Робота на уроке с антонимами , синонимами, многозначными словами
Оценка 5
Контроль знаний
docx
русский язык
2 кл
22.04.2018
В данном материале представлен комплекс заданий с методическими рекомендациями по работе с синонимами, антонимами, многозначными словами и омонимами. Методические рекомендации выписаны из методики преподавания русского языка автором которой является Зиновьева Т.И.. Этот комплекс удобно использовать при формировании представлений о синонимах, антонимах, многозначных слов и омонимах.
Словарные упражнения.
Типы словарных упражнений:
1.семантизация, объяснение значения слов.
2.группировка слов по семантическим признакам ( составление тематически
объединенных групп слов);
3.анализ лексических средств текста;
4. составление словосочетаний, предложений, связного текста.
Система упражнений с синонимами :
1.обнаружение слов синонимов в тексте;
2.объяснение оттенков значений, различий между словами синонимами;
3.усвоение словсинонимов в процессе выполнения специальных упражнений;
4.использование слов синонимов в собственной речи;
5.исправление речевых ошибок.
Виды упражнений с синонимами:
1.Обнаружение синонимов в пословицах (Приятелей много, а друга нет)
2.вычленение лишнего слова;
3.расположение синонимов по степени нарастания (убывания) признака
(ледяной, холодный, зябкий, промозглый, прохладный);
4.подбор синонимов к данному слову (невозмутимый – спокойный,
сдержанный) с последующим включением в контекст (словосочетание,
предложение);
5.замена синонимов в предложении (За окном бушует метель.( вьюга, пурга,
буря, буран)
6. выбор из двухтрёх данных синонимов слова, подходящего по значению
(Собака выставила, высунула, выказала) язык).
Работа с антонимами.
Эффективные виды упражнений с антонимами: 1.обнаружение антонимов в тексте (Корень учения горек, да плод его сладок);
2.подбор антонима к данному слову (хвалить бранить);
3.составление предложения с парой антонимов (горькийсладкий,: перец
горький, а яблоко сладкое);
4.продолжение начатого предложения с использованием антонима(лучшая
вещьновая, лучший друг …);
5. подбор антонимов к многозначному слову (золотой: золотые руки, золотое
сердце);
6. составление к одному синонимическому ряду другого, который является
противоположным по отношению к первому (дождь холодный моросящий:
дождь тёплый, проливной).
Работа над многозначностью слова.
Упражнения с многозначными словами:
1. подбор многозначного слова (игла, золотой, гореть...);
2.состовление словосочетаний и предложений с каждым значением
многозначного слова;
3.разграничение прямого и переносного значений (убежало молоко , убежали
дети);
4.углубление понимания значения слов;
а) подбор синонимов к переносному значению слов (горит лампа – светит
лампа);
б) подбор антонимов к каждому прямому, переносному значению данного
слова( крепкая веревка – ветхая веревка: крепкая дружба – непрочная
дружба).
Работа с фразеологизмами.
Упражнения с фразеологизмами:
1.выявление фразеологизмов в речи:
Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава,
Другой засучив рукава.
2.использование для объяснения значения фразеологизмов приёма словесного
рисования (У зайца душа ушла в пятки. «Расскажите каким вы
представляете себе зайца. Опишите, каким зайца можно нарисовать в этот
момент».)
3.выполнение синонимических сопоставлений слова и фразеологического
оборота и оборота. Например: к фразеологизму водить за нос надо подобрать
слово, близкое по значению (обманывать); фразеологизм с таким же значением
(вешать лапшу на уши)
4.наблюдение с несколькими фразеологизмами с одним и тем же словом:
вешать нос, задрать нос, зарубить на носу.
Робота на уроке с антонимами , синонимами, многозначными словами
Робота на уроке с антонимами , синонимами, многозначными словами
Робота на уроке с антонимами , синонимами, многозначными словами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.