Урок на тему : "Белки.Аминокислоты"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по теме :"Белки.Аминокислоты"
Иконка файла материала Белки..docx

Раздел

 

ФИО педагога

Жалгасбаева Венера Аскаровна

Дата

 

Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Аминокислоты. Белки.  Лабораторный опыт №22 «Денатурация белков»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

 

9.4.3.40 знать функциональные группы аминокислот и о наличии пептидной связи в белках

9.4.3.41 записывать структурную формулу глицина

9.4.3.42 понимать значение незаменимых аминокислот

9.4.3.43 исследовать реакцию денатурации белка

9.4.3.44 знать биологическое значение и функции белков

Цель урока

Знать состав белков и их свойства, а также знать биологическую роль белков.

Организовать деятельность учащихся по изучению   свойств белков, их биологической роли в организме человека.

Критерии успеха

1. Дают определение понятию   белки и обобщают основные свойства белков.

2. Используя знания  свойства белков, выделяют их основные функции.

 

Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Организационный этап

1.      Организационный момент. Приветствие  класса.  Учащимся раздаются бумажные цветы

Психологический настрой.

“Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, зеленая и синяя. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое". Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!

Урок начнём с повторения: представитель каждой группы выходит к доске и отвечает на вопрос.

1.    Какие соединения называются аминокислотами?

 

2.      Какие функциональные группы входят в состава аминокислот?

 

3.      Как дать название аминокислоте?

 

4.      Какие виды изомерии характерны аминокислотам?

 

5.      Какие аминокислоты называют незаменимыми? Привести примеры.

 

6.      Обладают ли аминокислоты амфотерными свойствами? И какие соединения называют амфотерными?

 

7.      Какие соединения называют пептидами?   

 

8.      Какая группа атомов называется пептидной?

 

Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем

 

Изучение нового материала

1.Состав  аминокислот.

CH3COOH - уксусная кислота

NH2CH2COOH – аминоуксусная кислота

            NH2 – функциональная группа, называемая аминогруппой.

Если один атом водорода в метильном радикале молекулы уксусной кислоты заменить на группу –NH2, то получится формула аминоуксусной кислоты.

ЗАДАНИЕ №1:

Определение разрезано на несколько частей. Необходимо собрать определение и проверить.

Аминокислоты – это органические соединения, в состав которых входят две функциональные группы: карбоксильная –COOH и аминогруппа – NH2.

Дополнительная информация:

Глицин играет большую роль в обмене веществ. Используется в качестве лекарственного

средства для улучшения мозгового кровообращения.    

ЗАДАНИЕ №2:

ВЫВОД:Аминокислоты – это     органические вещества, которые             обладают одновременно    кислотными и основными             свойствами.

Как нам уже известно из курса неорганической химии, такие вещества называются амфотерными.

3.  Пространственная структура белка.

Выполнение белками определенных специфических функций зависит от пространственной конфигурации их молекул.

Выделяют 4 уровня пространственной организации белков.

Молекулы белков могут образовывать не только первичную структуру, но и вторичную, третичную и четвертичную.

(работа с рисунками)

ЗАДАНИЕ №3: Расположить рисунки в соответствии с определением.

 

Первичная – это цепочка из аминокислот, связанных пептидной связью (сильной, ковалентной).

 

 

 

 

 

 

 

Вторичная – это спираль. Удерживается водородными связями (слабыми)

 

Третичная – это глобула (шарик). Четыре типа связей: дисульфидная (серный мостик) сильная, остальные три (ионные, гидрофобные, водородные) – слабые.

 

 

 

 

 

 

 

Четвертичная – это пучок  из нескольких глобул, соединенных между собой теми же связями, что и в третичной структуре.

 

Выполнение лабораторной работы по инструкционной карте.

ФИ уч-ся___________________________________________________

 

Лабораторная работа

Тема: «Химические свойства белков. Качественные (цветные) реакции на белки».

Цель:  Изучить химические свойства белков.

 Познакомиться с качественными (цветными) реакциями на белки.

Приборы и реактивы: штатив с пробирками, перчатки, щипцы, р-р белка, гидроксид натрия, азотная кислота, р-р сульфата меди, шерсть, этиловый спирт.

 

Ход работы

 

Описание опыта

Наблюдения

Выводы

1. Опыт 1.

«Денатурация белков»

В  пробирку налейте 4 мл раствора белка и добавьте 1мл этилового спирта.

Отметьте изменения.

 

 

Опыт 2. Цветные реакции на белки

А)«Ксантопротеиновая реакция» (ВИДЕО)

-В  пробирку налейте 2-3  мл раствора белка.

-В пробирку прилейте 9 капель концентрированной азотной кислоты.

- Содержимое пробирки нагрейте.

-Отметьте изменения.

-Охладите смесь и добавьте по стеночке 9 капель гидроксида натрия.

Б  )«Биуретовая реакция»

-Возьмите  пробирку.

- В  пробирку налейте 2-3  мл раствора белка.

-Добавьте 2-3 мл раствора гидроксида натрия и 1-2 мл раствора сульфата меди.

-Отметьте изменения.

 

 

Опыт 3. Горение белка

Подожгите шерсть над пламенем спиртовки, используя шипцы. Охарактеризуйте запах горящей шерсти.

 

 

ОБЩИЙ ВЫВОД:

. Биологическая роль белков (просмотр видео)

 

.

 

Анализируют правило 1-3

Ознакамливаются с методами решения

Разбирают совместно с учителем понятие ОДЗ

 

 

 

Рефлексия

Рефлексия:“Букет настроения”. 

Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

            

Задание:

Как-то Дмитрию Ивановичу Менделееву подарили весы, одна чашка которых была из золота. Из какого металла была другая чашка? 

1 Определите какой это элемент?

2 Сколько энергетических уровней в атоме?

3 Назовите число электронов на внешнем уровне?

А) Железо

Б) Платина

В) Серебро

 

Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.