Первая треть 20 века открыла новый этап в исторической жизни архитектурного ансамбля ТСЛ, в том числе и в вопросе реставрационных работ.
Необходимость реставрации обосновывалась тем, что существенные изменения появились в ансамбле в результате "поновлений" и перестроек XIX — начала XX вв.
Освобождение зданий от пристроек и наслоений положило начало их научной реставрации.
Реставрация ансамбля Троице-Сергиевой лавры, состоящего из сложного комплекса разностильных и разновременных зданий, представляет особые трудности.
Совершенно очевидно, что в основу реставрации не могло быть положено механическое стремление во что бы то ни стало вернуть каждому памятнику его первоначальный вид; надо было проследить последовательный процесс формирования ансамбля, попытаться вникнуть в логику его развития, с тем чтобы иметь объективные данные для определения, того максимально выразительного облика, который сложился у него на определенном этапе.
В результате в значительной мере был выявлен облик древнейшего памятника монастыря — Троицкого собора; он освобожден от пристроек, наружные стены и барабан очищены от оклейки холстом, возвращена древняя форма оконным проемам, удалены поздняя запись икон и стенопись собора. В 1966 г. проведены сложные работы по восстановлению позакомарного покрытия собора, Закома́ра (от др. русского комара — свод)— полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены,в результате этого, памятнику возвращены его величественные пропорции и своеобразный силуэт.
Подлинным открытием явилось восстановление Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия, более двухсот лет скрывавшихся под футляром казарменного фасада Казначейского корпуса.
Освобождением от перестроек (в 1960-х гг.) Предтеченского корпуса (1640-е гг) положено начало восстановлению древней архитектуры рядовых монашеских келий XVII в.
После освобождения от жилья, были укреплены и восстановлены крепостные стены и башни. Проведены большие работы по усовершенствованию инженерных коммуникаций, благоустройству территории. У восточной стены лавры, подчеркивая границу Красногорской площади, были разбиты сквер и луговой газон .
Произведенные в 30—60-х годах огромные реставрационные работы возродили древний ансамбль памятников Троице-Сергиевой лавры, вернули ему красоту и неповторимое своеобразие. В 70—80-е годы темпы реставрационных работ несколько замедлились, хотя продолжались работы, включенные в комплексный план реставрации архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры. В 1976 г. было восстановлено утраченное в 1809 г. пятиглавие надвратной церкви Иоанна Предтечи, в 1978 г. — интерьер Каличьей башни с винтовой лестницей и пятью смотровыми площадками.
Ансамбль Троицкого монастыря — это своеобразный музей архитектурных форм и стилей, в котором представлены лучшие образцы национального зодчества. Каждое сооружение здесь значительно само по себе, оно имеет свое лицо, свой запоминающийся художественный образ. В постановке памятников отсутствует выделение какого-либо одного фасада — это подчеркивает самостоятельность объемного решения, делает главными боковые точки зрения, как бы предлагая обойти здание кругом. И в то же время, собранные вместе, памятники не мешают друг другу, а, наоборот, еще более выигрывают в своей художественной выразительности.
Горящие золотом кресты и купола лаврских церквей, ажурный силуэт стройной колокольни и разнообразные объемы боевых башен, огромные цветисто-пестрые дворцы и изящные, почти ювелирные часовни, то живописно рассыпаясь по склону холма, то причудливо группируясь за белыми стенами крепости, невольно вызывают в нашей памяти образы сказочных русских городов, так поэтично воспетых народом в былинах и сказках. Монументальное величие и художественная сила неповторимого по своему совершенству и красоте ансамбля архитектурных памятников Троице-Сергиевого монастыря, созданного трудом многих поколений часто безвестных строителей, свидетельствуют о высоком художественном таланте русского народа и национальном своеобразии его древней культур
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.