Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
" Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра"
Джон Дьюн
Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
Что такое ресурсный подход в образовании? Сфера образования может стать ресурсом развития личности лишь в том случае, если образовательные действия станут инициативными и превосходящими по потенциалу, побуждающими к развитию эту личность.
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. И лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени.
« Урок –это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Урок, сохранив присущие ему признаки, рассматривается не только как вариативная, но как развивающаяся структура. Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и обучающегося.
Учитывая новые требования к школьному образованию, современный урок также решает задачи, которые направлены на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Три постулата современного урока
· Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности обучающихся и учителя;
· Урок есть часть жизни обучающегося, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
· Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Современный урок обязан соответствовать последним достижениям педагогической науки. А эти последние достижения сводятся к двум содержательным сторонам
– личностной ориентации и
- вариативности образования; двум подходам – событийному и ресурсному и
двум дидактическим технологиям – проектной и рефлексивной.
Каковы ресурсы современного урока?
· Временные
· Информационные
· Технологические
· Мотивационные
· Инновационные
· Здоровьесберегающие
· Методической и психолого-педагогической компетентности учителя
· Материально-технические
1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии
2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)
4 место – материально-технический, финансовый
Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.
Ресурс времени
Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. Так ли это в действительности?
Рассмотрим основные причины потери времени
-Обучающиеся входят в кабинет по звонку
-Проверка отсутствующих
-Выяснение причин опозданий
-Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку
-Вызывание для ответа, не подготовленных к уроку; не умеющих хорошо говорить
-Отсутствие четких, конкретных инструкций при организации деятельности обучающихся, которая не требует самостоятельного составления ее алгоритма
-Запись в тетради информации, которая есть в учебнике
-Вычерчивание сложных таблиц, схем отнимает время, предназначенное для достижения целей урока. Технологические карты уроков, содержащие графические заготовки; задания с продуманными формулировками
-Таким образом,
нацеленность совместной деятельности учителя и обучающихся на достижение
целевых установок урока обеспечивает резерв времени, необходимый для их
реализации.
Виды информационных ресурсов, используемых на уроке:
1.Электронные издания
2.Ресурсы сети Интернет
На разных этапах урока использую материалы Открытых образовательных ресурсов. Это позволяет решать следующие задачи:
1.Интенсификация образовательного процесса.
2.Активизация познавательной деятельности.
3.Формирование образовательных компетенций.
4.Формирование информационной культуры.
Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов -это помощь учителю при подготовке к уроку:
- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
- эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
- подготовка творческих заданий;
помощь при проведении урока:
- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
- индивидуальная исследовательская и творческая работа обучающегося с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.
Практика моей работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:
- при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
- при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами;
-мотивация введения нового понятия; моделирование фигур в геометрии,
-при проверке самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
- при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
На уроках математики использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки.
При использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках математики можно отметить положительные моменты:
* учет индивидуальных особенностей учащихся;
* развитие творческих способностей школьников;
*воспитание интереса к предмету;
* обеспечение качественного усвоения программного материала;
Использование ЦОРов на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде. Это необходимость, продиктованная временем. Естественно, это не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке. Использование цифровых образовательных ресурсов должно соответствовать целям и задачам урока.
Что нового дают ЭОР обучающемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.
ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования выпускник школы должен:
• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
• вводить текст с помощью клавиатуры;
• фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
• готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
• уметь использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Древняя китайская пословица гласит:
" Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь"
Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы обучающихся.
Что дают ЭОР учителю? Учитель может:
конспекты не писать;
решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.
Итогом введения новых стандартов, новых требований к современному уроку, использование образовательных ресурсов на уроке способствует новому портрету выпускников начальной и основной школы:
- познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый
- умеющий учиться
- принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства)
- умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли
- умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером
- инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды.
Технологический ресурс современного обучения
Технология обучения — это педагогическая система, включающая упорядоченное содержание, специально организованные операции и действия, которые обеспечивают гарантированное достижение дидактических целей.
Признаками результативной технологии
обучения являются:
1. Системность. Технология
должна обеспечивать гармонизацию целей, содержания и методической системы
процесса обучения. Этот признак является результатом психолого-педагогического
обоснования механизмов познавательной деятельности, общения. Он складывается на
основе теоретических концепций, научных положений, на которых строится данная
технология обучения.
2. Воспроизводимость. Технология
должна давать гарантированный результат в условиях ее применения разными
педагогами. Поэтому в технологии обучения так важны точная целевая
направленность, система четких предписаний (последовательных этапов, операций,
обязательных условий, которые нельзя нарушать), алгоритм контроля и получения
обратной связи.
3. Определенная
модель педагогического взаимодействия. Технологии, построенные на
ведущей роли учителя по модели «субъект» — «объектного» взаимодействия, как
правило, направлены на усвоение «готового знания» по предмету.
«Субъект-субъектная» модель педагогического взаимодействия учителя и учащихся
строится в технологии групповой работы и является личностно ориентированной.
Если в традиционном обучении превалировал комбинированный урок, то в современной системе обучения учитель должен знать методику и структуру разных типов урока:
- урок изучения первичного закрепления новых знаний;
- урок закрепления знаний;
- урок комплексного применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний и умений;
- урок контроля оценки и коррекции знаний и умений.
- модели нетрадиционных уроков.
У каждого типа урока есть своя макроструктура, цели, частные дидактические задачи технологии, техники, методики, приемы.
Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.
Мотивационные ресурсы современного урока
По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных обучающихся.
По направленности и содержанию мотивы
могут быть:
•
Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для
всего общества).
• Познавательные
(стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
•
Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).
•
Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои
способности и таланты).
• Коммуникативные
(возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального
уровня и новым знакомствам).
•
Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную
деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.).
•
Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и
укрепились с течением времени).
• Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место).
• Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
• Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Инновационные ресурсы
Инновационная деятельность есть деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом. Процессы, происходящие сегодня в образовании, безусловно ведут к позитивным изменениям. Инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах и приёмах.
Использование современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.
Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
v Информационно – коммуникационная технология
v Технология развития критического мышления
v Проектная технология
v Технология развивающего обучения
v Здоровьесберегающие технологии
v Технология проблемного обучения
v Игровые технологии
v Модульная технология
v Технология мастерских
v Кейс – технология
v Технология интегрированного обучения
v Педагогика сотрудничества.
v Технологии уровневой дифференциации
v Групповые технологии.
v Традиционные технологии (классно-урочная система)
Здоровьесберегающий ресурс
Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья.
Поэтому возникает проблема, как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью обучающегося?
Здоровьесберегающее технологии неразрывно связаны с другими технологиями. Такими как:
· Личностно-ориентированные
· Педагогика сотрудничества
· Технологии развивающего обучения (ТРО)
· Технология уровневой дифференциации обучения.
Здоровье сберегающей технологии -это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающегося.
Ресурс Методической и психолого-педагогической компетентности учителя
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2. Исследовательская , экспериментальная деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
6. Обобщение собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
Материально-технический ресурс
Материально-техническая база – необходимое условие функционирования и развития образовательного учреждения. Совершенствование материально-технического обеспечения современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами являются современными требованиями к образовательному учреждению. Особое внимание в школе уделяется насыщению образовательного процесса современным компьютерным оборудованием, а также освоению и использованию ИКТ.
условия материально-технического обеспечения соответствуют санитарно-техническим
нормам;
- материально-техническая база
оптимально используется во всех формах учебно-воспитательного процесса;
- материально-техническая база
обеспечивает безопасность образовательного процесса
Вывод: современный урок это эрудированный преподаватель плюс целый комплекс инновационных форм и методов обучения.
Только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.