Родительское собрание
Оценка 4.7

Родительское собрание

Оценка 4.7
docx
06.05.2020
Родительское собрание
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников.docx

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.

Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют:

o   состояние здоровья

o   уровень биологической зрелости

o   развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.

Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей.

Таким образом, первая забота родителей будущих первоклассников, не посещающих детский сад, - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений врача.

Данные медицинских осмотров являются основой для определения готовности ребёнка к обучению в школе. Дети здоровые, физически выносливые, с нормальным физическим развитием, с высокой сопротивляемостью (редко, нетяжело и недлительно болеют) легко переносят адаптацию, без затруднений справляются с учебной нагрузкой. Ослабленность организма, частые заболевания, хронические болезни – вот фактор риска в отношении готовности ребёнка к поступлению в школу. К этой группе относят также детей, биологический уровень зрелости которых отстаёт от возрастного. Окончательно вопрос о возможности начать обучение в школе с шести лет решает врач. И если, по его заключению, надо год подождать, родителям не следует добиваться пересмотра этого решения.

Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

          Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому

     Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный элексир здоровья. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма.

Ваш ребенок идет в школу. Готов ли ребенок к школе? Когда надо начинать готовить его к школьному обучению? Какую школу выбрать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей будущих первоклассников.

 

Как узнать готов ли Ваш ребенок к школе? (слайд 4, со2 на 4  ссылка)

Психологическая готовность ребенка к школе — это своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешное обучение в школе.

Психологическая готовность включает в себя:

·   личностную готовность;

·   интеллектуальную готовность;

·   мотивационную.

Личностная готовность включает в себя: (слайд 5)

·   умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу);

·   умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других);

·   отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Зачастую развитию заниженной самооценки способствуют, к сожалению, сами родители. Порицание за неудачу и равнодушие при успехе. Родители сравнивают достижения своего ребенка с достижениями других детей. Зависимость успеха и неуспеха от прилагаемых усилий в расчет не берется. Помощь от родителей поступает не в форме совета, а в виде приказа, навязывания своего мнения. Родители принуждают работать ребенка на «оценку» и все больше провоцируют страхи, неуверенность, тревогу. Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Интеллектуальная готовность. (слайд 6)

Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».

Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

Психологическая готовность к обучению в школе (слайд 7) — это так же желание учиться, получать знания, это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные), это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Как правило, компоненты готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка, когда малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми, как в сюжетные игры, так и в игры с правилами, в настольные игры (мозаика, лото, конструктор, кубики).

Чтение, так же, должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка.

Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению.

Моторика руки. (слайд 8)

 Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

           При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

1.                      Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

2.                      Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

3.                      Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

4.                      Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

5.                      Конструирование.

6.                      Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

7.                      Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

8.                      Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.

9.                      Всасывание пипеткой воды.

10.                  Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.

11.                  Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

12.                  Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!

13.                  Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать

14.                  “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

15.                  Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.

16.                  Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

             Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом,

во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

МАТЕМАТИКА (слайд 9)

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птички, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ (слайд 10)

К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевлённое-неодушевлённое.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок  в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.

(слайд 11) Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас

( ссылка на слайд 3 со слайда 11) – документы для зачисления в 1 класс

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ

 К ШКОЛЕ?

 

(РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

педагог-психолог

Морозова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маркс

2010

 

 

 

          Что же такое готовность к школе? По каким (так сказать) критериям проходит отбор в нашу школу или любую другую и каким образом педагоги определяют в каком классе надо учиться ребёнку: в «слабом» или в «сильном».

          Часто родители недоумевают, почему про ребёнка говорят, что он не совсем готов к школьному обучению, ведь ребёнок умеет достаточно хорошо читать и считать.

          Прежде всего, необходимо понять и запомнить, что под «готовностью к школе» понимаются не определённые знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать  все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определённого блюда, хотя пропорции продуктов могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них хозяйка обойтись не может.

          Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего

1.мотивационная, личностная готовность, в которую входит «внутренняя позиция школьника».  

2.Затем волевая готовность ребёнка.

3.Интеллектуальная готовность. 

4. достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

          А теперь рассмотрим эти составляющие подробнее, чтобы вам было ясно, что же это такое.

 

Мотивационная готовность.

          Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. (Хотя сейчас некоторые дети прямо заявляют, что в школу идти не хотят). Однако, это совсем не так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в нашу школу очень важно, наконец,  потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё – и класс, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Однако это не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника. Дети 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сёстрам, когда те делают уроки. Поэтому ребёнок и стремиться в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права. С этого  как раз и начинается формирование «внутренней позиции школьника»: то есть понимания, что уроки нужно делать вопреки желанию играть и гулять, то есть желание пойти в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила.

          Без такой готовности, как бы ребёнок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная  обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться любой ценой выйти из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно поиграть, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребёнку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.

           Такая внутренняя позиция школьника, или мотивационная готовность, складывается постепенно и первым её этапом как раз и является интерес к внешней стороне учёбы. Мы здесь в детском саду стараемся ставить школьников в пример (хорошие, конечно, примеры), рассказываем, что значит быть школьником, почему он становится более взрослым, какие обязанности он там будет выполнять.

              А ведь очень часто от родителей можно услышать такие «шутки»: «Ничего, скоро начнутся твои мучения», «Вот в школе-то тебе учительница покажет», «Да тебя в школу не возьмут» и т.д.

             Думаю, что я подробно объяснила важность формирования у вашего ребёнка более сознательного стремления к школе и школьным обязанностям.

 

Интеллектуальная готовность.

 

              Многие родители считают, что именно интеллектуальная готовность является главной. Это убеждение является причиной ваших ошибок при подготовке детей в школе.

               На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребёнка каких-то определённых знаний или умений (хотя определённые навыки должны быть). Главное – это наличие у ребёнка более высокого уровня психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

              То есть интеллектуальная готовность к школе заключается не в механическом зазубривании цифр, счета до ста, букв, а в осознанном понимании той информации, которая поступает ребёнку, то есть в развитии его познавательных процессов – памяти, внимания, мышления.

                А мы перейдём к следующей школьной готовности – это

 

Волевая готовность.

 

               Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, хотя это тоже важно, но это больше относится к вопросам избалованности, вседозволенности, а сейчас мы говорим об умении слушать, внимать в содержание того, о чём говорит взрослый. А сейчас каждый из вас спросите себя: с первого ли раза ваш ребёнок выполняет ваши поручения? Как вы реагируете на то, что он так сказать, на вас не реагирует?

               Вы улыбаетесь, я знаю, что для многих это большая проблема. А волевая готовность тесно связана с эмоциями. И вот когда в школу приходят дети с несформированной эмоционально-волевой сферой – это…  очень большие проблемы. Проявления этого можно видеть уже сейчас: «Не хочу», «Не буду», «Щас» и т.д.

               Как вести работу по формированию волевой готовности? Давать поручения, просить повторить. В  других случаях просить объяснить, для чего он это будет делать. Для тренировки воли хороши графические диктанты. Вычеркивание определённой буквы в тексте. Эти же упражнения развивают внимание.

 

Слышит ли рука глаз?

 

Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе. Однако и для  психологической готовности она имеет большое значение.

Действительно, мышцы руки  должны  быть достаточно крепкими, должна  быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при  письме. У него должно быть сформировано и умение внима­тельно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее от­дельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4—5-летних детей. Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, но на их коорди­нацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составля­ющих (уже последней) школьной готовности. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например -  на доску) ,и списывать или срисовы­вать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаза и руки, важ но, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, кото­рую им дает глаз.

О трудности координации говорит такой интересный факт, многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внимание раздваива­ется и они не могут скоординировать действия глаза и ру­ки. Как же нам научить этому своего ребенка, если в осо­бенно сложных случаях такое задание может быть трудно и для взрослого человека? Прежде всего нам помогут уже использованные ранее графические диктанты. Только ес­ли для развития волевой готовности вам лучше диктовать последовательность фигур, то для зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, который он должен копировать.

Вообще, любое задание на копирование геометриче­ских фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребенку в развитии необхо­димых навыков. Помогает и конструирование особенно по заданному образцу. Теперь, я надеюсь, многим из вас ста­ли более понятны те задания, которые даются детям при поступлении в школу, так как они направлены как раз на выявление тех качеств, о которых мы с вами говорили.

Становится ясным и то, что задания не так уж трудны. Дети, которые достаточно под­готовлены к школе, легко с ними справляются. Надеюсь, что и для вашего ребенка теперь они не представят слож­ности.

 

 

 


 

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный элексир здоровья

Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный элексир здоровья

Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай»

Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай»

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов

Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т

Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ К

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ К

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»?

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»?

Многие родители считают, что именно интеллектуальная готовность является главной

Многие родители считают, что именно интеллектуальная готовность является главной

Таким образом, первая забота родителей будущих первоклассников, не посещающих детский сад, - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений…

Таким образом, первая забота родителей будущих первоклассников, не посещающих детский сад, - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а затем – выполнение всех назначений…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020