 - 35 (Э)
Ответ: Эверест.
Гора Эверест (Джомолунгма) расположена на границе Китая и Непала (8848 м). Ледники. Впервые покорена шерпом Н. Тенцингом и новозеландцем Э. Хиллари 29 мая 1953 г.
х + 65 = 100 62+х=87 х+ 66 = 75
2. Работа над задачами
(Учитель читает задачу. Учащиеся поднимают карточку со знаком действия, которым она решается: + или —.)
У Лены 5 кленовых и 4 осиновых листа. На сколько кленовых листьев больше, чем осиновых? (—)
У Лены 9 листьев, из них 5 кленовых, остальные осиновые. Сколько осиновых листьев у Лены?
(—) У Лены 5 кленовых и 4 осиновых листа. Сколько всего листьев у Лены? (+)
У Лены было 9 листьев. Несколько листьев она дала подруге, и у нее осталось 3 листа. Сколько листьев Лена дала подруге? (-)
После того как Лена приклеила в альбом 6 листьев, у нее осталось еще 2 листка. Сколько листьев было у Лены? (+)
У Лены 5 кленовых листьев, а осиновых на 3 больше. Сколько осиновых листьев у Лены? (+)
Устный счет
Заполните таблицу.
Слагаемое |
8 |
53 |
|
34 |
|
Слагаемое |
|
24 |
34 |
|
49 |
Сумма |
30 |
|
48 |
79 |
68 |
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
— Какой компонент неизвестен в уравнениях?
— Как найти неизвестное слагаемое?
III. Самоопределение к деятельности
— Найдите неизвестное в каждом случае.
Решение: 5 + 2 = 7.
Решение: 7 — 2 = 5.
Решение: 7 — 5 = 2.
— К какой схеме подойдет уравнение х + 2 = 7? (Ко второй.)
— Как находили неизвестное слагаемое? (Из целого вычитали известное слагаемое:
х = 7 — 2.)
— К какой схеме подойдет уравнение х — 5 = 2? (К первой.)
— Как находили уменьшаемое? (Части сложили: х-5 + 2.)
- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого.)
- Проверьте свои предположения. Прочитайте текст рядом с красной стрелкой на с. 8 учебника.
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 8).(Устное выполнение.)
- Закончите вывод. (Если к разности прибавить вычитаемое, получится уменьшаемое.)
№2 (с. 8).(Устное выполнение.)
№3(с.8).(Коллективное выполнение с подробным объяснением и записью на доске.)
2. Самостоятельное решение уравнений
Вариант 1 Вариант 2
х-45 = 37 х-17 = 56
х- 13 = 19 х-22 = 38
Решение:
х-45 = 37 х+17 = 56 х- 13 = 19 х+22 = 38
х = 45 + 37 х=56-17 х= 13 + 19 х=38-22
х = 82 х = 39 х = 32 х=16
3. Работа по учебнику
№ 4 (с. 8).(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
- Назовите самую маленькую разность. (14.)
- В каких примерах ответ одинаковый? (В третьем и четвертом.)
- Найдите сумму всех ответов. (94.)
- Как легче было вычислить? ((15 + 15) + 50+14 = 30 + 50 + + 14 = 94.)
(Самооценка.)
№7 (с. 8).(Те, кто знает, как решать задачу, решают самостоятельно, с остальными задачу разбирает учитель.)
- О чем говорится в задаче? (Об астрах.)
— Какие были астры? (Красные, розовые и белые.)
— Сколько расцвело красных астр? (15.)
— Сколько розовых? (Точно не сказано, но известно, что их на З меньше, чем красных.)
— Каким действием можно узнать, сколько расцвело розовых астр? (Вычитанием.)
— Что сказано о белых астрах? (Их столько, сколько красных и розовых вместе.)
— Назовите главный вопрос задачи. (Сколько белых астр?)
— Можно сразу дать на него ответ? (Нет.)
— Что для этого надо знать? (Сколько розовых астр.)
— Решите задачу. (Проверка. Самооценка.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№6 (с. 8).
(Коллективное выполнение с комментированием.)
№8 (с. 8).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске: 99, 86,19, 67, 8,14, 76,79.)
— Как удобнее вычислить ответы в примерах первого столбика? ((48 + 2) + 49, 56 + (27 + 3).)
№4 (с. 14).(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)
Решение:
5 + 6 = 11 6 + 6 = 12 7 + 6 = 13
7 + 4=11 7 + 5 = 12 8 + 5 = 13
8 + 3 = 11 8 + 4 = 12 9 + 4=13
9 + 2 = 11 9 + 3 = 12
№5 (с. 14).(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.)
— В ответах каких примеров получаются круглые числа? (64+16 = 80, 77 + 23 = 100.)
— В ответах каких примеров единиц больше, чем десятков? (82 -36 = 46, 100 -75 = 25.)
- В ответах каких примеров 8 десятков? (53 + 29 = 82, 66 + 18 = 84,64 + 16 = 80.)
- В ответах каких примеров получаются однозначные числа? (93-85 = 8, 90-82 = 8.)
(Самооценка.)
VII. Рефлексия
Решение: х - 6 = 54
х = 54 + 6
х = 60
VIII. Подведение итогов урока
- Какой вид уравнений вспомнили сегодня?
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
- Кто сегодня справился со всеми заданиями?
- Кто немного ошибался?
- Какие затруднения вы испытывали?
- Кому нужна помощь?
Домашнее задание. Рабочая тетрадь: № 12, 13 (с. 7).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.