Тема: Решение задачи оптимального планирования в табличном процессоре Excel
Цель: - научиться решать задачи оптимального планирования в табличном процессоре Excel
Вид работы: фронтальный
Время выполнения: 2 часа
Теоретические сведения
Планирование — важнейший этап экономической и управленческой деятельности. Объектом планирования может быть деятельность подразделения или всего предприятия, отрасли промышленности или сельского хозяйства, региона, наконец, государства.
Постановка задачи планирования в общем случае выглядит следующим образом:
P имеются некоторые плановые показатели: X, Y, ...;
P имеются некоторые ресурсы: R1, R2, ..., за счет которых эти плановые показатели могут быть достигнуты;
P имеется определенная стратегическая цель, зависящая от значений плановых показателей, на которую следует ориентировать планирование.
Задача оптимального планирования заключается в определении значений плановых показателей с учетом ограниченности ресурсов при условии достижения стратегической цели.
Пример. Планирование экономической деятельности государства. Безусловно, это слишком сложная задача для детального анализа. Плановых показателей очень много: это производство различных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, подготовка специалистов, выработка электроэнергии, размер зарплаты работников бюджетной сферы и многое другое. К ресурсам относятся: количество работоспособного населения, бюджет государства, природные ресурсы, энергетика, возможности транспортных систем и пр. Разумеется, каждый из этих видов ресурсов ограничен. Кроме того, важнейшим ресурсом является время, отведенное на выполнение плана.
Вопрос о стратегических целях в этом случае очень сложен. У государства их много, но в разные периоды истории приоритеты могут меняться. Например, в военное время главной целью является максимальная обороноспособность, военная мощь страны. В мирное время в современном цивилизованном государстве приоритетной целью должно быть достижение максимального уровня жизни населения.
Решение задач оптимального планирования чаще всего является сложным и недоступным при использовании лишь человеческого опыта (эмпирических методов). Для решения таких задач строится математическая модель, устанавливающая связь между параметрами задачи. Следовательно, оптимальное планирование осуществляется путем применения математического моделирования. Как правило, такие модели для реальных ситуаций не поддаются аналитическому решению, поэтому используются численные методы решения, реализуемые на компьютере.
Задания к практической работе
1. Структура таблицы для решения конкретной задачи состоит из трех основных частей:
- области заголовков, которая содержит информацию о цели и содержании таблицы;
- области констант (предположений), которая содержит данные, используемые многократно без изменений в таблице при создании формул, необходимых для расчетов;
- рабочей области таблицы (область расчетов), которая содержит заголовки строк и столбцов, независимые переменные и вычисляемые формулы.
2. Заполнение рабочей области таблицы производится следующим образом: сначала заполняют заголовки строк и столбцов, затем - независимые переменные и, наконец, - формулы.
3. При вводе формул целесообразно вводить адреса ячеек, выбирая их мышкой.
4. Ссылки на ячейки области констант, как правило, абсолютные. Для преобразования относительной ссылки в абсолютную используется клавиша F4, которая нажимается при необходимости после выбора соответствующей ячейки мышкой.
5. Ссылки на ячейки рабочей области таблицы, как правило, относительные (принятые по умолчанию).
6. Формулы расчетов вводятся только в самые верхние ячейки столбцов, а затем копируются в остальные при помощи мышки (метод протаскивания).
Ход работы
Задание 1. Создание структуры задачи и выполнение первичных расчетов
1. Создать таблицу на Листе 1 по образцу (Рис. 1):
2. Ввести формулу расчета размера начисленной заработной платы, которая учитывает, что работнику выплачивается его оклад, деленный на количество рабочих дней в месяце и умноженный на количество фактически отработанных сотрудником дней.
3. Ввести формулу для расчета премии, приняв во внимание, что она вычисляется в проценте от начисленной суммы заработной платы.
4. Рассчитать величину подоходного налога, используя соответствующий процент.
5. Рассчитать денежную сумму к выдаче.
6. Отформатировать таблицу, применяя цветовое оформление заголовка; установить границы и денежный формат для соответствующих столбцов таблицы.
7. Подвести итог столбца «К выдаче».
Рисунок 1 - Структура таблицы
Задание 2. Дополнительные вычисления и изменения в таблице.
На Листе 2 создайте таблицу по образцу:
1. Дополнить Базовые показатели для расчета данными:
2. Вставить столбец «Кол-во иждивенцев» между столбцами «Оклад» и «Кол-во отработанных дней». Заполнить его по своему усмотрению.
3. Между столбцами «Премия» и «Подоходный налог» вставить столбцы «Налоговые вычеты» и «Облагаемая налогом сумма».
4. Рассчитать налоговые вычеты, учитывая, что они составляют 400 руб. на работника и по 300 руб. на каждого его иждивенца.
5. Рассчитать сумму, облагаемую налогом, величину подоходного налога и сумму к выдаче.
Задание 3. Подведение итогов, применение трехмерных ссылок.
1. Переименовать лист, дав ему название соответствующего месяца.
2. Скопировать информацию на Лист 3, воспользовавшись методом копирования листов.
3. Внести исправления в заголовке – заменить Сентябрь на Октябрь.
4. Переименовать лист, дав ему название соответствующего месяца.
5. Изменить количество рабочих дней в Октябре на 24 и величину премиального процента на 35%. Изменить количество отработанных каждым сотрудником дней.
6. Выполнить аналогичные действия с листом 4, переименовав его соответствующим образом и разместив на нем информацию о зарплате сотрудников в ноябре (рабочих дней – 23, процент премии – 40%).
7. На отдельном листе составить таблицу, содержащую итоговую информацию о работе и зарплате сотрудников фирмы за первый квартал 2003 года.
Указание. Данная информация должна быть представлена в виде таблицы со следующими заголовками столбцов: «ФИО», «Должность», «Количество отработанных дней за квартал», «Подоходный налог за квартал», «К выдаче за квартал». В данных столбцах создать формулы, позволяющие суммировать соответствующие значения, содержащиеся на разных листах рабочей книги (трехмерные ссылки, включающие название листа).
Контрольные вопросы
1. Какую информацию содержит области заголовков?
2. Что содержит области констант (предположений)?
3. Что содержит рабочая область таблицы (область расчетов)?
4. Как заполняется рабочая область таблицы?
5. какие ссылки являются абсолютными, а какие относительными?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.