Родительское собрание:
«Дети и деньги »
«Не покупаются, не
покупаются:
Доброе имя, Талант и Любовь…»
Б. Окуджава
С первых своих шагов ребёнок слышит и пытается понять слово «деньги», хотя и в разном контексте. Это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребёнка интересным, привлекательным. Почему если деньги есть, то и мячик тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит «Не приставай!».
Слово «деньги» становится постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага. На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.
Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике. Как быть неработающему ребенку? Выход один – у ребёнка должен быть доход, пусть даже созданный взрослыми искусственно. Какой?
1. Денежные подарки.
2. Регулярно выдаваемые карманные деньги.
3. Заработанные деньги.
Карманные деньги. Вы (родители) должны понимать, что карманные деньги – не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания, который имеет четкую цель – научить ребёнка обращаться с деньгами и правильно их тратить. Наличие у ребёнка карманных денег создаёт для него возможность самостоятельно принимать решения о необходимости той или иной покупки.
Многих родителей интересует вопрос, «С какого возраста начинать давать деньги ребёнку?». Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребёнок пошел в школу (6 – 7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.
Сколько выдавать? Сумма зависит, прежде всего, от финансового положения семьи и от возраста ребёнка. Начинать нужно с малых сумм. Определите, сколько денег ваш ребёнок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом. Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления.
Как часто давать деньги? Дети, в отличие от взрослых, по- другому воспринимают время. Если ребёнку младшего школьного возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться. Они потратят сумму в первые же несколько дней, так как младшие школьники категорически, что не умеют делать - это планировать. Детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц – это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет».
Как контролировать? Если вы жестоко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл. Важно научить ребёнка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки, например велосипеда или домашней техники. Даже если ребенок заблуждается, стоит вежливо его переубедить, но окончательный выбор остается за ним.
Помните, что карманные деньги, не подлежат отчетности и не могут быть изъяты в наказание, ни восполнены в случае утери или нерационального расходования. Часто родители волнуются, что дети потратят карманные деньги на что – то запретное. Это вряд ли случится, если у вас доверительные отношения и нормальный климат в семье.
Многие родители полагают, что деньги могут стать хорошим поощрением и мощным стимулятором для обеспечения определенных успехов на школьном поприще. Чаще всего этот метод используется в качестве «пряника» за отличную работу. При таком подходе есть ряд положительных и отрицательных моментов.
К положительным относятся следующие:
1.У ребёнка повышается внимательность на уроке, а также формальный интерес к учебному процессу.
2. Дети стремятся меньше прогуливать, а то и не прогуливать совсем.
3.Ребенок приходит к выводу, что любая работа должна оплачиваться, следовательно, хорошая работа оплачивается вдвойне. Таким образом, ученик стремится выполнить свою работу как можно лучше, учится отвечать за самого себя.
К отрицательным моментам можно отнести следующие:
1.Несмотря на повышенное внимание и «тягу» к получению знаний, ребёнок становится озабоченным исключительно проблемой получения денег.
2.У ребёнка пропадает интерес к самому учебному процессу, он становится заинтересованным лишь в конечном результате – в полученной на уроке оценке и, следовательно, сумме.
А вот что касается оплаты детских услуг дома, то здесь и сторонники, и противники оплаты за хорошую учебу сходятся в едином мнении – лучше не надо. Например, если ребёнок вел себя хорошо, помыл посуду, убрал свои игрушки, пропылесосил квартиру, сходил в магазин – не давайте ему за это деньги.
Работа внутри семьи – это душевный долг каждого ее члена, благодаря которому семья сохраняет сама себя, в том числе свой экономический успех.
Если вы платите за выполнение домашней работы. У ребёнка сотрётся грань между домашними обязанностями и … вымагательством. Заплатите ребёнку один раз и вы вряд ли дождётесь от ребёнка добровольной помощи по дому – он начнёт требовать оплаты вне зависимости от вашего самочувствия и вида домашней работы. При этом своё возмущение вы можете направить только себе – это плоды вашего же воспитания.
Заработанные деньги. Даже дошкольник при наличии определенных личностных данных и мотивации может заработать деньги самостоятельно, например, ребёнок помог бабушке собрать 3 литра малины на даче - это для младшего школьника настоящий трудовой подвиг, за который можно вознаградить.
ПОМНИТЬ. Заработанные деньги ребенок имеет право потратить на себя. Но если он захочет купить всей семье торт-мороженое – это добрый знак. Можно заранее рассказать истории о первой зарплате отца, бабушки, старшей сестры.
Денежные подарки. Большинство детей школьного возраста получает деньги в подарок. Российские психологи считают, что дарить деньги ребенку до 14 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта переводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем заняты твои мысли».
Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: и напомните ребёнку «Помнишь, ты мечтал о роликах? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени».
Хуже всего ситуация, когда родители, щедро финансируя ребёнка, пытаются тем самым откупиться от проблем и забот, связанных с ним. Очень часто самостоятельные родители изливают свою свободу к ребёнку через определенные денежные суммы, считая, что свою заботу и любовь они могут этим заменить. У них абсолютно нет времени на общение с ребёнком, и данный недостаток они компенсируют деньгами. Они платят детям за какие- либо домашние дела, за примерное поведение, просто выделяют определенную сумму, совершенно не понимая, что ребёнку в жизни нужно совершенно другое.
Деньги – это серьезно. Поэтому чем раньше ребёнок узнает о финансовой стороне жизни, тем лучше для него. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, а хороший опыт дети могут получить от:
1.Участия в планировании бюджета.
Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку все деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц. Если ребёнок попросит купить очень дорогую вещь, можно попробовать дать ему представление о долге, о том, что любой долг надо возвращать.
2.Походы в магазин.
Для младших школьников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки:
- самостоятельность;
- самоконтроль;
- внимательность;
- навыки счета.
3.Постановка целей.
Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Если цель – накопить на определенную цель, можно составить график накоплений с каждого получения карманных денег. Эта задача затрудняется, если в семье нестабильные и низкие доходы.
Видя цель (особенно когда он нарисовал и висит на стене), дети начинают понимать приоритеты в распоряжении собственными деньгами. Ребёнок начинает подсчитывать, сколько времени ему надо для получения вещи и на чем он может сэкономить, от чего отказаться. Это ко всему прочему воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.
4.Личный пример родителей.
Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека.
Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.
Финансовое образование детей, пусть даже не специальное, - это важный для будущего преуспевания процесс, который нельзя игнорировать. Если родители забывают об этом, возникают негативные следствия – патологическая жадность, неумение удерживать деньги вообще, склонность к паразитической жизни.
С самого малого возраста ребёнку следует обяъяснить на личном примере, что деньги это лишь средство для получения каких – либо ценностей. Поэтому желательно установить какой – нибудь день на неделе, например субботу, и выдавать определённую сумму. Причем с ребёнком заранее следует обсудить размеры этой суммы.
При расчете суммы, выдаваемой ребёнку, необходимо учитывать, сколько ему необходимо в день. Легче, если в обсуждении подобных вопросов будет участвовать сам ребёнок.
Таким образом, подводя итоги всему вышеизложенному, можно дать следующие рекомендации.
Рекомендации:
«Как и за что давать ребёнку деньги?»
v Ярко выраженная потребность вашего любимого чада иметь собственные деньги – это похвальное стремление стать взрослее и казаться более самостоятельным.
v Никогда явно не контролируйте ребёнка и не навязывайте ему своего мнения по поводу траты сэкономленных или накопленных денег.
v Отказываясь, что – либо купить ребёнку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день у вас все покупки запланированы и на желанную ему вещь денег не предусмотрено. Учите ребёнка планировать траты. Например, собираетесь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы их потратите;
v Если вы предложили ребёнку накопить денег, то давайте возможность ему пополнять копилку. Пусть он, например, оставит себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств, он может найти другой источник, не всегда законный;
v Если ребёнок, копивший деньги на определённую вещь вдруг передумал её покупать, и решил потратить деньги на что – то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите.
v С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно по говорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать ему тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что- то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватает именно той суммы, которую ты взял?».
v В семьях с высоким уровнем доверия обычно:
- не бывает домашних краж или они случаются крайне редко;
- дети сами рассказывают, на что они потратили или собираются тратить деньги;
- дети открыто высказывают свои потребности в деньгах;
-дети не склонны скрывать свои дополнительные источники дохода.
Родительское собрание
«Что должен знать ребёнок о деньгах»
Задачи собрания:
Дать практические советы родителям:
- как правильно сформировать у детей отношение к деньгам;
- как, с одной стороны, не избаловать ребёнка, а с другой стороны, не ущемить его в материальных запросах;
- как премировать за успехи в учёбе и другие детские достижения;
- как контролировать детские расходы, не унижая личности ребёнка.
Вопросы для обсуждения
1. Уровень дохода семьи и отношение к нему ребёнка.
2. Знакомство детей с семейным бюджетом..
3. Нужны ли ребёнку деньги на карманные расходы.
4. Денежные премии за достижения ребёнка.
5. Доверяй, но проверяй.
Подготовительная работа:
- анкетирование родителей и детей по теме собрания;
Оборудование:
- столы расставлены полукругом
- листы для тестирования
Форма проведения: диспут, дискуссия.
Ход собрания:
1. Организационная часть
Приветствие участников. Настрой на доброжелательное взаимодействие. Обсуждение результатов анкетирования родителей и детей. ( Приложение 1, 2). Обозначение темы диспута на родительском собрании.
2. Основная часть. Выступление школьного психолога. «Деньги в жизни младшего школьника».(Используются материалы книги: Мельникова В.В. Дети и деньги: Практические советы родителям. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.
Если мы, взрослые люди, задумываемся над тем, какие заботы чаще всего нас занимают, то поймём, что наш сегодняшний день практически на 100% составляют материальные проблемы. Необходимость кормить, одевать, учить, лечить членов семьи – всё это беспокоит нас и требует больших затрат. Надо понимать, что волнующие нас проблемы не могут оставаться незамеченными для наших детей. Постепенно у них формируется своё собственное отношение к деньгам. Если не обращать внимания на этот процесс, не стараться влиять на него, то однажды мы можем не узнать своих повзрослевших детей, столкнувшись с их системой ценностей, сформировавшейся незаметно для нас.
Вопрос для обсуждения: Нужно ли ребёнка знакомить с семейным бюджетом? ( Выслушиваются мнения родителей).
Мнение психолога: К окончанию начальной школы ребёнок должен иметь представление о семейном бюджете в целом.
Рассказывайте детям о том, какие статьи расходов у вас имеются. Это расходы на питание, на одежду, на коммунальные платежи, мобильную связь, Интернет, на развлечения и праздники, на поездки в отпуск, на лечение и обучение, на хобби и др.Не надо думать, что ребёнок не дорос до понимания столь серьёзных вопросов, как семейные расходы. Современные дети нормально ориентируются в окружающей действительности, и лучше, если вы будете обсуждать с ними вопросы материального бытия. Важно объяснить, что есть в семейном бюджете расходы, которые нельзя сокращать. Это траты на питание, на обучение, на коммунальные платежи, погашение кредита. Но в то же время есть расходы, которые можно менять в сторону уменьшения или увеличения. Например, в этом месяце мы не покупаем понравившиеся обновы, а делаем ремонт на кухне. Как же это реализовать на практике? Приведём пример.
С момента поступления в школу у ребёнка появляется первая серьёзная материальная ответственность. Вы покупаете ему массу школьных принадлежностей: учебники, ручки, карандаши, тетради, альбомы, линейки и т.д. Эти затраты нужно обязательно объяснить, ведь они являются частью семейного бюджета.
Начиная со второго класса целесообразно делать закупку школьных принадлежностей совместно с ребёнком. При этом вы получаете сразу несколько воспитательных возможностей. Во-первых, дети хорошо знают, что им требуется купить для занятий в школе, и смогут без труда составить список необходимых покупок. Во-вторых, вы научите их в магазине выбирать запланированные товары соответствующей цены и качества. В-третьих, они ощутят себя взрослыми, и у них повысится чувство ответственности. В-четвёртых, впоследствии они легко будут справляться с покупкой школьных принадлежностей самостоятельно. Поэтому этот процесс очень важный, на нём следует остановиться подробнее.
Сначала поручите ребёнку составить список принадлежностей для школы. Пусть он проверит, что у него осталось с прошлого учебного года, а что требуется купить. Затем вместе с ребёнком откорректируйте его перечень. Затем отправляйтесь в магазин.
Пускай ребёнок сам в магазине выбирает канцелярские принадлежности. Ваша роль – роль советчика и консультанта. Научите его сверять выбранную вещь с предварительным списком и не покупайте то, что не было оговорено заранее. Ведь ребёнок, без сомнения, возьмёт с прилавка какую-нибудь яркую, но бесполезную штучку. Здесь уместно сказать и о полезности покупок: «Сейчас мы покупаем товары для дела, эта вещь тебе не пригодится на уроках».
В процессе покупок можно обратить внимание ребёнка на то, что аналогичные предметы имеют разную стоимость. Есть повод показать ему способы экономии. Если ребёнку очень понравилась дорогая красивая тетрадь, то предложите купить её при условии, что пенал или альбом, которые ему также необходимы, вы приобретёте более дешёвые, чем планировалось – в этом случае вы выйдете за рамки оговорённой суммы.
Научите ребёнка не выбирать для покупки самые дешёвые или очень дорогие товары. Объясните, что совсем дешёвые вещи, как правило, плохого качества и быстро сломаются. А очень дорогие покупать неразумно, потому что жизнь письменных принадлежностей в руках даже очень бережливого ребёнка недолговечна.
Совместные покупки школьных принадлежностей – это лучший способ научить ребёнка рационально расходовать деньги. Если вы в результате похода в магазин купили все требующиеся для занятий в школе товары и израсходовали оговорённую сумму денег, то можете поставить себе оценку «отлично». Удовлетворение от выполненной задачи даст хороший воспитательный эффект.
Итак, сделаем выводы.
- Научите ребёнка планировать и делать покупки на примере совместного приобретения школьных принадлежностей.
- На доступном уровне обрисуйте детям, из чего складываются расходы семейного бюджета.
- Активно включайте ребёнка в обсуждение семейных расходов. Это поможет ему избежать ошибок во взрослой самостоятельной жизни.
Вопрос для обсуждения: Нужны ли ребёнку деньги на карманные расходы?(Выступление двух родителей с противоположными точками зрения на вопрос о наличии карманных денег у детей.)
Мнение психолога: Конечно, деньги на карманные расходы давать надо, но нужен разумный и грамотный подход.
Когда начинать снабжать ребёнка деньгами? ( выслушать различные мнения родителей). Эта потребность возникает, как только ребёнок начинает ходить в школу и самостоятельно передвигаться по городу. Это подтверждается и западноевропейской практикой, где деньги на карманные расходы детям начинают выдавать с 6-7 лет. В Германии, например, суммы, которые должны давать родители детям, закреплены в законодательстве и зависят от возраста ребёнка. В нашей стране это решение внутрисемейное и зависит оно, в первую очередь, от уровня доходов родителей.
Когда вы принимаете решение обеспечивать своего отпрыска карманными деньгами, обязательно нужно побеседовать с ним о том, что ему нужно быть внимательным, аккуратным и ответственным. Нельзя оставлять деньги без присмотра. Надо с самого начала объяснить, что нельзя давать деньги в долг или занимать у других детей. Ещё одно «нельзя»: никогда не играть на деньги. Выдавать ребёнку деньги на карманные расходы лучше с чёткой периодичностью. Если вы хотите научить ребёнка планировать бюджет, то лучше установить период, на который ему будут выдаваться строго определённые суммы. Оптимальный срок – это неделя. На больший период трудно распланировать свои расходы. Говорите с детьми о том, что они купили на полученные от вас деньги. Можно научить ребёнка откладывать деньги, копить сумму на значительную вещь, а не тратить на мелкие ненужные вещи. Приятно, когда ребёнок из скопленных денег делает подарки членам семьи. Это придаёт ему взрослости, солидности и уверенности в себе.
Не следует наказывать ребёнка за что-либо лишением карманных денег. Это может спровоцировать желание добыть деньги другим путём.
Родителям нужно обязательно контролировать, на что ребёнок расходует деньги. В беседу с ребёнком о его школьном дне следует включать вопросы о деньгах. « Что ты покупал сегодня?», «Сколько денег у тебя осталось?» Ваша задача – построить доверительные отношения, чтобы ребёнок рассказывал вам сам, на что он расходует деньги. Вы должны быть в курсе событий и представлять себе, какая сумма денег находится в распоряжении у вашего ребёнка.
Итак, начиная давать ребёнку деньги на карманные расходы, учтите основные моменты процесса становления финансовой самостоятельности вашего ребёнка.
- Количество выдаваемых денег должно соответствовать вашему бюджету и возрасту ребёнка. Найдите золотую середину: не ущемлять и не баловать.
- Разработайте систему и оговорите её с ребёнком: выдаётся определённая сумма денег на один и тот же срок, предпочтительно, на неделю.
- Не ругайте ребёнка за то, как он тратит деньги, если это не вредит его здоровью. Помогайте только тактичными советами.
- Наблюдайте, анализируйте и контролируйте расходы ребёнка, не вторгаясь в его личное пространство без особой необходимости.
- Основная причина, по которой стоит давать детям деньги состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами. Лучше всего, если это произойдет в том возрасте, когда вы еще можете как-то влиять на отношения ребенка с финансами.
- Карманные деньги придают детям уверенности в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя "почти взрослым".
- Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.
- Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает младшему школьнику ощущение независимости.
- В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят.
Вопрос для обсуждения: За что и как нужно премировать детей? (Выслушиваются мнения родителей)
В формировании навыков хорошего поведения предпочтительны моральные, а не материальные поощрения. Другое дело – стимулирование ребёнка за успехи. Здесь целесообразно использовать и моральные, и материальные поощрения.
За успехи и достижения в творческих и спортивных занятиях ребёнка можно и нужно поощрять премиями. Под премией понимается не только денежное вознаграждение, но и подарки. Если вы видите со стороны ребёнка большой интерес и сильное желание заняться чем-то, то важно поддерживать, в том числе и материально, эти порывы. Возможно, они станут увлечением на всю жизнь или даже будущей профессией. В любом случае, затраченные деньги пойдут на пользу вашим детям.
Ещё одна сторона вопроса – премирование детей за успехи в учёбе. Этот момент вызывает острые споры и дискуссии.
Первая точка зрения: никогда не давать денег за успехи в школе, потому что учёба – это обязанность ребёнка, к ней нужно относиться добросовестно без всякого материального стимулирования.
Вторая точка зрения: можно давать премии, но редко, например, по окончанию учебного года или после сдачи экзаменов, потому что необходимо отметить успехи ребёнка в учёбе.
И третья точка зрения: материально поощрять текущую успеваемость по конкретному тарифу – установленная сумма за хорошую или отличную отметку, полученную на уроке.
На сегодняшний день практика показывает, что родители чаще всего придерживаются второго направления. Но все эти системы материального поощрения так или иначе применяются, и выбор зависит от мировоззрения родителей. Можно только посоветовать: ориентируйтесь на индивидуальные особенности ребёнка. Пока он учится в начальных классах, нужно сформировать серьёзное и ответственное отношение к учёбе, а не заниматься материальным стимулированием. В старших классах уже возможны варианты.
Категорически не рекомендуем вам платить ребёнку за помощь по дому. Ведь внутри семьи у всех равные права и обязанности.
Основное, что хотелось сказать по поводу материального стимулирования детей.
- Родителям не следует покупать хорошее поведение у маленьких детей.
- Нужно морально и материально поддерживать увлечения вашего ребёнка. Творчество и спорт помогут воспитать гармоничную личность.
- Продумайте варианты премирования ребёнка за успехи в учёбе, если вам это кажется целесообразным.
- Никогда не оплачивайте детям помощь по дому.
Весь наш разговор о детях и деньгах сводится к мысли о важности семейного обучения ребёнка основам финансовой грамотности.
3. Тестирование по итогам собрания.
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕБЕНОК И ДЕНЬГИ» (№9 (706) 2011 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА)
Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой?
Для ответа на этот вопрос поможет наш маленький тест.
1. Если ребенок просит меня купить что-то недорогое, я покупаю:
Всегда – 3 балла.
Иногда – 2 балла.
Только если он этого заслуживает – 1 балл.
2. Я хочу, чтобы мой ребенок ничем не отличался от сверстников. Если ее
одноклассница ходит в новом дорогом платье, я в лепешку расшибусь, но куплю такое же.
Обязательно – 3 балла.
Подумаю, могу ли себе позволить такую покупку – 2 балла.
Обойдется – 1 балл.
3. Дочь однажды заявляет маме: «Себе ты купила босоножки за две тысячи, а
мне всего за пятьсот рублей!»
Конечно, мама не права – 3 балла.
Если мама хочет, она может покупать себе любые вещи, главное, чтобы семья тоже не страдала – 2 балла.
Какая негодяйка, да как она смеет так говорить? – 1 балл.
4. Сын возмущается, что родители купили новый холодильник, а он по-
прежнему обходится без компьютера.
Родители – жадюги. Мальчику нужно играться столько, сколько он захочет, – 3 балла.
Если семье нужен большой холодильник, то парень должен это понять – 2 балла.
Вот пойдёт работать и пусть покупает себе хоть «Мерседес» – 1 балл.
5. Карманные деньги детям необходимы:
Всегда – 3 балла.
Если они не могут зарабатывать сами – 2 балла.
Обойдутся! Все, что им нужно, купят родители. С голоду не помрут! – 1 балл.
6. Я трачу на ребенка столько, сколько могу:
Всегда – 3 балла.
Не балую, в день рождения и на Новый год подарки получает, а в другое время – пусть заслужит – 2 балла.
Сыт, обут, одет. Остальное – мелочи – 1 балл.
Итак, вы набрали...
От 13 до 18 очков. Осторожней! Вы в конец забаловали свое дитя! Не стоит так часто покупать ему то, что он хочет, а уж тем более позволять ему обсуждать ваши личные покупки. Он не смеет в это влезать, и обсуждать с ним правомерность покупок совершенно ни к чему.
От 7 до 12 очков. Золотая середина. Вроде все по делу, ваш ребенок не
избалован, но и не обделен вниманием и заботой. Продолжайте в том же духе!
От 1 до 6 очков. Ну, вы перебарщиваете! Строгость строгостью, но держать ребенка «в черном теле» не нужно. Он может возненавидеть вас, заработать кучу комплексов да и просто вырасти очень жадным и злым человеком. Помните, что доброта и ласка, проявленные в том числе и в подарках, – прекрасный воспитательный прием. Нужно только следить за тем, чтобы этот прием применялся вовремя.
4. Итог родительского собрания, вынесение решений.
Приложение 1.
АНКЕТА «МОИ ОДНОКЛАССНИКИ И КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ»
1.Нужны ли ребёнку карманные деньги?
1. Да
1. Нет
2. Дают ли тебе родители карманные деньги?
1. Да
2. Иногда
3. Нет
3.Сколько бы ты хотел иметь карманных денег?
1. 50 рублей
2. 100 рублей
3. 200 – 300 рублей
4. нисколько
4. Для чего тебе нужны карманные деньги?
1. На игрушки
2. На развлечения
3. На сладости
5.Что ты сделаешь с карманными деньгами?
1. Трачу на всякие мелочи
2. Откладываю в копилку
6. На что ты, в первую очередь, потратишь карманные деньги?
1. На книгу
2. На компьютерные диски, игрушки
3. На сладости
7. Одолжил бы ты свои карманные деньги кому- нибудь?
1. Да
2. Нет
3. Иногда
8. Если тебе не возвращают карманные деньги, то как ты поступишь?
1. Попросишь вернуть
2. Скажешь родителям
3. Отберёшь силой
9. Кому бы ты купил подарок на карманные деньги?
1. Родителям
2. Другу
3. Себе
10. Что бы ты пожелал себе?
1. Крепкого здоровья
2. Иметь карманные деньги
3. Хорошо учиться
Приложение 2.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Нужны ли ребёнку карманные деньги?
1. Да
2. Нет
2. Вы даёте ребёнку деньги на карманные расходы?
1. Да
2. Нет
3. Иногда
3. Какую сумму денег вы даёте своему ребёнку?
1. Меньше, чем хочется но, больше, чем жизненно необходимо.
2. Столько, сколько просит.
4. Надо ли ребёнка посвящать в семейный бюджет?
1. Да
2. Нет
5. Обсуждаете ли вы то, как распорядился деньгами ребёнок?
1. Да
2. Нет
Литература
1. Газета «Школьный психолог. ПС». – 1998. – № 7–8.
2. Журнал «Классный руководитель». – 2006. – № 7.
3. Журнал «Начальная школа». – 2011. - № 9.
4. Мельникова В.В. Дети и деньги: Практические советы родителям. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.