Разработчик: Михиенко Татьяна Васильевна
Учитель математики, первая квалификационная категория
МБОУ "ООШ п. Александровский" Искитимского района, Новосибирской области
8 класс
Геометрия
Количество учащихся в классе - 5
Открытый урок по теме: Решение задач.
Закрепление по данной теме: Площадь параллелограмма, площадь треугольника, площадь трапеции.
Дата проведения: 19.11.19
Дидактическая задача урока:
· систематизировать знания и умения учащихся решать задачи на применение формул площадей параллелограмма, треугольника, трапеции;
Цели: Образовательные:- повторить и закрепить знание учащихся формулировок площадей четырехугольников.
Формирование умений: тренировать способность решать типичные задачи ОГЭ по готовым чертежам и практико-ориентированные задачи, используя формулы площадей четырехугольников.
Развивающие:- развивать умение решать задачи по готовым чертежам; - формировать математическую речь учащихся; - развивать познавательную активность, творческие способности.
Воспитательные: - воспитывать культуру взаимоотношений между детьми; повышать интерес учащихся к математике; формировать самостоятельность и умение делать самооценку.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений, навыков.
Методическое обеспечение: Компьютер, листы с печатной основой – карточки с тестами на знание площадей четырехугольников, карточки с заданиями для работы на уроке.
ХОД УРОКА
Девиз урока:" Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение".(Слайд №1)
Структура этапов |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент (1 мин.) Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой учащихся. |
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас обобщающий урок, где Вам понадобятся те знания, которые вы получили на предыдущих уроках. Но, прежде давайте пожелаем друг другу добра: - Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь сегодня добра. – Мы желаем сегодня друг другу добра. Я знаю, что все у Вас получится. |
Проверяют готовность к уроку. Настраивают себя к деятельности на уроке. |
2. Актуализация знаний и умений учащихся. (8 мин.) Устная работа. Цель - повторить теоретический материал: формулировки и формулы площадей параллелограмма, треугольника, трапеции. |
Математическая игра "Поле чудес". А) прошу вас расшифровать тему нашего урока: Для этого выполните задания, которые лежат на ваших партах. И расположите полученные значения в порядке убывания. Б)Для того, чтобы закончить название темы урока: Выполните второе задание. Перед вами на столах лежат тексты задач: ваша задача разложить данные условия по типам задач. ( Приложение №1). Сформулируйте тему нашего урока. На опросных листах выберите цели урока. Историческая справка. (Слайд №2). Вопрос: Что нужно знать, чтобы решать задачи? Давайте повторим определения и формулы четырехугольников. Итак, на доске перед Вами фигуры под номерами: 1 3
2 4
Вопросы: 1. Что за фигура изображена под номером 4? 2. Сформулируйте определение четырехугольника под номером 4? 3. По какой формуле вычисляется площадь прямоугольного треугольника? 4. Что за фигура расположена под номером 3? 5. Дайте определение параллелограмма. 6. Формула по которой находим площадь параллелограмма? 7. Что за фигура расположена под номером 2? 8. Дайте определение трапеции.
9. Формула по которой находим площадь трапеции. (Слайд №3) Задание 1.Ученик допустил ошибку. Нужно найти эту ошибку каждому самостоятельно. Проверку выполнить у доски. "Найди ошибку!" S = a·b S = a+b/2. Задание 2. Объясни эту ошибку. С какой формулой перепутал? (слайд№4) |
Отвечают на вопросы.
Ответ: Решение задач на нахождение площадей параллелограмма, треугольника, трапеции.
Ответ: теоретическую часть - определения, теоремы, формулы.
1. Ответ: прямоугольный треугольник. 2. Треугольник -это фигура, которая состоит из 3-х точек не лежащих на одной прямой и трех последовательно соединенных отрезков. 3. Ответ: S=1/2 a · b. 4. Ответ: параллелограмм.
5. Параллелограмм-четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны. 6. S= a·h. 7. Ответ: трапеция.
8.Трапецией называется четырехугольник, у которого 2 стороны параллельны, а 2 другие не параллельны.
9. Ответ. S=1/2·( а+b)·h.
Ответ: ½ пропущен коэффициент и b заменить на h.
Ответ: пропустил умножить на h- высоту. Ответ : з.2.а) формула прямоугольника. б) формула средней линии трапеции. |
3. Решение задач. Цель – проверить решение типичных задач ОГЭ по готовым чертежам.( 3+5 мин.)
4. Практическая работа.(5 мин.) Цель - закрепить для прочного знания применять формулы площадей параллелограмма, треугольника, трапеции.
5. Самостоятельная работа в форме теста: Цель – проверить знания учащихся применять формулы площадей параллелограмма, трапеции, треугольника.
6. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Выставление оценок. 7. Задание на дом. Учитель информирует домашнее задание.
|
Теоретический материал мы повторили. Вопрос:Что после этого мы на уроках делаем? Вопрос: Ребята! Зачем нам нужно решать задачи? Где это пригодиться? На доске расположены три конверта помещенными в них карточками. Вам нужно подойти к доске и вынуть карточку из любого конверта на выбор. Проверка у доски через 3 мин. Всех 5 человек в классе опрашиваю у доски. Работа в парах. Каждому учащемуся раздаю фигуры четырехугольников на парты. Нужно найти площадь этих фигур. Измерения производите с помощью линейки. Можно друг у друга спросить совета. (Слайд №5) Проверка осуществляется с помощью компьютера. Далее, выполняем тест. (Слайд №6). Проверим. Поменяемся тетрадками. Проверка с помощью компьютера. Вопрос: А где в жизни мы встречаемся с задачами на площадь? По уровням даю практико ориентированные задачи из ОГЭ задание №2 на оценку"3". На "4": учебник: з.:№456, с.122. Проверка у доски. -Какие цели ставили? -Достигли или нет?(Слайд №7) Продолжите предложение: Мы изучили тему…………………………… Мне стало понятно………………………… У меня получилось ………………………… Вопрос: Какую оценку ты поставил себе? (Слайд №8) Домашнее задание: П.50-54, в.6, с.133, з.:№471(б), № 455. Спасибо за урок!(Слайд №9) |
Ответ: Переходим к практике. Учимся применять формулы.
Отвечают у доски.
Самостоятельно сверяют ответы.
Выполняют тест. Меняются тетрадками. Проверяют друг у друга.
Ответ: прямоугольный участок, в квартире стелим ленолиум, паркет, приклеиваем обои и др.
Учащиеся отвечают у доски. Зачитывают выбранные цели и отмечают достигли цели : да или нет.
Заполняют незаконченное предложение.
Выполняют самооценку. Записывают домашнее задание в дневник.
|
Приложение №1
Устный счет
Выполните умножение натуральных чисел:
Е |
7·16 |
29·5 |
9·7 |
8·4 |
23·6 |
2·8 |
Р |
2·7 |
5·5 |
6·4 |
9·1 |
3·6 |
18·9 |
Н |
8·8 |
8·9 |
19·7 |
6·6 |
5·1 |
4·3 |
Ш |
16·9 |
3·2 |
2·5 |
3·3 |
0·6 |
7·7 |
И |
4·4 |
14·9 |
2·2 |
1·1 |
5·6 |
4·2 |
Д |
9·8 |
7·8 |
9·9 |
16·7 |
0·5 |
2·9 |
Ч |
6·3 |
5·7 |
4·5 |
5·8 |
23·4 |
6·4 |
З |
7·4 |
7·6 |
2·6 |
18·6 |
9·3 |
9·5 |
А |
4·5 |
6·8 |
15·7 |
0·4 |
3·4 |
14·7 |
Устный счет
Ответы
Е |
112 |
145 |
63 |
32 |
138 |
16 |
Р |
14 |
25 |
24 |
9 |
18 |
162 |
Н |
64 |
72 |
133 |
36 |
5 |
12 |
Ш |
144 |
6 |
10 |
9 |
0 |
49 |
И |
16 |
126 |
4 |
1 |
30 |
8 |
Д |
72 |
56 |
81 |
112 |
0 |
18 |
Ч |
18 |
35 |
20 |
40 |
92 |
24 |
З |
28 |
42 |
12 |
108 |
27 |
45 |
А |
20 |
48 |
105 |
0 |
12 |
98 |
162-Р; 145 – е; 144 – ш; 138 – е; 133 – н; 126- и; 112- е; 108-з; 105 –а; 102-д; 98 -а; 92 -ч.
Историческая справка. Известный педагог и математик Дьердь Пойа (1887-1985) сравнивал умение решать задачи с умением научиться плавать.
"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их". (Д. Пойа).
Дьердь Пойа, венгерский, шверцарский и американский математик много работал со школьными учителями математики и внес большой вклад в науку. Он написал несколько книг о том, как решают задачи и как надо учить решать задачи.
"Найди ошибку!"
S = a·b
S = a+b/2.
"Найди ошибку!"
S = a·b
S = a+b/2
Самостоятельная работа (в форме теста)
1. Найдите площадь параллелограмма, если его основание и высота равны 6 см и 11 см.
а) 66 см2; б) 17 см2; в) 33 см2; г) 78 см2.
2. Найдите сторону параллелограмма, если его площадь равна 88 см2, а h – высота равна 11 см.
а) 22 см; б) 19 см; в) 46 см; г) 8 см.
3. Найдите площадь прямоугольного треугольника по рисунку:
6
8
а) 12 см2; б) 24 см2; в) 48 см2; г) 16 см2.
-Какие цели ставили?
-Достигли или нет?
Продолжите предложение:
Мы изучили тему……………………………
Мне стало понятно…………………………
У меня получилось …………………………
· закрепить знания и умения решать задачи;
· применять формулы площадей параллелограмма, треугольника, трапеции;
· закрепить знания и умения решать типичные задачи ОГЭ по готовым чертежам;
· научиться решать жизненные задачи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.