В числе текстовых задач особое место занимают задачи на смеси, растворы и сплавы, называемые еще задачами на процентное содержание или концентрацию, наличие в которых простых и процентных отношений зачастую побуждает относить их к разряду чисто арифметических, а не к задачам на составление уравнений.
Вместе с тем такие задачи можно решать составлением уравнений или их систем по схеме, очень близкой к той, что применяется в задачах на движение, работу и др.
Как известно, в основе методики решения этих задач лежит связь между тремя величинами в виде прямой или обратной зависимостей:
– для пути s, времени t и скорости v;
– для количества работы А, времени t и производительности v.
В аналогичных соотношениях находятся стоимость, цена и количество.
Кроме того, применяются некоторые правила: сложение или вычитание скоростей при движении в движущейся среде, сложение или вычитание производительностей при совместной работе и др.
Приведенная ниже методика решения задач на смеси, растворы и сплавы, опирается на такие же зависимости и правила.
а) Основные понятия в задачах на смеси, растворы и сплавы
Прежде всего, введем основные понятия. Говоря о смесях, растворах и сплавах, будем употреблять термин «смесь» независимо от ее вида (твердая, жидкая, газообразная, сыпучая и т. д.). Смесь состоит из «чистого вещества» и «примеси». Что есть «чистое вещество», определяется в каждой задаче отдельно, однако при этом все остальные вещества, составляющие смесь, относят к примеси. Долей () чистого вещества в смеси называется отношение количества чистого вещества (m) в смеси к общему количеству (М) смеси при условии, что они измерены одной и той же единицей массы или объема:
Отсюда получаем
Отметим, что ввиду того, что Случай =0 соответствует отсутствию выбранного чистого вещества в рассматриваемой смеси (m=0), случай =1 соответствует тому, что рассматриваемая смесь состоит только из чистого вещества (m = М). Понятие доли чистого вещества в смеси можно вводить следующей условной записью:
Доля чистого вещества в смеси =
Количество чистого вещества в смеси
Общее количество смеси
Процентным содержанием чистого вещества в смеси (с) называют его долю, выраженную процентным отношением:
При решении задач следует руководствоваться тем, что при соединении (разъединении) смесей с одним и тем же чистым веществом количества чистого вещества и общие количества смесей складываются (вычитаются). Складывать и вычитать доли и процентные содержания нельзя.
б) Основные этапы решения задач
1. Выбор неизвестной (или неизвестных). Чаще всего в качестве неизвестных величин выбирают те, которые требуется найти, но иногда целесообразно обозначать неизвестными промежуточные величины, через которые легко выражаются искомые.
2. Выбор чистого вещества. Из веществ, фигурирующих в условии задачи, выбирается одно в качестве чистого вещества. Чаще всего выбирают вещество, о котором идет речь в требовании задачи, или вещество, о доле которого в условии содержится больше всего информации. При этом, если – доля чистого вещества, то (1 – ) – доля примеси.
3. Переход к долям. Если в задаче имеются процентные содержания, их следует перевести в доли и в дальнейшем работать только с долями.
4. Отслеживание состояния смеси. На каждом этапе изменения смеси (добавление, изъятие) необходимо описывать состояние смеси с помощью основных величин m, М, .
5. Составление уравнения. В результате преобразований смеси, описанных в задаче, придем к ее итоговому состоянию. Оно характеризуются величинами m, М, , содержащими неизвестные. Уравнением, связывающим эти неизвестные, будет уравнение
В ходе осуществления этих этапов рекомендуется ввести следующую таблицу.
Таблица 6
Состояние смеси |
Количество чистого вещества (m) |
Общее количество смеси (М) |
Доля () |
1 2 … |
|
|
|
Итоговое состояние |
|
|
|
6. Решения уравнения (или их системы) и на хождение требуемых величин.
7. Формирование ответа. Если в задаче требовалось найти то или иное процентное содержание, то следует полученные доли перевести в процентные содержания.
Далее проиллюстрируем перечисленные этапы на примерах.
в) Примеры решения задач
Задача 2.33. Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составляла 1,5%?
Решение.
1. Пусть требуется добавить x кг пресной воды.
2. За чистое вещество примем соль. Тогда морская вода – это смесь с 5%-ным содержанием чистого вещества, пресная вода – с 0%-ным содержанием чистого вещества.
3. Переходя к долям, получаем, что доля соли в морской воде составляет 0,05, доля соли в пресной воде равна 0, доля соли в смеси, которую нужно получить, – 0,015.
4. Происходит соединение смесей (табл. 7).
Таблица 7
Состояние смеси |
m (кг) |
M (кг) |
|
1 |
|
30 |
0,05 |
2 |
|
x |
0 |
3 |
|
30 +x |
0,015 |
5. Исходя из третьей строки табл. 2, составим уравнение
= 0,015(30 + x).
6. Решаем полученное уравнение и находим x = 70.
7. В данной задаче не содержалось требования найти процентное содержание какого-либо вещества, поэтому нет необходимости переводить доли в процентные содержания.
Ответ: 70 кг.
Задача 2.34. Сколько килограммов воды нужно выпарить из 0,5 т целлюлозной массы, содержащей 85% воды, чтобы получить массу с содержанием 25% целлюлозы?
Решение.
1. Пусть x т воды следует выпарить.
2. За чистое вещество принимаем сухую целлюлозу.
3. Доля воды в данной целлюлозной массе 1 – 0,85 = 0,15. Выпаривается чистая вода, в ней доля целлюлозы равна нулю. Доля целлюлозы в смеси после выпаривания – 0,25.
4. Происходит разъединение смесей (изъятие из данной смеси воды выпариванием) (табл. 8).
Таблица 8
Состояние смеси' |
m (т) |
M (т) |
|
I |
|
0,5 |
0,05 |
II |
|
x |
0 |
III |
|
0,5 +x |
0,25 |
5. Составим уравнение вида по третьей строке табл. 8:
6. Решая уравнение, получим x = 0,2.
7. Следует выпарить 0,2 т воды. В соответствии с требованием задачи переводим ответ в килограммы.
Ответ: 200 кг.
Решим эту же задачу, выбрав в качестве чистого вещества воду.
1. Пусть x т воды следует выпарить.
2. За чистое вещество принимаем воду.
3. Доля воды в данной массе – 0,85. Доля воды в выпаренной воде будет составлять 1. Доля воды в полученной смеси составит 1 – 0,25 = 0,75.
4. Происходит изъятие из данной смеси воды (выпариванием) (табл. 8).
Таблица 9
Состояние смеси |
m (т) |
M (т) |
|
I |
|
0,5 |
0,85 |
II |
|
x |
1 |
I – II |
|
0,5 +x |
0,75 |
5–6. Составим уравнение по третьей строке табл. 9 и решим его
= (0,5 - x)0,75,
x = 0,2.
Ответ: 200 кг.
Комментарий. По мере приобретения навыков учащимся необязательно выделять записями указанные этапы решения. После выбора неизвестных они составляют таблицу, в процессе заполнения которой реализуются этапы 2,3 и 4.
Задача. Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 г 15%-ног раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?
Решение. Пусть взяли x г первого раствора, тогда второго раствора (600 - x) г (табл. 10).
Таблица 10
Состояние смеси |
m (г) |
M (г) |
|
I |
0,3x |
x |
0,3 |
II |
0,1(600 – x) |
600 – x |
0,1 |
I + II |
0,3 x +0,1(600 – x) |
600 |
0,15 |
Тогда 0,3 x +0,1(600 – x) = , откуда x = 150, 600 - x = 450.
Ответ: 150 г 30%-ного раствора, 450 г 10%-ного раствора.
Комментарий. При решении задач на составление уравнений задача может сводиться не к одному уравнению, а к системе уравнений. К этому подталкивает и текст задачи, по которому требуется найти несколько неизвестных величин. Какие-то из уравнений системы будут составлены на основе таблицы состояний смесей, а какие-то – на основе двух взаимосвязей величин, описываемых в задаче. Так, например, предыдущую задачу можно решить следующим образом: пусть x г первого раствора и взяли у г второго раствора, тогда по условию задачи
x + у = 600 (табл. 11).
Таблица 11
Состояние смеси |
m (г) |
M (г) |
|
I |
0,3x |
x |
0,3 |
II |
0,1у |
у |
0,1 |
I + II |
0,3 x +0,1у |
x + у |
0,15 |
Из табл. 7 получаем еще одно уравнение
0,3 x +0,1у = 0,15(x + у)
и задача сводится к решению системы
Задача. Сплав меди с серебром содержит серебра на 1845 г больше, чем меди. Если бы к нему добавили некоторое количество чистого серебра, по массе равное массы чистого серебра, первоначально содержащегося в сплаве, то получился бы новый сплав, содержащий 83,5% серебра. Какова масса сплава и каково первоначальное процентное содержание в нем серебра?
Решение. Пусть масса сплава – x г, а доля чистого серебра в нем – . Тогда количество серебра в сплаве равно x г, количество меди – (x – x) г.
По условию x = x – x + 1845.
Таблица 12
Состояние смеси |
m (г) |
M (г) |
|
I |
x |
x |
|
II |
x |
x |
1 |
I + II |
x + x |
x + x |
0,835 |
Составим систему уравнений и решим ее:
Получим
Сформулируем ответ к задаче. В соответствии с обозначениями масса сплава равна 3165 г, а доля чистого серебра в нем 0,791. Выразим долю в процентах.
Ответ: 3165 г, 79,1%.
Как и в других текстовых задачах, задача на смеси может приводить к системе уравнений, в которой число введенных неизвестных больше числа уравнений, которые можно составить по сюжету задачи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.