Один из самых важных вопросов стоящих сейчас перед школой с точки зрения информационных технологий - это вопрос информационной безопасности. Говоря об информационной безопасности школы, мы имеем в виду, прежде всего, создание безопасной информационной среды школы. В настоящей работе рассмотрен новый подход к созданию безопасной информационной среды, предложена классификация рисков информационной образовательной среды. Рассмотрен пример набора угроз, приводящих к реализации одного из рисков.
Риски информационной образовательной среды.docx
«Риски информационной образовательной среды»
Автор: Сосенкова Н.М., методист по информатике и ИКТ МКУ «Управление
образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района
Республики Татарстан»
Введение
Скачкообразное насыщение компьютерами, случившееся в начале 2000ых
годов в России породило целый ряд насущных проблем, связанных с
внедрением информационных технологий в образовательный процесс. В
последние 10 лет одной из основных задач системы образования стало
выстраивание информационной образовательной среды. Сейчас, когда уже
можно говорить о существующей информационной среде в образовательных
учреждениях (ОУ), один из самых важных вопросов стоящих сейчас перед ОУ
с точки зрения информационных технологий это вопрос информационной
безопасности. Говоря об информационной безопасности школы, мы имеем в
виду, прежде всего, создание безопасной информационной среды ОУ. Какая
же информационная среда может считаться безопасной?
В упрощенном виде под безопасной средой мы будем понимать такую
информационную среду, для которой существуют определенные риски,
которые могут привести к ухудшению или приостановлению ее работы.
Определен набор существенных угроз наступления рисков и для каждой из
угроз выбран способ защиты, позволяющий наиболее эффективно
предотвратить угрозу или минимизировать возможные потери.
I. Общее описание рисков информационной образовательной среды
Рассмотрим риски информационной образовательной среды. Их можно раз
бить на пять больших групп.
Педагогические риски.
Финансовые риски. Управленческие (или организационные) риски.
Политические риски.
Психологомедицинские риски.
В группу педагогических рисков, включаются те риски, которые могут
повлиять на учебный процесс. Здесь надо отметить те риски, в результате
реализации которых будет невозможно использовать компьютерное
оборудование при ведении уроков. Стоит напомнить, что согласно новым
ФГОС использование подобного оборудования является обязательным.
Еще одна группа педагогических рисков связана с непосредственным от
рицательным влиянием на учащихся, что делает необходимым включение до
полнительных тем и (или разделов) в учебный процесс, а также с проведением
дополнительных воспитательных мероприятий для детей, родителей и
педагогического коллектива.
В группу финансовых рисков, включим все те риски, которые связаны с по
несением учреждением финансового ущерба. Это в первую очередь порча
оборудования и программного обеспечения. Вторая группа финансовых
рисков связанна с вопросами госзаказа, начисления заработной платы и иных
экономических вопросов
В группу управленческих рисков, включим те риски, которые приведут к
необходимости временной или постоянной перестройки организационной
структуры образовательного учреждения. Ярким примером подобного риска
может служить риск временной неработоспособности локальной сети
учреждения.
И, наконец, в группу политических рисков включим риски, отрицательно
влияющие на имидж учреждения, что может сказаться на наборе желающих
учиться в данной школе, и может привести либо к ухудшению контингента
учащихся, либо даже к его уменьшению, что при нынешних принципах
финансирования может серьезно сказаться на бюджете. Еще одна группа политических рисков связана с необходимостью
выполнения ОУ федеральных и региональных законодательных актов и иных
нормативных документов, связанных с информатизацией, а также требований
надзорных органов. К сожалению, зачастую образовательное учреждение
оказывается в «вилке» между двумя нормативными документами.
К группе психологомедицинских рисков, прежде всего, относятся те
риски, которые могут привести к риску жизни и здоровья, как учащихся, так
и сотрудников ОУ.
Конечно, конкретные наборы рисков могут отличаться в зависимости от
региона, особенностей учреждения, его уровня информатизации, но
значительная часть рисков, а также общие подходы к созданию безопасной
информационной среды ОУ будут одинаковы.
II. Пример набора угроз для конкретного риска
Для построения верной модели безопасной информационной среды школы
главным является правильный выбор возможных угроз информационной
безопасности ОУ. Рассмотрим пример набора угроз для одного из
педагогических рисков.
Риск отмены конкретного учебного занятия
Под отменой конкретного учебного занятия мы будем понимать отмену
определенного урока в конкретном классе (например, математики во 2а
классе) или вынужденную замену данного урока на другой (например, замена
математики уроком ИЗО).
К реализации данного риска могут привести следующие угрозы:
Неработоспособность компьютерного или демонстрационного
оборудования, необходимого для проведения конкретного урока. Это
могут быть компьютер (ноутбук), стоящий в классе, мультимедийный
проектор, интерактивная доска, а также школьный сервер, на котором
находится необходимая для урока информация. Неработоспособность локальной сети, которая приводит к
невозможности использовать необходимую для урока информацию,
расположенную на школьном сервере или в сети Интернет.
Отсутствие выхода из школьной локальной сети в Интернет,
которое приводит к невозможности использовать необходимую для
урока информацию.
Неработоспособность необходимого для проведения занятия
программного обеспечения.
Стоит отметить, что когда мы говорим о рисках, нас меньше интересуют
причины возникновения тех или иных угроз. В данном случае для нас имеет не
столь существенное значения причина, по которой, например, во время
конкретного урока отсутствует Интернет (это могут быть внутренние
школьные проблемы с оборудованием, технические проблемы провайдера,
или даже неоплата услуг провайдера), гораздо больше нас волнует
последствие данного события.
Таким образом, для риска отмены учебного занятия выбран набор угроз и
для минимизации потерь надо определить перечень мероприятий, которые
позволят избежать отмены занятия.
Так, для решения проблем, связанных с первой и четвертой угрозами, в ОУ
может иметься «дежурный» комплект (ноутбук + проектор), который
ставится в тот класс, в котором произошла поломка. Конечно, нельзя
забывать про профилактику оборудования и программного обеспечения.
Отсутствие сети можно частично компенсировать с помощью внешних
носителей информации, а возможное отсутствие сети Интернет должно быть
предусмотрено учителем при планировании занятия. Как мы видим из
данного примера, способы защиты от угроз часто представляют собой не
технические, а организационноуправленческие и педагогические решения.
Риски информационной образовательной среды
Риски информационной образовательной среды
Риски информационной образовательной среды
Риски информационной образовательной среды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.