План-конспект занятия
Тема занятия «Ресурс жизненных сил…»
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Обсуждение правил группового тренинга.
3. Введение в тему занятия: «Ресурс жизненных сил»
4. Просмотр видеоролика: «Цветок…»
5. Упражнение «Передай себе…»
6. Рефлексия.
7. Интеграция полученного опыта.
8. Ритуал прощания.
Цель: расширение и укрепление психологических ресурсов старшеклассников для преодоления трудных жизненных ситуаций.
Задачи:
1. Помочь учащимся осознать свои жизненные ресурсы
2. Раскрыть чувство ценности собственной личности
3.Поддержка стадий формирования личностной индивидуальности и идентификации.
4. Поддержать и закрепить позитивное отношение к себе.
Оборудование: техническое оснащение для показа видео-ролика, листы бумаги, цветные карандаши.
Контингент: учащиеся 8-11 классов (15-17 лет).
Ожидаемый результат. В конце занятия у старшеклассников раскрывается чувство ценности себя, приобретается опыт установления контакта со своим внутренним миром, появляется возможность переосмысления трудных жизненных ситуаций, укрепляется позитивное отношение к себе.
Ход занятия
Ритуал приветствия:
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я рад вас всех видеть. Садитесь, пожалуйста.
Для того, чтобы всем было комфортно на нашем занятии, давайте озвучим правила нашего сегодняшнего занятия (приложение 1).
Освещение темы занятия.
Ведущий. Сегодня у нас очень важное занятие. Посвящено оно преодолению трудных жизненных ситуаций и открытию в себе нового ресурса - источника жизненных сил.
Все мы понимаем, что из жизни невозможно исключить сильные переживания, страдания, боль, так же как и невозможно исключить счастье и радость. Чувства наполняют нашу жизнь. Но очень важно сильные переживания не заглушить, а пережить. Ведь заглушенная боль остается в нашей душе, продолжает о себе напоминать, лишая нас гармонии с самим собой. А пережитая, осознанная - дает нам мудрость, терпение.
Для того, чтобы преодолеть трудности нам понадобится много сил. И прекрасно, если у нас есть такие ресурсы, как здоровье, наш ум, знания, положительный опыт. Все это обязательно будет помогать нам. Но иногда в жизни случается так, что этого не достаточно и для того, чтобы справиться с ситуацией нужно что-то большее, нужен именно ваш ресурс жизненных сил.
Итак, сегодня наша с вами задача открыть в себе этот ресурс, знание, которое будет давать нам силы. Для этого мы с вами отправимся в путешествие во времени. И у нас будет возможность помочь себе в прошлом, а получив такой опыт, помогать и в будущем.
А сначала мы посмотрим видеоролик, который очень хорошо отражает тему нашего сегодняшнего занятия и раскрывает очень много жизненно важных ценностей.
Видеоролик «Цветок…». ( https://yadi.sk/i/GL9dPX6pXM7dCg )
Ведущий. Попрошу полной тишины. Каждый проживает только свои эмоции, не важно, что происходит во всем фильме, мы смотрим только этот отрывок.
После просмотра видеоролика:
Ведущий. Посмотрите, как много смысла и чувств поместилось в маленьком цветке и каким важным ресурсом это стало в жизни этого человека…
У каждого из нас тоже есть свой ресурс и не один.
Упражнение «Передай себе…»
Аудио запись: саундтрек к фильму «Храброе сердце».
Ведущий. Прямо сейчас у нас будет возможность соприкоснуться со своей жизненной силой и найти свой ресурс.
(Начинается музыка: https://yadi.sk/i/7tsy8WFiu2VttQ )
Устройтесь поудобнее, можете закрыть глаза.
Почувствуйте свою жизнь единым целым, не разделяя на прошлое настоящее и будущее, все существует одновременно, и сейчас мы можем перенестись в любой момент своей жизни, оказаться рядом с собой в трудную минуту и помочь себе. Представьте любую вещь, предмет или что-то другое, что наполнит вас силами. Не задумывайтесь над смыслом, ваше подсознание подскажет верный ответ. Доверяйте своим чувствам. Просто посмотрите, что появляется у вас в руках. Передайте это себе. Теперь это с вами.
Постепенно возвращайтесь в наше время. Нарисуйте, пожалуйста, образ своего ресурса (музыка продолжает играть до окончания данного упражнения).
Рефлексия.
Ведущий. Поделитесь, пожалуйста, тем, что вы увидели и почувствовали?
Подведение итогов тренинга.
Ведущий. Чтобы существовать в гармонии с самим собой необходимо глубинное знание: «я любим», «я хороший», «я могу». Сильная душевная боль, приводит к тому, что мы начинаем сомневаться в этом знании и, в дальнейшем, даже казалось бы незначительные события могут тоже стать для нас травмирующими.
Сегодня вы открыли в себе новый ресурс, он «подпитал», укрепил одно из наших глубинных знаний, подумайте какое именно: «я любим», «я хороший», «я могу». Запомните его и сохраните в памяти.
Ведущий. А сейчас у меня для вас есть маленький сюрприз, давайте все встанем в круг, закроем глаза и загадаем заветное желание. Ведь чтобы быть в гармонии с собой, необходимо дарить любовь не только окружающим нас людям, но и самим себе. Загадали желание? Пусть оно обязательно исполниться!
Ведущий. Спасибо вам за доверительную атмосферу, внимательность и чуткость друг к другу.
Приложение 1.
1. Конфиденциальность.
Любая информация, которую сообщают участники – конфиденциальна, и не выносится за пределы группы. Никто не рассказывает о том, что именно рассказывали другие, как себя вели, можно говорить только о своих чувствах, своих реакциях, не интерпретируя действия и слова других и не оценивая их. То, что происходит в группе, обсуждается только в группе.
2. Безоценочность.
Каждый участник по-своему совершенен, у каждого свой собственный уникальный внутренний мир, никто не лучше и не хуже других с этой точки зрения. Поэтому нельзя оценивать других.
3. Говорить “я”, а не “мы” или “все”.
Все высказывания строятся на принципе «я-посланий», например: “Я считаю, что...”, “Я чувствую...”, “Мне кажется, что...”. Любые умозаключения и обсуждение психологических процессов – только о себе.
4. Активность.
Для того, чтобы получить максимальную пользу от встречи, нужно максимально включаться в работу, в упражнения, в обсуждение.
5. Уважение.
Одновременно говорит только один человек: из уважения к себе и говорящему мы не перебиваем. Участниками отключается вся мобильная связь.
6. Правило «стоп».
Каждый участник имеет право, ничего не объясняя, не принимать участия в каком-либо упражнении, остановить разговор, касающийся его личности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.