Родители и школа: проблема взаимодействия
Оценка 4.7

Родители и школа: проблема взаимодействия

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
13.05.2019
Родители и школа: проблема взаимодействия
Выступление на августовской конференции учителя начальных классов Филипповой Светланы Николаевны Родители и школа: проблема взаимодействия Уважаемые коллеги, гости… сегодня мы собрались поговорить о том, какую роль в воспитании детей играют семья и школа, так как семья и школа — это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Родители и школа.doc
Выступление  на   августовской конференции  учителя начальных классов Филипповой Светланы Николаевны Родители и школа: проблема взаимодействия   Уважаемые   коллеги,   гости…   сегодня   мы   собрались   поговорить   о   том,   какую   роль   в воспитании   детей   играют   семья   и   школа,   так   как   семья   и   школа   —   это   два   социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.   Чтобы   вырастить   полноценного   человека,   культурную,   высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями. Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Для   ее   решения   необходима   целенаправленная   социально­педагогическая   деятельность, включающая следующие формы, приемы и методы: 1) анкетирование и тестирование детей и их родителей; 2)   родительские   собрания,   направленные   на   повышение   уровня   знаний   родителей   о принципах, формах и способах построения в семье отношений, благоприятных для развития ребенка; 3) классные часы, коллективные творческие дела и другие мероприятия с участием пап и мам учеников класса; 4) индивидуальные беседы и педагогические консультации родителей Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она   никогда   не   сможет   конкурировать   с   семьей.   Именно   семья   является   самым   мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом   и   у   взрослых   объясняются   ошибками   семейного   воспитания,   главная   из   которых   — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания,   любовь   матери   и   отца   к   детям   уродует   их».   Есть   много   разновидностей   этой уродливой любви, главные из них: — любовь умиления; — любовь деспотическая; —любовь откупа. Уважаемые   коллеги,   прежде   чем   раскрыть   смысл   каждого   из   этих   выражений,   хочу обратить ваше внимание на мини­анкету, предложенную на доске.  мини­анкета «Общение детей и родителей в лицах». Посмотрите внимательно на эти лица и попробуйте мысленно ответить на вопросы: 1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком? 2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок? З.  Каким,   по   вашему   мнению,  должно   быть   лицо   вашего   ребенка   во   время   общения   с вами?  Ну,   как?   Сделали   для   себя   какие­нибудь   выводы…(Такое   же   упражнение   можно провести у себя в классе на одном из родительских собраний.) Воспитательные   возможности   семьи   во   многом   определяются   характером   отношений, сложившихся   между   родителями   и   детьми.   Зная   внутренний   мир   своего   ребенка,   и   чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым способствуют формированию его личностных качеств. Учеными доказано, что лучшим являются воспитание, для которого характерны теплые, доброжелательные отношения, построенные на взаимоуважении, взаимосогласии и любви друг к другу.   Ребенок,   лишенный   сильных   и   недвусмысленных   доказательств   родительской   любви, имеет   значительно   меньше   шансов   на   формирование   положительного   образа   своего   «я»   и дружественных отношений с другими людьми. Давайте постараемся вместе ответить на вопрос: «Что необходимо сделать для того, чтобы работа классного руководителя с родителями, направленная на оптимизацию процесса их общения с детьми, стала более эффективной?» ( возможные ответы участников конференции) Поэтому   одной   из   важнейших   задач   классного   руководителя   является   постоянное   и всестороннее   изучение   характера   отношений,   складывающихся   между   учащимися   и   их родителями, просвещение родителей по данному вопросу, методическая и практическая помощь в построении позитивных взаимоотношений в семье между детьми и взрослыми. Можно выделить основные составляющие взаимодействия семьи и школы: Первой составляющей является информирование родителей о новых подходах, формах и способах   воспитания   ребенка   в   семье   и   школе,   об   основных   правилах   и   условиях педагогического   обеспечения   интеллектуального,   духовно­нравственного   и   физического развития детей. В   качестве   второй   составляющей   выступает  педагогическое   корректирование складывающихся   отношений   между   детьми   и   взрослыми.  Необходима   профессиональная компетентность   учителя,   чтобы   умело   и   корректно   устранять   изъяны   в   сфере   общения   и межличностных отношений. Практическое взаимодействие можно назвать третьей составляющей. Следует планировать и   проводить   общешкольные   и   классные   дела,   в   которых   являются   участниками   не   только учащиеся и педагоги, но и родители, бабушки и дедушки, старшие в младшие братья и сестры учащихся.   Необходимо   разнообразить   используемые   в   воспитательной   практике   формы   и способы организации совместной деятельности детей и взрослых. Интеграция   усилий   семьи   и   школы   —   это   важнейшее   условие   формирования   единого воспитательного   пространства,   главной   ценностью   которого   является   личность   ребенка,   его счастье и успех. Вернемся к тем недостаткам, которые встречаются в воспитании. Любовь   умиления  —   самое   печальное,   что   можно   представить   себе   в   отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести?   Ребенок,   воспитанный   в   атмосфере   умиления,   не   знает,   что   в   человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете. Вторая   разновидность   неразумной   родительской   любви   ­  Деспотическая   любовь.   Эта форма — одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства,   мелочных   придирок,   постоянных   упреков   человек   ожесточается.   Все   это происходит из­за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Третья разновидность неразумной родительской любви — любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что­то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей   и   не   знают   людей,   их   сердцам   совершенно   незнакомы   такие   чувства,   как   ласка, сострадание, милосердие. Какой   же   должна   быть   подлинная   родительская   любовь?   Каким   вырастет   ребенок,   во многом определяется его положением в системе семейных отношений.  Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести,  даем им полезные советы, предостерегаем  от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки   не   всегда   соответствуют   тому,   о   чем   мы   говорим?   Дети   —   наши   постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть. А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни. Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях.  Участникам конференции  предлагается закончить предложения:    …Если: 1)ребенка постоянно кратикуют, он учится.. (ненавидеть): 2)ребенок живет во вражде, он учится ... (быть агрессивным); 3) ребенок растёт в упреках, он учится ... (жить с чувством вины,); 4) ребёнок растет в терпимости, учится ... (понимать других);  5) ребенка хвалят, он учится. . (быть благородным) б) ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым); 7) ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей); 8,) ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя); 9) ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым); 10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ... (находить любовь в этом мире).  Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от нас и родителей в большей степени зависит, каким вырастут наши дети, какими они войдут во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения. Собрание хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это: Строки «Глазами ребёнка» Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут все без труда. Слова порой запутаны, Пример же — никогда. Тот лучший проповедник­ Кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии —  Вот лучшая из школ. И если все мне показать, я выучу урок Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить И мыслям, и словам. Но я уж лучше погляжу, Что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живешь, По правде или нет.

Родители и школа: проблема взаимодействия

Родители и школа: проблема взаимодействия

Родители и школа: проблема взаимодействия

Родители и школа: проблема взаимодействия

Родители и школа: проблема взаимодействия

Родители и школа: проблема взаимодействия

Родители и школа: проблема взаимодействия

Родители и школа: проблема взаимодействия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019