Тема: «Рисунок. Точка».
Цель: обучение детей использованию нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Обучающие: ознакомление обучающихся с истоками появления пуантилизма; расширение знаний о художниках, работавших этой технике; обучение практическому использованию точечной графики.
Развивающие: расширение кругозора; развитие профессиональных художественных навыков; развитие объемно-пространственного мышления.
Воспитательные: обогащение культурного развития ребенка; формирование стремления к созиданию; воспитание прилежного отношения к труду.
Ход занятия:
1. Подготовительный этап (5 минут).
Организация учебного процесса: приветствие, проверка присутствующих, подготовка рабочих мест, проверка информационно-технического оборудования.
2. Теоретический этап (15 минут).
Усвоение новых знаний и способов действий. Демонстрация слайдов презентации.
Слайд 1. (Изучение темы занятия).
Тема: «Использование техники пуантилизма на занятии по изобразительному искусству».
Рассмотрение фоновой картинки. Формирование с обучающимися сути данной темы.
Слайд 2. (Возникновение понятия «Пуантилизм»).
Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», от фр. point — точка) — стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной, формы.
В основе этой техники лежит дивизионизм (от франц. division — разделение) или хромолюминаризм — термин, который впервые официально был обоснован и снабжен теоретическими объяснениями в книге Поля Синьяка. Это живописная система, отраженная в полотнах Жоржа Сёра, основанная на целенаправленном разложении сложного цветового тона на спектрально чистые цвета, которые точками наносятся на холст, а затем при восприятии картины зрителем с определенного положения оптически сливались в нужный художнику цвет в сетчатке глаза.
Слайд 3. (Дивизионизм Жоржа Сёра).
Возникновение пуантилизма связано с увлечением молодого художника Жоржа Сёра теорией цвета и дивизионизмом. Им были изучены труды Шарля Блана, Эжена Шеврёля, Огдена Руда и удачно применены на практике в картине «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», впервые экспонировавшейся на последней выставке импрессионистов в 1886 году. Эта картина произвела сенсацию и стала восприниматься как произведение неоимпрессионизма.
Дивизионизм в работах Сёра противопоставил беспорядочности и хаотичности мазков импрессионистов четкую систему вычисления и наложения точек, что делало работу художника очень сложной и трудоемкой, а способ письма строгим и сухим, но в тоже время привел к эффекту создания более интенсивных цветов, тонов и света в живописи.
Слайд 4. (Пуантилизм в работах Камиля Писсарро).
Камиль Писсарро — один из родоначальников импрессионизма. Он был учеником пейзажиста Камиля Коро. Писсарро изучал воздух, от плотности которого визуально менялась насыщенность предметов, и свет, интенсивность которого влияла на восприятие цвета. Он использовал чистые цвета, плотные раздельные мазки. Писсарро всю жизнь занимался поисками новых технических приемов в живописи.
После знакомства с Жоржем Сёра, Камиль увлёкся техникой пуантилизма. Он не занимался строгими вычислениями пропорции чистых цветов для получения оттенков, выполнял работы более свободно. Но то, что хотел передать с помощью этой техники Писсарро, постепенно исчерпало себя и перестало приносить ему художественное удовлетворение, и он вернулся к своей обычной манере письма.
Слайд 5. (Импасто Винсента Ван Гога).
Винсент Ван Гог — нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века. Достижением
Ван Гога является выработанная им манера письма. Техника импасто не была нова, но мазок Ван Гога был гораздо выразительнее и энергичнее, что способствовало большей экспрессии его полотен.
Импасто (итал. impasto — тесто) — приём в живописи для усиления эффекта фактуры, путём нанесения толстого слоя краски раздельными мазками кисти или мастихина.
Техника письма Ван Гога схожа с пуантилизмом разбиением изображения на отдельные мазки, но отличается от него большей свободой в подборе оттенков и форм нанесения краски.
Импрессионисты и постимпрессионисты прежде всего ставили своей задачей поиск новых нестандартных техник письма, отличных от реализма и канонов классической живописи.
Слайд 6. (Точечная графика).
Жорж Сёра часами писал свои картины, делая маленькие точки кончиком кисти. Он рассчитывал количество точек чистого цвета для получения определенного оттенка.
Для начинающих художников эта техника покажется очень сложной. В наши дни точечная графика выполняется пером и тушью, но детям можно использовать ватные палочки.
Физкультминутка Зима
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Плавные движения руками.)
3. Практический этап (15 минут).
Визуализирование обучающимися методики выполнения рисунков в данной технике, после анализа образцов. Выполнение подготовительных рисунков.
4. Основной этап (25 минут).
Демонстрация педагогом выполнения изображения ватными палочками. Выполнение обучающимися первого слоя наиболее темных областей изображения. Нанесение средних тонов на изображаемых предметах. Легкая передача светлых участков. После высыхания первого слоя наносится второй слой другого цвета между точками, для получения нужного оттенка. Далее следует усиление тона в некоторых местах и смягчение переходов от света к тени.
5. Заключительный этап (10 минут). Завершение практического задания, доработка деталей. Обобщение и анализ работ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.