Методическая разработка "Металлы. Металлургия".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка урока "Металлы". Материал предназначен для учителей химии
Иконка файла материала публикация 1.docx

Металлы в природе. Металлургия. Класс: 9 класс

Предмет: химия

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения классифицировать формы

природных соединений металлов; характеризовать общие способы

получения металлов; составлять уравнения реакций и

электронные уравнения процессов

окисления-восстановления.

Умения создавать обобщения, классифицировать, проводить наблюдения, делать выводы; структурировать информацию

и преобразовывать ее из одной

формы в другую.

Понимание значимости естественнонаучных знаний для решения практических задач.

Решаемая учебная проблема

Как можно выделить металлы из руд и металлосодержащих

продуктов?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Самородные металлы, минералы, руды; металлургия и ее

Виды; микробиологические способы получения металлов

Демонстрации.

Лабораторные опыты.

Лабораторные опыты. Ознакомление с рудами

железа.

Вид используемых на уроке средств ИКТ материально- техническое обеспечение.

Компьютер, видеопроектор, мультимедийное приложение к учебнику, презентация к уроку; Химические реактивы и лабораторное оборудование, коллекция минералов; Инструкции для обучающихся, листы для

самооценки.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учебник: Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных

организаций/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. – М.: Просвещение, 2019.

Этап 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания).

Формирование конкретного образовательного

результата/группы результатов.

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания.

Длительность этапа.

5-10 минут

Основной вид УД

Устные и письменные ответы на вопросы


 

учителя

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации

деятельности обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность

Роль учителя

Организаторская, корректирующая

Виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности

обучающихся

 

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

 

Формирование конкретного образовательного результата/группы

результатов.

Понимание связи между химической активностью металла и видом его существования в природе.

Умение характеризовать сущность процессов металлургии и общие способы получения металлов

Длительность этапа.

15-20 минут

Основной вид УД

Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение

сказанного. Записи обучающихся в тетрадь.

Методы обучения

Лекция с элементами проблематизации.

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности

обучающихся

Коллективная мыслительная деятельность, парная или групповая деятельность при проведении

лабораторного опыта

Роль учителя

Организаторская, корректирующая, консультативная.

Обеспечение обучающимся ситуации успеха

Виды деятельности

учителя

Создание условий для восприятия нового учебного

материала. Координация деятельности обучающихся

Этап 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

 

Формирование конкретного образовательного

результата/группы результатов.

Умение анализировать и структурировать информацию

Длительность этапа.

10-15 минут

Основной вид УД

Самостоятельное выполнение заданий

Методы обучения

Самостоятельная работа

Форма организации деятельности

обучающихся

Индивидуальная мыслительная

деятельность

Роль учителя

Организаторская, контролирующая

Виды деятельности учителя

Координация и контроль за

деятельностью обучающихся

Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание

 

Формирование конкретного образовательного

результата/группы результатов.

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа.

3-5 минут


Форма организации

деятельности обучающихся

Коллективная, индивидуальная

Роль учителя

Организация самоконтроля обучающихся с

последующей самооценкой

Виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки.

Домашнее задание с комментариями

 

Тема урока. Металлы в природе. Понятие о металлургии.

Цель урока. Формирование понятий о сущности процессов металлургии. Проблемный вопрос урока. Как можно выделить металлы из руд и металлосодержащих продуктов?

Ход урока:

Учитель приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.

Создает условия для формирования самооценки.

- По ходу урока вы будете самостоятельно оценивать свою активность и качество работы на определенных этапах

Выдаются листы самооценки:

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5 Лабораторная работа Итог

 

Проверка домашнего задания (1 этап) Вопросы и задания

Какие особенности строения атомов металлов обуславливают их

общие химические свойства?

Раскройте связь между положением металлов в электрохимическом ряду напряжений и их восстановительной способностью.

Закончите уравнения возможных реакций (задания на карточках по вариантам. (задание 1)

Вариант 1      Вариант 2

1). Li + S →   1). Ca + P →

Li + H2O →   2). Au + HCl →

Mg + HCl →  3). Al + Fe2O3 →

Ag + H3PO4 →         4). Ca + H2O →

Cu + ZnCl2 →           5). Fe + MgCl2 →

Вариант 3      Вариант 4

1). Al + Cl2 →           1). Zn + S →

2). Cu + H3PO4 →    2). Li + H3PO4 →

Al + ZnO →   3). Mg + TiO2 →

K + H2O →    4). Ag + H2O →

Cu + MgCl2 →          5). Ag + FeCl2 → Взаимопроверка, выставление оценок на листах самооценки (задание 1),


5 правильных ответов – оценка 5, 4-4,3-3 (ответы на экране)

Рассказ учителя. (2 этап) Актуализация знаний. Целеполагание.

Читает отрывок стихотворения и в ходе беседы подводит

обучающихся к формулированию темы и цели урока.

- Пришел к мартену. Встал. Шла плавка непрерывная, Во всю огонь хлестал.

Зрелее стал и зорче я.

 

Завидно было мне- Я видел, как рабочие

Рождали сталь в огне. Гудели печи жаркие.

 

Хлестал металл в ковши. Он был, как солнце яркое, Как жар людской души.

Он лица жег скуластые

 

И соль. Проступал.

Над всеми властвуя,

Уральский наш металл        ( Е. Акулов) О чем дет речь в стихотворении?

Что вы знаете о получении металлов? Попробуйте сформулировать тему и цель урока.

Уже с древних времен человек знал и применял многие металлы. Металлы в земной коре распространены довольно широко.

Вопрос – если металлы так распространены в земной коре, то почему их надо получать?

Организация работы в парах по инструкции: Задание №2

Цель: Выяснить, в каких формах металлы встречаются в природе.

 

Прочитайте текст. О каком металле, и какой форме существования его в природе идёт речь? «Ах, как не терпится, как хочется поскорее сделать новый нож! Большой нож из нового тяжелого камня…И человек не хочет, не может идти дальше. Здесь надо попробовать камень! Он достает из кожаного мешка каменный молоток, прикрученный к рукоятке узким, совсем новым, ремешком, и острое каменное рубило. А вот и драгоценная находка – тяжелый камень с кривыми лапами. Сдерживая дрожь волнения, человек аккуратно наставляет кремневое рубильце и сильно бьет молотком. Камень и не думает разбиваться! Под кремниевым острием засияла вмятина, а в ней снова красное, блестящее, как вечерняя луна, тело камня. Вот чудеса! Камень мнется! Теперь человек бьет и колотит его прямо молотком. Еще и еще. В каком-то радостном озарении. Потому что камень плющится под ударами все сильнее и сильнее. И блестит, как луна. Горы разносят стук молотка по ущельям. Теперь тяжелый камень больше не похож на корень. Он скоро, скоро станет похож на нож!» «Камень, рождающий металл». (автор: Т.Б. Здорик)


Изучите коллекцию минералов, содержащих: K, Ca, Zn , Fe, Pb, Cu. К какому классу неорганических веществ относятся данные природные соединения?

 

3. «Соберите» схему:

 

 

 

Нахождение в природе

Металлы активные неактивные

Металлы средней активности

Металлы

В свободном виде и оксидов

В виде солей

В виде сульфидов

 

Самоконтроль (правильная схема на слайде в презентации) Задание без ошибок – 5

Задание с 1 ошибкой – 4

Задание выполнено не до конца или с большим количеством ошибок – 3 Учитель помогает установить взаимосвязь между активностью металла и

формами существования металлов. Уточняет понятия:

 

минералы;

 

горные породы;

 

руды;

 

металлургия;

 

металлургическая промышленность         ( на слайдах в презентации) Организация самостоятельной работы в парах по инструкции:

Задание №3

 

Цель: Выяснить, на каком процессе – окисления или восстановления – основано получение металлов из их соединений? Расставьте степени окисления в соединениях: Fe2O3, CuO, Al2O3, ZnS, KCl. Дополните схему, запишите её в тетрадь:

 

( ? ) Ме+n       ?          Ме0

 

( ? ) .

 

Самоконтроль (правильная схема на слайде в презентации) Задание без ошибок – 5


Задание с 1 ошибкой – 4

 

Задание выполнено не до конца или с большим количеством ошибок – 3 Учитель организует самостоятельную работу по инструкции:

Задание №4.

 

Цель: Изучить способы получения металлов. Прочитайте текст учебника стр.184 (со слов «Пирометаллургия -…) -188. В тетради начните заполнение таблицы, подчеркните в определении каждого способа ключевые слова.

 

Способы получения металлов

 

Пирометаллургический

Гидрометаллургический

Электрометаллургический

-это…

-это…

-это…

 

 

 

 

 

Организация беседы по результатам работы. Продолжение заполнения таблицы по ходу комментирования слайдов ( выписывают металлы, получаемые каждым из способов).

 

Первичное закрепление. Самостоятельная работа в парах по инструкции и мультимедийному приложению:

 

Задание №5

 

Цель: Определить способ получения металла. Свинец известен человечеству с глубокой древности, и его получение считается одним из первых металлургических процессов. Минерал галенит (PbS) подвергали обжигу, образующийся оксид свинца (II) восстанавливали углеродом. Составьте уравнения реакций (в соответствующую колонку таблицы).

 

 

 

Лабораторная работа «Получение меди из оксида меди».

 

Цель: Определить способ получения металла.

 

 

 

Меры предосторожности: работа с едкими веществами; работа со спиртовкой; нагревание веществ.

 

Ход работы: 1. В пробирку насыпьте немного оксида меди (II), прилейте раствор серной кислоты. Нагрейте полученную смесь, но не кипятите. Что наблюдаете?


2. В пробирку налейте раствор сульфата меди (II), добавьте немного порошкообразного железа. Что наблюдаете?

 

Для иллюстрации какого способа получения металлов подходит проведённый лабораторный опыт?

 

Для превращения CuO→ CuSO4→Cu составить уравнения реакций (в соответствующей колонке таблицы)

 

Учитель анализирует выполнение, корректирует, помогает осуществить самоконтроль и самооценку.

 

За выполнение задания №5 –

 

Определение способа получения металла – 1 балл Составление уравнений реакций – 4 балла

Задание без ошибок – 5 Задание с 1 ошибкой – 4

Задание выполнено не до конца или с большим количеством ошибок – 3 За выполнение лабораторной работы

Задание без ошибок – 5 Задание с 1 ошибкой – 4

Задание выполнено не до конца или с большим количеством ошибок – 3

 

 

 

Обобщение и систематизация пройденного материала Учитель осуществляет рефлексию:

Что нового узнали на уроке?

 

Достигли цели урока? (обосновать)

 

Какие вопросы вызвали затруднения?

 

Над чем надо работать?

 

Организация подведения итогов на листах самооценки: Максимум – 30 баллов (оценка 5 от 27 до 30 баллов ),

От 24 до 26 (оценка 4)


От 15 до 23 (оценка 3).

 

Оценки за первое задание выставляются в журнал всем, итоговые оценки

– по

 

желанию.

 

Подведение итогов.

 

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

 

Обсуждают и записывают домашнее задание: параграф 36, выполнить задания №3(а), №4(а),№6.