Р.Гамзатов "Журавли"

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по литературе Р. Гамзатов "Журавли"
Иконка файла материала урок на темуЖуравли Р.Гамзатова.docx

Тема урока: Р.Г. Гамзатов «Журавли»

СОШ №18

Дата:

Ф.И.О учителя: Бейсембина Г.Н.

Класс: 7

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения

С4 Определение основной мысли, опираясь на содержание текста;

Г4 Создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и\или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений.

Цели урока

Все учащиеся смогут: прогнозировать содержание текста на основе вопросов, определять основную мысль текста на основе ключевых слов и словосочетаний, определять лирического героя, отвечать на вопросы, обсуждать услышанное и обмениваться мнениями.

Большинство учащихся будут уметь: сформулировать основную мысль, анализировать содержание, определяя жанровые особенности, определять чувства лирического героя, выражать свои мнения и аргументировать ответы.

Некоторые учащиеся смогут: создать устное высказывание на тему «День Победы: почему мы должны помнить», приводя примеры из личного опыта, соблюдая орфоэпические нормы.

Языковая цель:

 

Учащиеся могут: использовать в своей речи слова по теме «День Победы: почему мы должны помнить», применить в речи фразы для выражения своего мнения: « мне кажется», «а вот я думаю что», «насколько я знаю».

Ключевые слова и фразы: журавли‚ солдаты‚ кровавое поле‚ журавлиная стая‚ сизая мгла‚ клич журавлиный‚ клин усталый

Вопросы для обсуждения: Как поэт относится к памяти погибших воинов?

Почему поэт сравнил солдат с журавлями? Что вы думаете о войне и как вы относитесь к войне?

Ценности

На уроке реализуется привитие ценностей: патриотизм, «Мәңгілік ел: уважение к общему историческому наследию», воспитание чувства долга перед героями ВОВ.

Межпредметные связи

На уроке наблюдается связь с предметом «История», «Музыка».

План

Планиру-емые сроки

                           Планируемые действия

Ресурсы

Начало урока 5 мин.

І. Приветствие. (класс разделен на пары по способностям).

ІІ Актуализация прежних знаний и подведение к теме. Работа над эпиграфом урока:

«Ах, если б не было войны...

Земля была полна бы цветом,

И мир искрился ярким светом,

И не были убиты где-то

Те дети, что родились до войны.

Ах, если б не было войны...»                             Н. Трегубов

Сегодня на уроке, мы переходим к изучению нового 8 раздела: День Победы: почему мы должны помнить. Прежде, чем перейти к новой теме урока, я предлагаю вам просмотреть видеосюжет. Беседа по видеосюжету:

-О чем этот видеосюжет?(о войне)

- Как вы понимаете слово: «Война»? (найти значение слов по словарю)

- С чем можно его ассоциировать?

- Почему это война названа «Великой Отечественной»?

- Дата начала и окончания Великой отечественной войны? (22.06.1941 – 9.05.1945)

- За что сражались солдаты? (ответы детей).

- Кто такие «ветераны войны»? Наверное, в мире нет ни одной семьи, которую бы не коснулась война. Наши прадеды и прабабушки отдали свои жизни, за наше светлое будущее.

Прием «Кластер»: учащиеся говорят о том, какие у них возникают ассоциации со словом ВОЙНА.

Объявление темы и цели урока. Сегодня мы  познакомимся с произведением «Журавли» Р. Г. Гамзатова. Р.Г. Гамзатов – народный дагестанский поэт, Героя Социалистического Труда, лауреат Государственной и Ленинской премий.

Выставка книг Р. Гамзатова.

1.Книга любви.2.Мой Дагестан.
3. Поэмы.
4. Земля моя.
5. О бурных днях Кавказа.

Видео-сюжет: «Война»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А 4 фломастеры

Середина урока

ІІІ Стадия осмысления. Прогнозирование содержания текста по заголовку. Ребята, скажите о чем\о ком будет текст? Какая история может быть в тексте?

Прием «Чтение с остановками» после каждого четверостишия проводится обсуждение прочитанного через ответы на вопросы учителя, запись художественно-изобразительных средств, объяснение их роли.

1 остановка: Мне кажется порою, что солдаты,

                        С кровавых не пришедшие полей,

                       Не в землю нашу полегли когда-то,

                       А превратились в белых журавлей.

Вопросы учителя: В каком жанре написан текст?

Какие чувства у вас вызвало стихотворение?

Символом чего являются белые журавли?(журавли являются воплощением душ погибших воинов)

2остановка: Они до сей поры с времен тех дальних

                       Летят и подают нам голоса.

                       Не потому ль так часто и печально

                        Мы замолкаем, глядя в небеса?

Вопросы учителя:

- Как вы думаете, зачем журавли «подают нам голоса»? (Подают голоса, чтобы мы помнили о них)

- Почему люди «замолкают, глядя в небеса»?

3 остановка: Сегодня, предвечернею порою,

                        Я вижу, как в тумане журавли

                        Летят своим определенным строем,

                         Как по полям людьми они брели.

Вопросы  учителя:

- Почему именно эту картину видит лирический герой?

4 остановка: Они летят, свершают путь свой длинный

                         И выкликают чьи-то имена.

                         Не потому ли с кличем журавлиным

                         От века речь аварская сходна?

Вопросы  учителя:

- О чем размышляет автор?

- Почему, по-вашему, журавли «выкликают чьи-то имена»?

5остановка: Летит, летит по небу клин усталый,

                       Летит в тумане на исходе дня,

                        И в том строю есть промежуток малый,

                        Быть может, это место для меня.

Вопросы учителя:

-Почему автор использует эпитет «клин усталый»?

- Как представлена природа в данном отрывке? («туман», «исход дня»)

- На что похож клин журавлей? (на строй солдат, это метафора)

- Как вы понимаете выражение

«И в том строю есть промежуток малый,

Быть может, это место для меня»?

6 остановка: Настанет день, и с журавлиной стаей

                        Я поплыву в такой же сизой мгле,

                        Из-под небес по-птичьи окликая

                        Всех вас, кого оставил на земле.

Вопросы учителя: Дифференциация (толстые вопросы): На какие мысли наводит данный отрывок? (о круговороте жизни).

Словарная работа (ученики с помощью учителя сами определяют значения слов, учитель рисует на доске клин, ученики ищут значение в словаре, определяют исходное слово):Сизый - тёмно-серый с синеватым оттенком, Клин - (сужающийся, заостренный конец), Выкликать – звать кого-либо.

Прием: «Парные разговоры». Задание уровня А: 1.Прослушайте песню, запишите ключевые слова. 2.По ключевым словам сформулируйте основную мысль.3.Глядя на рисунок выразите свое отношение к войне и к подвигам солдат.

Опорные слова: По-моему… Я думаю…, Я считаю…

Критерии: определяет основную мысль;

                    составляет устное высказывание

Дескрипторы: записывает ключевые слова;

 формулирует основную мысль, используя ключевые слова;

 по рисунку создает высказывание, соблюдая структуру;

выражает свое мнение.

Задание уровня В. 1.Прослушайте песню. Проиллюстрируйте основную мысль стихотворения и выразите свою реакцию на нее.

Критерии: определяет основную мысль;

                     составляет устное высказывание

Дескрипторы: формулирует основную мысль, опираясь на ключевые слова; представляет основную мысль в виде рисунка; выражает свое мнение.

Задание уровня С. Прослушайте песню. Можно ли сделать из прослушанного такие выводы, которые были бы важны для будущего?

Критерии: составляет устное высказывание.

Дескрипторы: делает вывод; выражает свое мнение. Прослушивание ответов (пары презентуют друг другу, оценивание по критериям успешности «Две звезды и одно пожелание»). Словесный комментарий учителя.

ФО учителя: наблюдение, словесный комментарий

Аудиозапись песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса

https://www.youtube.com/watch?v =OJtm9nC4xUk

Прослушивание стихотворе

ния

 







Конец урока

Учитель: О чем мы сегодня говорили?

Какой вывод вы сделали для себя?

Само оценивание учащихся по критериям успешности:

Смог определять основную мысль. Смог составить устное высказывание, выражая свое мнение, наблюдение, устный комментарий.

Рефлексия стратегия «ХИМС». Каждый участник на карточках пишет: Х – что было хорошего;

                               И – что было интересно;

                               М – что мешало работе;

                               С – что взял бы с собой;

Затем листочки вывешиваются на доску.

Взаимооценивание: «2 звезды, 1 пожелание»

Оценивание учителя: раздаёт ученикам звёзды и георгиевские ленты.

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение Р.Гамзатова: «Журавли»