Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Оценка 5

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

Оценка 5
docx
13.05.2020
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Ресурсы современного урока.docx

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

     " Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра"

                                                                                                                Джон Дьюн

 Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Что такое ресурсный подход в образовании? Сфера образования может стать ресурсом развития личности лишь в том случае, если образовательные действия станут инициативными и превосходящими по потенциалу, побуждающими к развитию эту личность.

Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно.  И  лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени.

« Урок –это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора, эрудиции»

                                                                                                  В.А. Сухомлинский

 

Урок, сохранив присущие ему признаки, рассматривается не только как вариативная, но как развивающаяся структура. Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и обучающегося.

Учитывая новые требования к школьному образованию, современный урок также решает задачи, которые направлены на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

Три постулата современного урока

·         Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности обучающихся и учителя;

·         Урок есть часть жизни обучающегося, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

·         Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.


 

  Современный урок обязан соответствовать последним достижениям педагогической науки. А эти последние достижения сводятся к двум содержательным сторонам

– личностной ориентации и

- вариативности образования;   двум подходам – событийному и ресурсному и

двум дидактическим технологиям – проектной и рефлексивной.

Каковы ресурсы современного урока?

·         Временные

·         Информационные

·         Технологические

·         Мотивационные

·         Инновационные

·         Здоровьесберегающие

·         Методической и психолого-педагогической компетентности учителя

·         Материально-технические

1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии

2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

4 место – материально-технический, финансовый

 Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель. 

Ресурс времени

Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. Так ли это в действительности? 

Рассмотрим основные причины потери времени

-Обучающиеся  входят в кабинет по звонку

-Проверка отсутствующих

-Выяснение причин опозданий

-Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку

-Вызывание для ответа, не подготовленных к уроку; не умеющих хорошо говорить

-Отсутствие четких, конкретных инструкций при организации деятельности обучающихся, которая не требует самостоятельного составления ее алгоритма

-Запись в тетради информации, которая есть в учебнике

-Вычерчивание сложных таблиц, схем отнимает время, предназначенное для достижения целей урока. Технологические карты уроков, содержащие графические заготовки; задания с продуманными формулировками

-Таким образом, нацеленность совместной деятельности учителя и обучающихся на достижение целевых установок урока обеспечивает резерв времени, необходимый для их реализации.

Виды информационных ресурсов, используемых на уроке:

1.Электронные издания

2.Ресурсы сети Интернет

На разных этапах урока использую материалы Открытых образовательных ресурсов. Это позволяет решать следующие задачи:

1.Интенсификация образовательного процесса.

2.Активизация познавательной деятельности.

3.Формирование образовательных компетенций.

4.Формирование информационной культуры.

Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов -это помощь учителю при подготовке к уроку:

- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

- эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

- подготовка творческих заданий;

помощь при проведении урока:

- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

- индивидуальная исследовательская и творческая работа обучающегося с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

Практика моей работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:

- при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);

- при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами;

-мотивация введения нового понятия; моделирование фигур в геометрии,

-при проверке самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);

- при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);

На уроках математики использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки.

При использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках математики можно отметить положительные моменты:

* учет индивидуальных особенностей учащихся;

* развитие творческих способностей школьников;

*воспитание интереса к предмету;

* обеспечение качественного усвоения программного материала;

Использование ЦОРов на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде. Это необходимость, продиктованная временем. Естественно, это не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке. Использование цифровых образовательных ресурсов должно соответствовать целям и задачам урока.

Что нового дают ЭОР обучающемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования выпускник школы должен:

• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

• вводить текст с помощью клавиатуры;

• фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;

• готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

• уметь использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Древняя китайская пословица гласит:

 " Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь"

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы обучающихся.

Что дают ЭОР учителю? Учитель может:

конспекты не писать;

решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;

вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.

     Итогом введения новых стандартов, новых требований к современному уроку, использование образовательных ресурсов на уроке способствует новому портрету выпускников начальной и основной школы:

    - познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый

     - умеющий учиться

      - принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства)

    - умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли

    - умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером

     - инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий

   - осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды.

 

Технологический ресурс современного обучения

 

Технология обучения — это педагогическая система, включающая упорядоченное содержание, специально организованные операции и действия, которые обеспечивают гарантированное достижение дидактических целей.

Признаками результативной технологии обучения являются:
1. Системность. Технология должна обеспечивать гармонизацию целей, содержания и методической системы процесса обучения. Этот признак является результатом психолого-педагогического обоснования механизмов познавательной деятельности, общения. Он складывается на основе теоретических концепций, научных положений, на которых строится данная технология обучения.

2. Воспроизводимость. Технология должна давать гарантированный результат в условиях ее применения разными педагогами. Поэтому в технологии обучения так важны точная целевая направленность, система четких предписаний (последовательных этапов, операций, обязательных условий, которые нельзя нарушать), алгоритм контроля и получения обратной связи.
3. Определенная модель педагогического взаимодействия. Технологии, построенные на ведущей роли учителя по модели «субъект» — «объектного» взаимодействия, как правило, направлены на усвоение «готового знания» по предмету. «Субъект-субъектная» модель педагогического взаимодействия учителя и учащихся строится в технологии групповой работы и является личностно ориентированной.

Если в традиционном обучении превалировал комбинированный урок,   то в современной системе обучения учитель должен знать методику и структуру разных типов урока:     

- урок изучения первичного закрепления новых знаний;

- урок закрепления знаний;

- урок комплексного применения знаний и умений;

- урок обобщения и систематизации знаний и умений;

- урок контроля оценки и коррекции знаний и умений.

 - модели нетрадиционных уроков.

У каждого типа урока есть своя макроструктура,  цели, частные дидактические задачи технологии, техники, методики, приемы.

Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.

 

 

Мотивационные ресурсы современного урока

По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных обучающихся. 

По направленности и содержанию мотивы могут быть: 
•    Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества). 

•    Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным). 
•    Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии). 
•    Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты). 

•    Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам). 
•    Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.). 
•    Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).

•    Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место). 

•    Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию). 

•    Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу). 

Инновационные ресурсы

 Инновационная деятельность есть деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом. Процессы, происходящие сегодня в образовании, безусловно ведут к позитивным изменениям. Инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах и приёмах.

Использование современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.

 Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

v    Информационно – коммуникационная технология

v    Технология развития критического мышления

v    Проектная технология

v    Технология развивающего обучения

v    Здоровьесберегающие технологии  

v    Технология проблемного обучения

v    Игровые технологии

v    Модульная технология

v    Технология мастерских

v    Кейс – технология

v    Технология интегрированного обучения

v    Педагогика сотрудничества. 

v    Технологии уровневой дифференциации 

v    Групповые технологии. 

v    Традиционные технологии (классно-урочная система)

                           Здоровьесберегающий ресурс

Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья.

Поэтому возникает проблема, как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью обучающегося?

Здоровьесберегающее технологии неразрывно связаны с другими технологиями. Такими как:

·        Личностно-ориентированные

·        Педагогика сотрудничества

·        Технологии развивающего обучения (ТРО)

·        Технология уровневой дифференциации обучения.

 

Здоровье сберегающей технологии -это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении  педагога не нанести ущерб здоровью обучающегося.

Ресурс    Методической и психолого-педагогической компетентности учителя

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

1.       Работа в методических объединениях, творческих группах;

2.       Исследовательская , экспериментальная деятельность;

3.       Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4.       Различные формы педагогической поддержки;

5.       Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

6.       Обобщение собственного педагогического опыта;

7.       Использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Материально-технический ресурс

  Материально-техническая база – необходимое условие функционирования и развития образовательного учреждения. Совершенствование материально-технического обеспечения современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами являются современными требованиями к образовательному учреждению. Особое внимание в школе уделяется насыщению образовательного процесса современным компьютерным оборудованием, а также освоению и использованию ИКТ.

условия материально-технического обеспечения соответствуют санитарно-техническим нормам;
- материально-техническая база оптимально используется во всех формах учебно-воспитательного процесса;
- материально-техническая база обеспечивает безопасность образовательного процесса

Вывод:    современный урок это эрудированный преподаватель плюс целый комплекс инновационных форм и методов обучения.

Только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения.


 

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов "

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов "

Современный урок обязан соответствовать последним достижениям педагогической науки

Современный урок обязан соответствовать последним достижениям педагогической науки

Интенсификация образовательного процесса

Интенсификация образовательного процесса

Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать

Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать

Технологический ресурс современного обучения

Технологический ресурс современного обучения

По направленности и содержанию мотивы могут быть: •

По направленности и содержанию мотивы могут быть: •

Игровые технологии v Модульная технология v

Игровые технологии v Модульная технология v

Исследовательская , экспериментальная деятельность; 2

Исследовательская , экспериментальная деятельность; 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2020