Эта статья посвящается как развить технику чтения в начальных классах. Обратить пристальное внимание родителям и педагогам на умение читать ребенка до поступления в школу в первый класс. В статье даются рекомендации как развить у ребенка технику и любовь к чтению.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«СОШ №55 г. Чебоксары»
Резервы развития
техники чтения
учащихся
(из опыта работы Киргизовой Валентины Васильевны)
Чебоксары 2018Скорость чтения учащихся является самым важным фактором из числа
влияющих на успеваемость. Обычно быстро читают те ученики, которые
много читают. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и
устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит
умственная работоспособность.
В.А. Сухомлинский пишет, что благое чтение, нормальное чтение – это
чтение в темпе 150300 слов в минуту. Если даже взять только нижнюю грань
этой рекомендации, то как поступить учителям в своей работе, как добиться
этих результатов? Ответ на это вопрос дает нам В.Н. Зайцев в своей работе
«Резервы обучения чтению». Он пишет, что если у учащихся начальных
классов скорость чтения к концу 3 класса 150 слов в минуту, то он в старших
классах будет обучаться на «5», 120 слов – на «4», 90 слов – на «3». Эту
закономерность надо учитывать в нашей работе. Большинству учеников
вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. А как выйти на этот
уровень, как добиться этой скорости?
В своей работе для развития техники чтения учащихся я использую
рекомендации из методики В.Н. Зайцева.
Первое – это жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики
читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам,
каждый со своей скоростью, ктото быстрее, ктото медленнее. Тренаж идет в
течении 5 минут.
Второе – ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок – будь то
чтение, музыка, математика – начинается с того, что дети открывают книгу, 5
минут читают порусски, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.
Недельный тренаж чтения с этими приемами получается 120 минут!
Хорошие результаты дает чтение перед сном.
Развитие техники чтения тормозится изза слаборазвитой оперативной
памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее
из 68 слов. Дочитав до 34 слов, забыл первое слово. Поэтому он никак неможет уловить смысл предложения. Необходимо в этом случае поработать
над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов (по
методике Федоренко).
Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые
успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее
читают.
Для развития техники чтения очень полезны:
1) многократное чтение;
2) чтение в темпе скороговорки;
3) выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Эти названные упражнения проводятся коллективно, но вполголоса, чтобы
не мешать товарищам.
Многократное чтение – после того, как начало нового рассказа
прочитано учителем и осознано, осмыслено учениками, учитель предлагает
начать чтение всем одновременно и продолжить его в течении одной минуты.
По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел
дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом
ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал и сравнивает результат с
первым. Увеличение темпа чтения вызывает у учащихся положительные
эмоции, им хочется читать еще раз.
Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития
артикуляционного аппарата (упр – не более 30 секунд).
Для развития техники чтения применяю приемы стимулирования
учащихся. В конце урока чтения ребята в течении одной минуты читают
текст, затем пересчитывают слова, результат записывают в дневнике. В конце
недели свои результаты сравнивают.
Все эти методы помогают увеличивать скорость чтения учащихся. Если
учащиеся моего класса к концу второй четверти читали в среднем 4045 слов,
то к концу третьей четверти – в среднем 5080 слов читают.