Резюме практики
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Бугровский Центр образования №2» Всеволожского района, Ленинградской области
Панкрева Анна Анатольевна директор школы.
Электронная почта: bugr2@vsevobr.ru
Телефоны: 8-812-33-99-105, 8-812-33-99-106
Сайт https://enfield.school/
«Пять шагов вовлечения родителей в воспитательную работу класса»
Аннотация: Современные реалии взаимодействия молодых родителей и детей зачастую указывают на нехватку времени для общения родитель-ребенок. Исходя из данной проблемы можно сделать вывод, что школа - прекрасная возможность для обеих сторон воспитать гармоничную личность и вовлечь родителей в воспитательную работу класса. Взаимодействие учителя, родителя и ученика — это важная составляющая образовательного процесса. Оно помогает создать благоприятную атмосферу для обучения и развития ребёнка, а также способствует повышению эффективности работы педагога.
Учитель и родитель. Педагог может информировать родителей об успехах и трудностях ученика, давать рекомендации по его обучению и воспитанию. Родители, в свою очередь, могут делиться с учителем информацией о жизни ребёнка вне школы, помогать ему в выполнении домашних заданий и поддерживать его интерес к учёбе.
Родитель и ученик. Родители играют важную роль в обучении и развитии своего ребёнка. Они могут помочь ему понять учебный материал, мотивировать его к учёбе, контролировать выполнение домашних заданий и поощрять его достижения. Ученик, в свою очередь, должен быть открыт для общения с родителями, делиться с ними своими мыслями и чувствами, рассказывать о своих успехах и неудачах.
Ученик и учитель. Учитель является основным источником знаний для ученика. Он должен доступно объяснять учебный материал, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, создавать на уроках атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Ученик должен быть активным участником учебного процесса, задавать вопросы, высказывать своё мнение, выполнять задания учителя.
Взаимодействие учителя, родителя и ученика должно быть основано на взаимном уважении, доверии и сотрудничестве. Только так можно создать условия для успешного обучения и воспитания ребёнка. Поэтому если один из звеньев пропадает, то начинают возникать проблемы.
Актуальность моей практики – показать пути взаимодействия родительской общественности с детьми внутри одного класса. Важно, чтобы взаимодействие родителей и детей было основано на взаимном уважении, доверии и сотрудничестве. Только так можно создать условия для успешного обучения и воспитания детей.
Цель практики создание пошаговой инструкции «топ – 5 шагов» для вовлечения родителей в воспитательную работу класса. Важно создать комфортные условия для родителей, чтобы они чувствовали себя уверенно и могли свободно высказывать своё мнение. Для этого необходимо проявлять уважение к их опыту и знаниям, а также учитывать их интересы и возможности.
Задачи практики
· Ознакомление с планом воспитательной работы школы (на основе программы воспитания).
· Изучение потребностей младших школьников.
· Приобщение родительской общественности к социальной активности.
· Выявление наилучших «рычагов взаимодействия» на родителей класса.
· Создание рекомендаций по вовлечению родителей в воспитательную работу в классе.
Описание практики
Практика состоит из 5 шагов:
Главной целью работы классного руководителя с родителями является обеспечение единства требований к воспитанию детей в семье и школе, а также создание благоприятных условий для их обучения.
Показатели результативности
Достигнутые результаты за 2 года вовлечения родителей в воспитательную деятельность класса:
1. 90% родителей готовы самостоятельно организовать мероприятия в классе.
2. Активно поддерживают и организуют выезды в лагеря для всего класса.
3. Улучшение взаимоотношений между родителями и детьми. Родители лучше узнают своих детей, а дети чувствуют поддержку и понимание со стороны взрослых.
4. Создание комфортной атмосферы в классе. Родители участвуют в организации учебного процесса, решении финансовых вопросов и других аспектах школьной жизни. Это способствует созданию благоприятной атмосферы для обучения и развития детей.
5. Формирование у детей чувства ответственности и социальной активности. Родители поддерживают социальные инициативы детей, направленные на помощь другим людям или окружающей среде.
Ожидаемые результаты:
1. Продолжить активную вовлеченность родителей в воспитательный процесс класса.
2. Развить навыки сотрудничества и взаимопомощи. Родители и дети вместе работают над проектами, что способствует развитию навыков сотрудничества и взаимопомощи.
3. Помочь родителям и детям комфортно войти в младший подростковый возраст.
Данные о реализации практики
Практика реализуется на протяжении 2 лет, сейчас начался 3 год.
Риски
К рискам можно отнести конкуренцию между учителями за внимание и поддержку родителей. С одной стороны, конкуренция может стимулировать учителей к профессиональному росту, поиску новых методов обучения и воспитания, а также к более активному взаимодействию с родителями. Это может привести к повышению качества образования и улучшению отношений между школой и семьёй.
Конкуренция может стать причиной конфликта между учителем и родителями и может привести к тому, что учителя будут уделять больше внимания тем родителям, которые проявляют наибольшую активность и заинтересованность в жизни школы, и меньше внимания тем, кто менее активен. Это может создать неравенство среди учеников и снизить качество образования для некоторых из них.
Чтобы избежать негативных последствий конкуренции, учителям важно помнить о своих профессиональных обязанностях и не допускать, чтобы личные интересы или амбиции влияли на их работу. Также важно поддерживать открытые и доверительные отношения с родителями, независимо от их активности и вовлеченности в жизнь школы.
Алгоритм внедрения практики
Внедрять практику нужно начиная с 1 класса. Родители первоклассников имеют повышенный уровень тревожности, так как для них ребенок вступает на новую ступень образования.
Создайте комфортные условия для родителей, чтобы они чувствовали себя уверенно и могли свободно высказывать своё мнение. Для этого необходимо проявлять уважение к их опыту и знаниям, а также учитывать их интересы и возможности.
Используйте современные технологии. Создайте группу в мессенджере или социальной сети, где будете делиться информацией о жизни класса, задавать вопросы и получать обратную связь от родителей.
Вовлекайте родителей в учебный процесс. Предложите им проводить небольшие уроки или мастер-классы по интересующим их темам. Это поможет им лучше понять учебный процесс и стать более вовлечёнными в жизнь класса.
Устраивайте совместные мероприятия. Организуйте экскурсии, походы, спортивные соревнования или творческие конкурсы, в которых смогут принять участие и дети, и родители. Это создаст атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.
Примеры тиражирования
В год семьи на всероссийском уровне активно продвигается идея вовлечения родителей в воспитательную деятельность школы и класса. В нашей школе активно продвигается Всероссийский проект «Классные встречи с родителями», где родители приходят в классы и рассказывают о своей деятельности. (https://vk.com/club215517279?w=wall-215517279_53%2Fall, https://vk.com/club215517279?w=wall-215517279_50%2Fall). В рамках всероссийской программы «Орлята России» занятия могут проходить в присутствии и помощи родителей. Родители активно проявляют инициативу в проведении занятий. (https://vk.com/club215517279?w=wall-215517279_54%2Fall). На районном уровне проводятся семейные мероприятия, например, в начале года проводилась «Семейная спортивная тренировка», где присутствовал мой класс и большое количество родителей, которые также принимали участие в тренировке. (https://vk.com/mobugry?w=wall-170429931_16637 )
Приложения
« Семейная спортивная тренировка!»
«Классные встречи» с родителями
Сценарии
Игра о школе, в которой собраны самые популярные ответы на злободневные вопросы. Играем на первом классном часе, а можно на родительском собрании: дети против родителей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.