Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
" Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра"
Джон Дьюн
Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
Что такое ресурсный подход в образовании? Сфера образования может стать ресурсом развития личности лишь в том случае, если образовательные действия станут инициативными и превосходящими по потенциалу, побуждающими к развитию эту личность.
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. И лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени.
« Урок –это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Урок, сохранив присущие ему признаки, рассматривается не только как вариативная, но как развивающаяся структура. Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и обучающегося.
Учитывая новые требования к школьному образованию, современный урок также решает задачи, которые направлены на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Три постулата современного урока
· Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности обучающихся и учителя;
· Урок есть часть жизни обучающегося, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
· Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Современный урок обязан соответствовать последним достижениям педагогической науки. А эти последние достижения сводятся к двум содержательным сторонам
– личностной ориентации и
- вариативности образования; двум подходам – событийному и ресурсному и
двум дидактическим технологиям – проектной и рефлексивной.
Каковы ресурсы современного урока?
· Временные
· Информационные
· Технологические
· Мотивационные
· Инновационные
· Здоровьесберегающие
· Методической и психолого-педагогической компетентности учителя
· Материально-технические
1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии
2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)
4 место – материально-технический, финансовый
Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.
Ресурс времени
Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. Так ли это в действительности?
Рассмотрим основные причины потери времени
-Обучающиеся входят в кабинет по звонку
-Проверка отсутствующих
-Выяснение причин опозданий
-Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку
-Вызывание для ответа, не подготовленных к уроку; не умеющих хорошо говорить
-Отсутствие четких, конкретных инструкций при организации деятельности обучающихся, которая не требует самостоятельного составления ее алгоритма
-Запись в тетради информации, которая есть в учебнике
-Вычерчивание сложных таблиц, схем отнимает время, предназначенное для достижения целей урока. Технологические карты уроков, содержащие графические заготовки; задания с продуманными формулировками
-Таким образом,
нацеленность совместной деятельности учителя и обучающихся на достижение
целевых установок урока обеспечивает резерв времени, необходимый для их
реализации.
Виды информационных ресурсов, используемых на уроке:
1.Электронные издания
2.Ресурсы сети Интернет
На разных этапах урока использую материалы Открытых образовательных ресурсов. Это позволяет решать следующие задачи:
1.Интенсификация образовательного процесса.
2.Активизация познавательной деятельности.
3.Формирование образовательных компетенций.
4.Формирование информационной культуры.
Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов -это помощь учителю при подготовке к уроку:
- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
- эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
- подготовка творческих заданий;
помощь при проведении урока:
- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
- индивидуальная исследовательская и творческая работа обучающегося с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.
Практика моей работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:
- при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
- при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами;
-мотивация введения нового понятия; моделирование фигур в геометрии,
-при проверке самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
- при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
На уроках математики использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки.
При использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках математики можно отметить положительные моменты:
* учет индивидуальных особенностей учащихся;
* развитие творческих способностей школьников;
*воспитание интереса к предмету;
* обеспечение качественного усвоения программного материала;
Использование ЦОРов на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде. Это необходимость, продиктованная временем. Естественно, это не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке. Использование цифровых образовательных ресурсов должно соответствовать целям и задачам урока.
Что нового дают ЭОР обучающемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.
ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования выпускник школы должен:
• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
• вводить текст с помощью клавиатуры;
• фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
• готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
• уметь использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Древняя китайская пословица гласит:
" Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь"
Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы обучающихся.
Что дают ЭОР учителю? Учитель может:
конспекты не писать;
решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.
Итогом введения новых стандартов, новых требований к современному уроку, использование образовательных ресурсов на уроке способствует новому портрету выпускников начальной и основной школы:
- познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый
- умеющий учиться
- принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства)
- умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли
- умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером
- инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды.
Технологический ресурс современного обучения
Технология обучения — это педагогическая система, включающая упорядоченное содержание, специально организованные операции и действия, которые обеспечивают гарантированное достижение дидактических целей.
Признаками результативной технологии
обучения являются:
1. Системность. Технология
должна обеспечивать гармонизацию целей, содержания и методической системы
процесса обучения. Этот признак является результатом психолого-педагогического
обоснования механизмов познавательной деятельности, общения. Он складывается на
основе теоретических концепций, научных положений, на которых строится данная
технология обучения.
2. Воспроизводимость. Технология
должна давать гарантированный результат в условиях ее применения разными
педагогами. Поэтому в технологии обучения так важны точная целевая
направленность, система четких предписаний (последовательных этапов, операций,
обязательных условий, которые нельзя нарушать), алгоритм контроля и получения
обратной связи.
3. Определенная
модель педагогического взаимодействия. Технологии, построенные на
ведущей роли учителя по модели «субъект» — «объектного» взаимодействия, как
правило, направлены на усвоение «готового знания» по предмету.
«Субъект-субъектная» модель педагогического взаимодействия учителя и учащихся
строится в технологии групповой работы и является личностно ориентированной.
Если в традиционном обучении превалировал комбинированный урок, то в современной системе обучения учитель должен знать методику и структуру разных типов урока:
- урок изучения первичного закрепления новых знаний;
- урок закрепления знаний;
- урок комплексного применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний и умений;
- урок контроля оценки и коррекции знаний и умений.
- модели нетрадиционных уроков.
У каждого типа урока есть своя макроструктура, цели, частные дидактические задачи технологии, техники, методики, приемы.
Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.
Мотивационные ресурсы современного урока
По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных обучающихся.
По направленности и содержанию мотивы
могут быть:
•
Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для
всего общества).
• Познавательные
(стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
•
Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).
•
Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои
способности и таланты).
• Коммуникативные
(возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального
уровня и новым знакомствам).
•
Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную
деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.).
•
Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и
укрепились с течением времени).
• Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место).
• Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
• Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Инновационные ресурсы
Инновационная деятельность есть деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом. Процессы, происходящие сегодня в образовании, безусловно ведут к позитивным изменениям. Инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах и приёмах.
Использование современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.
Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
v Информационно – коммуникационная технология
v Технология развития критического мышления
v Проектная технология
v Технология развивающего обучения
v Здоровьесберегающие технологии
v Технология проблемного обучения
v Игровые технологии
v Модульная технология
v Технология мастерских
v Кейс – технология
v Технология интегрированного обучения
v Педагогика сотрудничества.
v Технологии уровневой дифференциации
v Групповые технологии.
v Традиционные технологии (классно-урочная система)
Здоровьесберегающий ресурс
Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья.
Поэтому возникает проблема, как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью обучающегося?
Здоровьесберегающее технологии неразрывно связаны с другими технологиями. Такими как:
· Личностно-ориентированные
· Педагогика сотрудничества
· Технологии развивающего обучения (ТРО)
· Технология уровневой дифференциации обучения.
Здоровье сберегающей технологии -это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающегося.
Ресурс Методической и психолого-педагогической компетентности учителя
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2. Исследовательская , экспериментальная деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
6. Обобщение собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
Материально-технический ресурс
Материально-техническая база – необходимое условие функционирования и развития образовательного учреждения. Совершенствование материально-технического обеспечения современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами являются современными требованиями к образовательному учреждению. Особое внимание в школе уделяется насыщению образовательного процесса современным компьютерным оборудованием, а также освоению и использованию ИКТ.
условия материально-технического обеспечения соответствуют санитарно-техническим
нормам;
- материально-техническая база
оптимально используется во всех формах учебно-воспитательного процесса;
- материально-техническая база
обеспечивает безопасность образовательного процесса
Вывод: современный урок это эрудированный преподаватель плюс целый комплекс инновационных форм и методов обучения.
Только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.