Урок химии в 11 класс е по теме "Водородный показатель. Определение рН молока"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка открытого урока «Водородный показатель. Определение рН молока» способствует достижению метапредметных результатов, профориентации у обучающихся средней общеобразовательной школы. Благодаря интеграции учебных предметов (биология, химия) устанавливаются взаимосвязи между естественнонаучными понятиями и возможностью их использования в агропромышленном комплексе. Урок имеет профориентационную направленность. В рамках урока рассматривается возможность практического использования теоретических знаний по рН в сельском хозяйстве. Материал способствует формированию интереса к аграрной отрасли, развитию практических навыков по определению водородного показателя в продуктах питания. Урок направлен на формирование бережного отношения к ресурсам сельского хозяйства, на осознание значимости химии для контроля качества сельскохозяйственной продукции.
Иконка файла материала урок на публикацию.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №4 имени Дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабалина»

 

 

 

 

 

 

 

Водородный показатель. Определение рН молока

 

 

Автор:

 Некрасова Светлана Марьяновна,

учитель химии и физики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Онега

2025


Содержание

1.     Пояснительная записка…………………………………………стр. 3-4

2.     Технологическая карта урока………………………………….стр. 5-10

3.     Ожидаемые результаты………………………………………………..стр. 11

4.     Перечень электронно-образовательных ресурсов……………стр. 11

5.     Самоанализ урока………………………………………………стр. 12-13

6.     Список литературы……………………………………………..стр. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока «Водородный показатель. Определение рН молока» способствует достижению метапредметных результатов, профориентации у обучающихся средней общеобразовательной школы. Благодаря интеграции учебных предметов (биология, химия) устанавливаются взаимосвязи между естественнонаучными понятиями и возможностью их использования в агропромышленном комплексе. Урок имеет профориентационную направленность.

В рамках урока рассматривается возможность практического использования теоретических знаний по рН в сельском хозяйстве.

Материал способствует формированию интереса к аграрной отрасли, развитию практических навыков по определению водородного показателя в продуктах питания.

Урок направлен на формирование бережного отношения к ресурсам сельского хозяйства, на осознание значимости химии для контроля качества сельскохозяйственной продукции.

Процесс подготовки к уроку включал в себя несколько этапов:

1.       Планирование учителем хода урока, определение его целей и задач. На данном этапе были выбраны элементы урока и подобраны методы обучения, проанализированы направления для практической деятельности обучающихся.

2.       Выбор теоретического материала химического содержания.

3.        Выбор продуктов питания для проведения экспериментов, подбор методики проведения практической работы.

4.       Оформление кабинета.

Тип урока: комбинированный, урок -практикум

Технология построения урока: технологии проблемного урока

Форма урока: урок-исследование.

Место урока в учебном плане: Рабочая программа (ID 2833695) учебного предмета «Химия. Углубленный уровень» для обучающихся 10– 11классов. 11 класс. Раздел 1. Теоретические основы химии. Тема 1.3 Химические реакции.

                              Цели и задачи урока

Цель: Практическое применение теоретических знаний о водородном показателе (рН среды) в сельском хозяйстве

Задачи:

Воспитательные:

  • формирование бережного отношения к ресурсам сельского хозяйства;
  • осознание важности химии для контроля качества сельскохозяйственной продукции;
  • развитие интереса к аграрной отрасли

Образовательные:

  • изучение понятия водородного показателя (рН);
  • ознакомление с методами определения рН;
  • формирование практических навыков определения рН молока

Развивающие:

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе проведенных исследований;
  • развитие навыков работы в команде;
  • развитие навыков проектной и исследовательской деятельности;
  • прогнозировать, находить и объяснять причинно-следственные связи

Здоровьесберегающие:

  • рассмотреть влияние рН среды на качество сельскохозяйственной продукции и ее безопасности для человека;
  • создать благоприятный психологический климат на уроке

Методы:

·         индивидуальная работа;

·         фронтальная работа (проведение практического эксперимента, работа в парах)

Оборудование: датчик рН Releon, подключенный к компьютеру, проектор, учебные материалы, штативы с пробирками.

Средства обучения: классная доска, карточки с теоретическим материалом и ПР

Реактивы: растворы индикаторов: лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина, универсальная индикаторная бумага, пробирки с пробами молока.

Практическая часть урока посвящена опыту по определению кислотности молока.

Эксперимент способствует применению знаний о рН в повседневной жизни и сельском хозяйстве.


2.     Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность       учителя

Деятельность обучащихся

 

Методы   и приёмы

Познавательная активность

Формы обучения

Вид контроля

1.Орг. момент

 

2. Фаза “вызов”

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка проблемы

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

Актуализация знаний учащихся

 

 

 

 

 

 

 

Фаза осмысление

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум (агрокомпонент)

 

 

 

 

 

Первичное закрепление изученного

 

 

 

 

 

Теория (агрокомпонент)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/З

 

 

 

Приветствует учащихся. 

 

 

Ребята, давайте порассуждаем, как тема нашего урока “Водородный показатель” связана с аграрным комплексом?

Фронтальный опрос:

Какие индикаторы вы знаете?

Какой может быть реакция среды?

Можно ли с помощью индикаторов определить реакцию среды? 

Как меняются цвета индикаторов в зависимости от реакции среды?  

 Учитель предлагает провести эксперимент в парах. С помощью индикаторов определить рН среды в предложенных пробах молока.

Учащиеся определяют реакцию среды в молоке с помощью лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина, универсального индикатора. Затем заполняют таблицу по полученным результатам эксперимента.

Учитель спрашивает, получилось ли у ребят определить достоверно реакцию среды в предложенных пробах молока. Почему? Учитель отмечает, что такой метод имеет некоторые ограничения: он субъективен и не отличается высокой точностью. Кроме того, определение кислотности индикаторным методом проблематично для мутных или окрашенных растворов, как, например, молоко.

Учитель предлагает работу с текстом

Задания

Прочитайте текст.

Озаглавьте текст.

Составьте опорную схему (опорный конспект) по материалам текста. Обсудите опорную схему в группе.

Запишите лучший вариант опорной схемы в тетрадь.

Выразите зависимость между концентрацией ионов водорода, гидроксид-ионов, величиной рН и реакцией раствора

Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему урока.

Тема урока – «Водородный показатель».

- Какие варианты опорных конспектов вы можете предложить?

После обсуждения вариантов опорных сигналов на доске отмечаем основной материал:

+]=10-рН

нейтральная среда рН=7, кислая рН<7, щелочная рН>7

Учитель отмечает, что точнее определить рН среды можно с помощью цифрового датчика, подключенного к системе сбора данных и персональному компьютеру. Учитель рассказывает о методике титрования, демонстрирует ребятам правила титрования.

Учитель демонстрирует технику работы с рН-метром, значение рН исследуемых растворов учащиеся видят на экране ТВ (или на экране через мультимедиа проектор).

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о том, какой из исследуемых бытовых растворов обладает более кислой, а какой более щелочной реакцией среды.

Учитель предлагает учащимся с помощью цифрового (портативного) датчика определить рН в предложенных пробах молока (молоко берется от разных производителей, пробы те же, что и в начале урока). С помощью эксперимента ребятам предлагается оценить свежесть молока (берутся пробы пастеризованного и не пастеризованного молока при комнатной температуре).

Оборудование и реактивы: молоко пастеризованное и непастеризованное, 0,1 М раствор гидроксида натрия, бюретка, воронка, колбы для титрования, мешалка, фенолфталеин, датчик рН, соединительный провод для датчика, цифровая лаборатория «Архимед».

Настройка параметров измерения: частота измерений — каждую секунду, число замеров — 1000. 2

Ход опыта (выдается на парту)

1. В колбу для титрования наливают 10 мл молока, 20 мл дистиллированной воды, 5 капель 2% раствора фенолфталеина. 2

2. Смесь хорошо перемешивают.

3. Затем опускают датчик рН и начинают по каплям из бюретки прибавлять 0,1 М раствор едкого натра, продолжают перемешивать, до рН 8,2 (по показаниям прибора), фиксируя при этом цвет индикатора (появление розоватой окраски). 2

4. Полученные данные заносят в таблицу.

5. Опыт повторяют 2-3 раза.

6. По результатам измерений вычисляют кислотность молока в условных градусах Тёрнера.

Табличные данные: свежее молоко имеет 16–18 градусов кислотности по Тёрнеру. Максимально допустимая кислотность свежего молока — 20 градусов.

Учитель предлагает обсудить полученные результаты, отмечает важность рН для оценки качества и безопасности молока

Учитель использует дополнительные материалы, чтобы показать учащимся важность определения рН для контроля и оценки качества молока и его безопасности для здоровья человека:

https://voronezh.syromaniya.ru/blog/o-moloke/znachenie-rn-moloka/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Молоко

Проводит рефлексию:         

Умею/не умею определять рН растворов

Знаю/не знаю как практически определить рН молока

Могу/не могу объяснить важность владения информацией о рН молока для здоровья человека

Учитель подводит итог урока.

Отмечает, что pH молока является индикатором свежести, качества и возможного заражения продукта. Отклонение pH от нормы может свидетельствовать о развитии нежелательной микрофлоры, способной продуцировать токсины и вызывать пищевые отравления.

Употребление такого молока может привести к расстройствам пищеварения и другим нежелательным последствиям для здоровья.

Повышение pH может быть связано с маститом у коров или добавлением в молоко щелочных веществ для нейтрализации кислотности и маскировки его испорченности. Такое молоко также не безопасно для употребления, так как может содержать патогенные микроорганизмы или химические примеси

Регулярный контроль pH молока на всех этапах производства позволяет своевременно выявлять отклонения от нормы и принимать меры для предотвращения реализации некачественной продукции. Учитель отмечает, что теперь учащиеся смогут защищать себя и своих близких от рисков, связанных с употреблением зараженного или испорченного молока.

 Найти материал о влиянии в с/х показателя рН почвы на рост растений

Приветствуют учителя

 

Отвечают на вопросы учителя

 

Высказывают свои мнения

Ответы учащихся:

 - лакмус, фенолфталеин, метилоранж

- можно и т.д.

Работают в группах, проводят эксперимент, соблюдая правила ТБ, докладывают о результатах, заполняют в таблицу.

Ребята отмечают, что было сложно наблюдать изменение окраски индикаторов во время проведения эксперимента, у них появились сомнения о достоверности данного метода.

 

Работают по тексту

Учащиеся в парах изучают учебный текст, выданный на каждую парту, выполняют задания к тексту.

 

 

 

 

Записывают тему урока, конспектируют.

 

Учащиеся вписывают в таблицу значения рН разных растворов. Делают вывод о растворе с максимальной кислотностью, с максимальной шелочной средой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся проводят эксперимент, в таблицу записывают значения рН разных проб молока. Делают вывод о рН предложенных проб молока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся принимают активное участие в рефлексии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают домашнее задание

Приём «обращение»

 

 

Устный контроль знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический,

исследовательский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль знаний

 

 

 

 

 

 

 

Письменная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядно –практические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменный контроль знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядно-практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская

 

 

Репродуктивная

 

 

 

Воспроизводящая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репродуктивно-поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная и парная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

Групповая работа

 

Устный опрос

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос


4. Ожидаемые результаты:

Предметные:

  • знакомство с понятием «водородный показатель» (рН);
  • осознание важности рН в аграрной отрасли;
  • умение определять рН различных растворов;
  • знание норм рН для молока;
  • умение применять полученные знания для контроля качества продукции

Метапредметные:

  • умение планировать и организовывать свою деятельность;
  • умение работать с информацией;
  • умение формулировать гипотезы и проверять их экспериментальным путем;
  • умение представлять результаты своей работы

Личностные:

  • осознание ценности сельскохозяйственного труда;

·         ответственное отношение к качеству производимой продукции;

  • формирование экологической культуры

Данный урок способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, её естественнонаучной грамотности.

Данный урок способствует формированию ценностного отношения к естественнонаучным знаниям, к сельскому хозяйству.

5.      Список электронно-образовательных ресурсов

 http://webelements.narod.ru Популярная библиотека химических элементов

http://chemworld.narod.ru Сайт «Виртуальная химическая школа» http://maratakm.narod.ru Сайт «Мир химии»

http://www.hij.ru Химоза: сообщество учителей химии на портале «Сеть творческих учителей»

http://elementy.ru/chemistry

6.       Самоанализ урока

Урок проводился в 11 классе (с изучением химии на углубленном уровне). В классе 13 человек. Учащиеся этого класса со средней мотивацией к обучению. Внимание у обучающихся устойчивое, память кратковременная (преобладает зрительная память, что учитывалось при планировании материала урока).

Тип урока: комбинированный, урок -практикум

Технология построения урока: технологии проблемного урока

Форма урока: урок-исследование.

Место урока в учебном плане: Рабочая программа (ID 2833695) учебного предмета «Химия. Углубленный уровень» для обучающихся 10– 11классов. 11 класс. Раздел 1. Теоретические основы химии. Тема 1.3 Химические реакции.

Место урока в цикле темы: урок актуализации знаний и умений.

Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проектная деятельность

Структура урока:

Присутствовал этап организационной деятельности (орг. момент)

Стадия мотивации и целеполагания являлась установочной.

Есть стадия вызова, а также стадия изучения нового материала.

В уроке есть стадия осмысления блока новой информации.

Рефлексия. Выводы по уроку.

Домашнее задание.

Образовательные цели реализовывались (достигнуты) за счет:

постановки проблемных вопросов и ситуаций;

проведения практических экспериментов;

содержание выбрано с учетом возрастных особенностей, типа класса;

обучение осуществляется на углубленном уровне

Развивающие цели урока реализованы за счет:

организации индивидуальной и проектной деятельности;

закрепления пройденного материала

Воспитательный аспект урока реализован за счет:

подбора материала блока мотивации

взаимодействия учащегося и учителя во время всех видов деятельности

Контроль усвоения материала осуществлялся путем самопроверки и работы в

парах.

Создание проблемных ситуаций способствовало развитию   коммуникативных   и   информативных   компетенций обучающихся.

Оптимальный подбор содержания и форм, методов деятельности обеспечил комфортную психологическую среду урока.

Содержание урока способствовало профориентационной деятельности.

Этап актуализации работал на демонстрацию возможности использования теоретических знаний по химии в практической деятельности.

Подобраны тематические задания с целью развития межпредметных связей (химия, биология), повышения мотивации к предметам естественнонаучного цикла.

Возможности учебного кабинета использовались во время урока в полном объеме.

Реализация принципов обучения:

Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков.

Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы.

Система работы учителя:

Урок прошел организованно, прослеживались логические переходы между разными этапами урока. Учителем осуществлялось направление обучающихся по выстроенному образовательному маршруту. Был оптимально подобран объем и содержание учебного материала, распределены временные рамки каждого этапа урока. На уроке царила доброжелательная атмосфера, обучающиеся чувствовали себя комфортно. Речь педагога была грамотной, содержательной, выразительной. Материал урока способствовал развитию творческих способностей учащихся. В рамках урока использовался профориентационной материал, направленный на привлечение обучающихся к агропромышленного комплекса.

 План урока выполнен полностью, были реализованы планируемые предметные, личностные, метапредметные результаты. Домашнее задание записано в Дневник.ру.


4.    Список литературы

1.      Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. Химия внутри нас. – Ростов- на- Дону.: Феникс, 2004. – 180 с.

2.      Еремина Е.А., Рыжова О.Н.- Справочник школьника по химии. - ООО «

3.      Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2002. - 624с.: ил. - (Школьное учебное пособие).

4.      Левина Л.С.- Учебно- методический журнал «Химия в школе», М.: «Центрхимпресс», 2017.

5.      Смолеговский А.М.-Энциклопедия химических элементов. - М.: Дрофа, 2000. - 432 с.: ил. - (Школьная энциклопед


 

                                                            



 

Скачано с www.znanio.ru