Родительское собрание
Оценка 4.7

Родительское собрание

Оценка 4.7
docx
29.05.2021
Родительское собрание
roditelskoe_sobranie.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 3 «Б» КЛАССЕ

НА ТЕМУ «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КЛАССЕ».

 

Цели:

1. Изучить социально-психологические особенности детей младшего школьного возраста;

2. Изучить межличностные отношения детей в возрасте 9-10 лет.

3. Подобрать методики, провести опрос среди младших школьников и проанализировать полученные результаты.

4.Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей.

     5.Создание благоприятной социально - психологической обстановки в классе.

 

Задачи:

·               развитие способности к самопознанию, самоанализу;

·               развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;    

·               развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умение выслушать другого    человека, способность к сочувствию, сопереживанию;

·               обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражение своих чувств и переживаний без конфликтов.

·               развитие чувства собственного достоинства и умение уважать достоинство других.

·               приобщение детей к здоровому образу жизни;

·               развитие умений и навыков в творческой деятельности;

·               выявление и развитие индивидуальных творческих способностей.

Участники воспитательного процесса:

1) Родители.

Формы взаимодействия с родителями:

 - родительское собрание 

 

 

    

 

 

 Каждый ребенок развивается в переплетении

 связей различного рода и отношений.

Межличностные отношения, отражающие

 взаимосвязи участников, складываются

именно в детских и подростковых группах.

 

 Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада, что вы готовы принимать активное обсуждение в каких либо вопросах, связанных с проблемами воспитания наших детей.

     Тема нашего собрания «Межличностные отношения в классе». Тема выбрана не случайно, т.к. пока существует данная проблема – проблема межличностных взаимоотношений и поэтому, сегодня совместными усилиями мы должны постараться разобраться в тонкостях межличностных отношений между детьми, т.е. ответить на ряд простых вопросов:

1.     От чего  зависят отношения между детьми (одноклассниками)?

2.     На основании чего  выстраиваются эти отношения?

3.     К чему они приводят, т.е. каков результат благоприятных межличностных отношений в классе, или какова обратная сторона этих отношений.

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В период обучения происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Если у ребенка к 9-10 летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживает отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

Результаты социальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья – это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и тому подобное. В этом возрасте дети больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстр, могут оборваться.

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становиться важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всем другим.

Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учиться; девочки имеют привлекательную внешность.

Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости так и замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.

Для учащихся третьих классов на первом месте, при оценке сверстников, стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем и по-прежнему – красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.

Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты: общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.

У третьеклассников адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходи своеобразная качественная перестройка, как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в систем межличностных отношений.

О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться, не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.

Приведу несколько ситуаций.

РЕБЕНОК НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В КОЛЛЕКТИВ

     Достаточно завестись в классе одному, скажем так, вредному ребенку – и нездоровая атмосфера травли обеспечена. Такие дети испытывают потребность само утверждаться за счет других: кого-то обижать и унижать, настраивать одних детей против других (типа «Против кого дружить будем?») и т. д. В результате страдают самые уязвимые их одноклассники: доброжелательные, не привык­шие к направленному против них насилию. Среди них может оказаться и ваш ребенок, поэ­тому при поступлении в новый класс (или при переводе в новую школу) первое время следует быть начеку.

     Если вы чувствуете, что в школе у ребенка могут быть проблемы со сверстниками, лучше заранее провести с ним работу и рассказать о нехитрых приемах «психологического айкидо». Что нужно объяснить ребенку, чтобы он встретил сложные ситуации во всеоружии и вышел из них с достоинством?

1. Конфликты неизбежны.

В жизни интересы людей неминуемо сталкива­ются, поэтому нужно спокой­но и философски относиться к воз­никающим между ними спорам, стараясь прийти к консенсусу (то есть к взаимовыгодному согласию). Со своей стороны нужно по воз­можности не нарываться на кон­фликт (не быть назойливым, не ябедничать и не жадничать, не хва­статься и не задаваться).

2. Понравиться всем невозможно.

3. Всегда защищаться!

     Ребенок должен знать, что агрессии нельзя безропотно усту­пать: если его обозвали или стукну­ли, надо обязательно дать сдачи. Христианская позиция непро­тивления «если тебя ударили по щеке – подставь другую» в детском коллективе неминуемо обрекает ребенка на травлю.

4. Сохранять нейтралитет.

      Идеальный вариант – иметь со всеми ровные отношения. Поэтому лучше всего не поддерживать бой­коты и не становиться на чью-то сторону в спорах. Необязательно делать это демонстративно: можно найти благовидный предлог («мне надо на занятия», «я не вправе вме­шиваться в дела других).

 ВИДЫ АГРЕССИИ И СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ

Есть несколько основных типов межличностных отношений в детском коллективе:

Игнорирование

На ребенка не обращают внимания, как будто его нет. Его не учитывают при каких-либо распределениях ролей, ребенок никому не интересен. Ребенок не знает телефонов одноклассников, никто не зовет его в гости. Он ничего не рассказывает о школе.

Что делать родителям?

Поговорить с классным руководителем, попытаться самому наладить контакт с детьми (свести их со своим ребенком)

Пассивное неприятие

    Ребенка не принимают в игру, отказываются сесть с ним за одну парту, не хотят быть с ним в одной спортивной команде. Ребенок неохотно идет в школу, приходит с занятий в плохом настроении.

Что делать родителям?

     Проанализировать причины (почему ребенка не принимают) и постараться ликвидировать их. Действовать через учителя.

Активное неприятие

     Дети демонстративно не желают общаться с ребенком, не учитывают его мнения, не слушают, не скрывают презрительного отношения. Иногда ребенок вдруг резко отказы­вается идти в школу, часто плачет без причины.

Что делать родителям?

     Перевести ребенка в другой класс (или в другую школу). Поговорить с учителями. Обратиться к психологу.

Травля

     Постоянные насмешки, ребенка дразнят и обзывают, толкают и бьют, отнимают и портят вещи, запугивают. У ребенка появляются синяки и ссадины, часто «пропадают» вещи и деньги.

Что делать родителям?

     Срочно перевести ребенка в другую школу! Отдать его в кружок, где он сможет максималь­но проявить свои способ­ности и быть на высоте. Обратиться к психологу.

       На первый взгляд,  данная информация кажется настолько банальной, но, тем не менее, каждый из вас наверняка задумался и попытался какие-то факты соотнести со своим собственным ребенком, и наверняка некоторые моменты, которые только что были озвучены, имеют место быть.

      Мы не должны забывать с вами о том,  что мы должны делать, и что вы все без исключения делаете – это воспитываете своих детей. Но напрашивается вопрос – а кто занимается воспитанием родителей? (тест)

Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?».

Внимательно прослушайте предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания.

Считайте только ответы «могу». Можете ли вы:

1.     В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2.     Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3.     Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?

4.     Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

5.     Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

6.     Поставить себя на место ребёнка?

7.     Рассказать  ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?

8.     Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

9.     Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

10. Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз?

11. Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его себе купить?

12. Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?

Если вы на 7-12 вопросов ответили «могу» это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.

Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов – забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

 Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса – У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам не достаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советую обратиться к психологам, специальной литературе.

       Согласитесь, что именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития  и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить  о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. Общаясь с родителями обучающихся, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся ситуацию в классе.

  • Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.
  • Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.

Вместе с тем именно педагог в силу своей исключительной значимости для младшего школьника может сыграть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного» члена группы. Линия поведения учителя в каждом конкретном случае  строится сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе и прочее. Преодоление аффективности ребенка (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является не только причиной, но и следствием психологической изоляции;

    Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.

     В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся «разобраться» с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку.

     Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.

    Проблема отвергаемых детей – это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.

        Младший школьный возраст представляет собой большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования личности.

         Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.

 

 

 

 

 

Литература

1.     Бодалев, А.А. Психология о личности школьника. — М., Издательство Московский университет, 1989 — 188с.

2.     Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб: Питер, 2008. — 400с.

3.     Волков Б.С. Психология младшего школьника. Учебное пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2007. — 128с.

4.     Занков Л.В. Беседы с учителями. (Вопросы обучения в начальных классах.) М., «Просвещение», 1975. — 190с.

5.     Прихожан А. М., Толстых Н. Н., Лубовский Д. В. [и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. В 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 271 с.

6.     Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., Молодая гвардия 1975. — 238с.

7.     Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 144с.


 

8.    

Родительское собрание

Родительское собрание

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 3 «Б»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 3 «Б»

Каждый ребенок развивается в переплетении связей различного рода и отношений

Каждый ребенок развивается в переплетении связей различного рода и отношений

В этом возрасте дети больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности

В этом возрасте дети больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности

Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходи своеобразная качественная перестройка, как самих межличностных отношений, так и их осознания

Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходи своеобразная качественная перестройка, как самих межличностных отношений, так и их осознания

Ребенок должен знать, что агрессии нельзя безропотно усту­пать: если его обозвали или стукну­ли, надо обязательно дать сдачи

Ребенок должен знать, что агрессии нельзя безропотно усту­пать: если его обозвали или стукну­ли, надо обязательно дать сдачи

Перевести ребенка в другой класс (или в другую школу)

Перевести ребенка в другой класс (или в другую школу)

Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально

Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально

Линия поведения учителя в каждом конкретном случае строится сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в…

Линия поведения учителя в каждом конкретном случае строится сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в…

Литература 1. Бодалев,

Литература 1. Бодалев,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021