Родительское собрание
«Домашние задания. Как помочь ребенку хорошо учиться»
Если ребёнку удается добиться успеха в школе,
у него есть все шансы на успех в жизни.
У. Глассер
Задачи родительского собрания.
1. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.
2. Научить родителей приемам выработки у детей привычки к регулярному выполнению домашних заданий.
3. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Вопросы для обсуждения.
1. Домашнее задание и его значение в умственном развитии школьника.
2. Роль домашнего задания в самостоятельной работе школьника.
3. Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.
Обучение в школе – одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребёнка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Все родители мечтают, чтобы дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителя есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
Еще К.Д.Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача – научить правильно учиться. Поэтому вопрос «Как помочь ребенку хорошо учиться?» мы рассмотрим на родительском собрании.
Перед родительским собранием была проведена предварительная работа: анкетирование учителей и учащихся, обработка анкет. Сейчас проведем анкетирование для родителей.
Анкета для родителей.
1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий?
2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?
3. Какие предметы требуют больших затрат времени?
4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?
5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?
6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?
7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?
8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?
9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?
10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?
Анкета для учащихся.
1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?
2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?
3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?
4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых?
5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?
6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?
7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?
8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?
9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь?
10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?
Анкета для педагогов.
1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание?
2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировании домашнего задания?
3. Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником?
4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке?
5. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо?
6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют?
7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание?
8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание?
9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете?
10. Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания?
Если мы сравним анализ двух анкет, то ответы родителей и детей совпадут, но не на всех вопросах. Контроль над домашним заданием не должен ограничиваться только беседой, родители должны поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ребенку включиться в учебный процесс. Помочь детям почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
1. организация режима дня;
2. контроль за выполнением домашних заданий;
3. приучение детей к самостоятельности.
Организация режима дня позволяет ребенку: легче справиться с учебной нагрузкой, защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости.
Точный распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок. При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.
Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе. Необходимо правильно организовать сон. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший спокойный сон – это основа здоровья.
Позаботьтесь, чтобы ребенок после ужина не перевозбуждался, не смотрел «страшные» фильмы, не играл в шумные игры. Все это отразиться на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30 – 40 минут.
Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки? Выполнил ли уроки? После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становиться неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. Развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным, ненавязчивым и тактичным. Контроль – это организация помощи для ликвидации каких – то пробелов, трудностей.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
- какая погода ни была;
- какие бы ни шли телепередачи;
- чей бы день рождения ни отмечался.
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.
Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, то есть вырабатывается установка.
Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно также заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.
У детей бывают два повода для отвлечения.
Первый повод – игра. Ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка, мобильный телефон.
Второй повод – деловой. Ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка – слева; учебник, тетради, дневник – справа.
Очень важно темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).
При разумной помощи – и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.
Направление помощи – приучение к самостоятельности.
1. При проверки домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам.
2. Не давайте готового ответа на их вопросы.
При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «Заставить» работать за себя. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолеть трудности в учении, и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.
Правила, которыми стоит руководствоваться, общаясь с ребенком.
1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
2. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
3. Думайте при ребенке вслух, анализируйте, рассуждайте.
4. Думайте с ребенком вместе, планируйте, обсуждайте.
5. Научить ребёнка думать – главная обязанность родителя!
Памятка для родителей.
1. Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
2. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнейшую перспективу.
3. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
4. Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
5. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
6. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
7. Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.
8. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
9. Подсказывайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.
10. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
11. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.
12. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание.
Памятка для ученика.
Как готовить домашние задания.
1. Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.
2. Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос.
3. Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.
4. Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.
5. Научись находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
6. Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
7. Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
8. Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
9. Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания.
10. Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
12. В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы.
13. Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить.
14. Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться.
15. Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту.
16. Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее.
17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
18. Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день.
19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
20. Составляй план устного ответа и проверяй себя.
Памятка для учителя.
Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:
1. ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;
2. домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;
3. вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;
4. выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.
Подведение итогов родительского собрания.
1. Какие из материалов, использованных на собрании, показались вам наиболее интересными?
2. Какой вопрос родительского собрания следовало обсудить более подробно?
3. Какой вопрос, по-вашему, не затронут на собрании, хотя тема собрания предполагает его решения?
Решение родительского собрания.
1. Использовать полученную информацию в своей работе с ребенком.
2. Применять различную популярную развивающую литературу для организации с детьми (для развития памяти, мышления, внимания, наблюдательности, воображения и т.д.)
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.