Рецензия на научную статью «Характер нарушений связной речи и методика их коррекции у дошкольников с ОНР»

  • pptx
  • 09.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рецензия.pptx

Рецензия на научную статью «Характер нарушений связной речи и методика их коррекции у дошкольников с ОНР»

Кандидат педагогических наук Арсеньева Марина Викторовна
Кандидат педагогических наук Ивлева Мария Геннадьевна
Доценты кафедры логопедии Российского государственного университета
им. А. И. Герцена г. Санкт-Петербург

Даниленко Елизавета Дмитриевна

Журнал «Проблемы современного педагогического образования» №79-1 2023 год

СТРУКТУРА СТАТЬИ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Теоретико-методологические основы и основные концепции:
• Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский)
• Теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев)
• Учение о функциональной системе речи (А.Р. Лурия)
• Этапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин)
• Принцип ведущей деятельности дошкольного возраста
• Онтогенетический подход к развитию речи

Современная проблема дефектологии: Недостаточная эффективность традиционных методов коррекции связной речи у дошкольников с ОНР
• Рост количества детей с речевыми нарушениями
• Требования инклюзивного образования
• Необходимость школьной адаптации
• Социальная значимость коммуникативных навыков

Экспериментально-нормативная база:
• Методики В.П. Глухова, И.Н. Лебедевой
• Сравнительный анализ (40 детей)
• Комплексная диагностика связной речи
• ФГОС дошкольного образования
• Примерные адаптированные программы для детей с ТНР
• Современные исследования в области логопедии

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ СТАТЬИ

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Внедрение в образовательную практику:
Методика апробирована в ГБДОУ №10 Невского района Санкт-Петербурга
Рекомендована для:
Логопедов дошкольных учреждений
Центров развития речи
Служб ранней помощи
Соответствует:
ФГОС дошкольного образования
Примерным адаптированным программам
Профессиональным стандартам

ДОСТОИНСТВА РАБОТЫ

ЗАМЕЧАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ВЫВОДЫ

Статья представляет собой серьезное научное исследование, вносящее существенный вклад в развитие коррекционной педагогики. Предложенная методика отличается системностью, научной обоснованностью и практической ориентированностью. Комплексный подход к коррекции нарушений связной речи представляет особую ценность для практикующих специалистов. Работа соответствует всем критериям научной статьи, заслуживает высокой оценки и рекомендуется к публикации и внедрению в практику работы образовательных организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Отечественные источники:
Арсеньева М.В. Развиваем связную речь дошкольников с нарушением речи. Знакомство с детской художественной литературой: Учеб. пособие. – Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Барьевой, 2020. – 88 с.
Багиношеев И., Корнев А.Н. Анализ параграмма у детей с недоразвитием речи // Специальное образование. – 2017. – №3 (47). – С. 32–43.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: Учеб. пособие. – Москва: АСТ, 2006. – 158 с.
Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 231 с.
Грошенкова В.А., Костеррина И.В. Использование нетрадиционных техник художественного творчества в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР // Дошкольная педагогика. – 2015. – №9 (114). – С. 37–41.
Жулина Е.В., Кузнецова Т.Н. Коррекция нарушений связной речи дошкольников с ОНР посредством сказки // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64-1. – С. 111–114.
Муминова М.Г., Медведева Е.Ю. Особенности сформированности навыка связной речи у дошкольников с ОНР // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №63-4. – С. 186–189.

Парамонова Л.Г. О связной речи: основные виды связной речи, развитие связной речи в онтогенезе, формирование связной речи у дошкольников 3-7 лет: Мет. пособие. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2021. – 126 с.
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / [Л.Б. Баряева и др.]; под ред. Л.В. Лопатиной. – Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. – 447 с.
Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учеб.-мет. пособие / [Лебедева И.Н.]; под ред. Л.Б. Баряевой. – Санкт-Петербург: ЦКД проф. Л.Б. Баряевой, 2009. – 175 с.
Траутман Е.Р., Медведева Е.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в коррекции нарушений связной речи у дошкольников с ОНР // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №68-4. – С. 215–218.
Шадрина Л.Г., Ефимова О.В. Обучение связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием // Образование и наука. – 2020. – Т. 22. – №4. – С. 146–165.
Зарубежные источники:
Wellman R.L., Lewis B.A., Freebairn L.A., Avrich A.A., Hansen A.J., Stein C.M. Narrative ability of children with speech sound disorders and the prediction of later literacy skills // Language, Speech, and Hearing Services in Schools. – 2011. – V. 42(4). – P. 561–579.
Winters K.L., Jasso J., Pustejovsky J.E., Byrd C.T. Investigating Narrative Performance in Children With Developmental Language Disorder: A Systematic Review and Meta-Analysis // Journal of Speech, Language and Hearing Research. – 2022. – V. 17. – Iss. 65(10). – P. 3908–3929.