Главный этап в становлении человека как личности или
Психология ранней юности: проблемы и пути их решения.
Цель: способствовать просвещению родителей учащихся по данной теме, помочь осознать важность и значимость этого периода в становлении личности ребёнка.
Задачи: расширить представления родителей об особенностях ранней юности; оказать помощь в преодолении трудностей в этом возрасте.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: родители учащихся, классный руководитель.
Подготовительная работа: ответы учащихся на вопросы: «Какой я?», «Кто я?», «Что люблю или ненавижу» и т. п.
Ход собрания.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть Вас. (Знакомство с повесткой дня). Надеюсь, наша встреча пройдет с пользой для Вас и для меня. (Родители сидят за «круглым столом»).
Игровой тренинг:
Учитель: Давайте поиграем в слова-ассоциации. На столах у вас заготовки
с заданиями (можно работать в парах). Сейчас я буду называть слово
(существительное), а вы, как только его услышите, сразу же, не раздумывая,
напротив, записывайте своё (прилагательное). Например: уроки - разные; школа -
шумная...)
Итак, начали:
Человек - ...
Профессия - ...
Выбор - ...
Пол - …
Любовь - …
Жизнь - ...
Самоопределение - …
Юность - …
Возраст -…
- Какое прилагательное вы добавили к слову «возраст»? (Юношеский).
Главным этапом в становлении человека как личности является ранний юношеский возраст. Сегодня мы попробуем разобраться в важности и значимости этого периода.
Юношеский возраст - это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.
Ранняя юность – период расцвета физических сил и умственной деятельности.
Юность – время самоопределения, выбора будущей профессии, где немаловажное значение имеют семейные традиции, влияние окружающих.
Ранний юношеский возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека.
Юность – судьбоносный период жизни, в котором цена ошибки не двойка, а порой бесполезно прожитые годы.
Юношеский возраст – это возраст глубоких интимных переживаний, волнующих чувств. (Определения распечатать и, читая, поставить на парты, сложив листок в виде домика, напечатать текст так, чтобы его видели родители, сидящие с разных сторон).
Учитель: Подбирая прилагательные к существительным, мы выделили основные задачи развития в ранней юности (обретение чувства личной ценности, профессиональное самоопределение, определение жизненных целей, осознание и самоощущение себя как достойного представителя определённого пола, развитие ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности). Эти задачи можно изобразить схематично.
Ранний юношеский возраст приходится на школьный период, поэтому проблемы старшеклассников преимущественно касаются …
Уважаемые родители, с какими проблемами вы сталкиваетесь в настоящее время? (Выслушать родителей). А сейчас давайте поработаем, попробуем ответить на вопросы, может быть они помогут найти выход, пути решения озвученных вами проблем. (Родители по одному отвечают вопрос, который заранее приготовлен и лежит в конверте на парте. Если же родитель затрудняется с ответом, помогают другие родители или можно ответ положить в конверт другого цвета и предложить воспользоваться им. Ещё вариант – кл. руководитель называет правильный ответ).
Выступление школьного психолога на тему «Психология ранней юности»
1.Какой этап жизни самый трудный?
Самый трудный этап жизни – ранняя юность. На 16-ти – 17-ти летнего человека обрушивается одновременно несколько лавин: гормональная, эмоциональная и интеллектуальная. С одной стороны, он потрясён теми переменами, которые происходят с его телом. Просыпается сексуальность, которая влечёт за собой полную перестройку душевного мира. Общество начинает предъявлять те требования, которые предъявляет к взрослым, и это тоже меняет самосознание. А с другой стороны, родители продолжают относиться к 16-17 – летнему, как к ребёнку: не принимают во внимание его душевные переживания, не интересуются эмоциональной жизнью и вкусами. Отношения с родителями чаще сводятся к разговорам о школе, поведении, дневнике и прочих формальных сторонах жизни. Так теряется доверие, формализуется общение между разными поколениями в семье.
2.Почему человек в юношеском возрасте становится неуправляемым?
Психологи утверждают, что именно в этом возрасте происходит завершающая стадия, так называемого переходного периода от детства к юности. И фаза протеста здесь – нормальное явление, свидетельствующее о естественном пути развития личности. В это время молодой человек постоянно сомневается в себе. Иногда он видит себя значительным, талантливым и неотразимым, в другой момент он считает, что никому не нужен и не интересен. И результат такой неуверенности – неожиданные резкие перемены в настроении, конфликты с теми, кто не понимает и не поддерживает его. Кроме того, поздний подростковый возраст характерен неприятием мира взрослых. Человек сознаёт, что ему придётся признать устройство общества и жить в нём. Но в то же время крайне обострённо он воспринимает неискренность, недостатки взрослых, несправедливость. И малейшая искра может в этот момент разжечь костёр бунтарства и отрицания всех норм.
3.Чем, по мнению большинства родителей, должен заниматься старшеклассник?
Взрослым кажется, что в 10-ом, а тем более в 11 классе нужно оставить в стороне все развлечения и заниматься только учёбой, потому что от этого зависит будущая жизнь. А подростку необходимо общение с друзьями – именно сейчас он пробует найти своё место в новом для него мире. Если родителям кажется, что поступление в институт и профессиональное самоопределение – это самое важное, то дочь убеждена, что есть вещи поважнее – быть красивой, наладить отношения с мальчиком и т.д.
4. Испытывают ли старшеклассники страх, тревогу и по отношению к чему?
Да, испытывают. Страхи и тревоги, связаны с самоутверждением в среде сверстников и окружающем социуме, с проблемой выбора направления предстоящей взрослой жизни, а также с учебной деятельностью; неорганизованностью, неумением выполнять намеченное, нехваткой времени, которые порождают неуверенность в своих силах, создающие атмосферу эмоционального дискомфорта; плохие отметки, конфликтные ситуации с учителями, недостаточное знание предмета; боязнь покидать родительский дом. Всё это является причиной стресса практически у каждого второго старшеклассника.
5.Нуждаются ли наши взрослеющие дети в поддержке и помощи старших?
Вообще, старшеклассники, вопреки своему поведению и заявлениям, остро нуждаются в поддержке и помощи старших. Психологический барьер, который часто появляется между родителями и подросшими детьми, мучителен. Потребность в общении именно с родителями не компенсируется сверстниками. Родители, которые понимают это, стараются дать своим детям максимум тепла, заботы и понимания, не ставя условий послушания и подчинения.
Психологический тренинг.
- Давайте проведем сейчас одно полезное упражнение.
Расположитесь поудобнее, так, чтобы вы ощущали опору своего тела. Если хотите
закрыть глаза – закройте. Послушайте свое дыхание, оно спокойное и ровное. По
рукам и ногам разливается приятная тяжесть.
Вы переноситесь в мир детства, в тот период, когда вы лучше всего себя помните.
«Летнее утро, ты едешь в автобусе, ты знаешь, что тебя ждет веселье – ты едешь
в зоопарк.. Рядом с тобой сидит взрослый и своей доброй большой рукой обнимает
тебя за плечо. Подъехали к нужной остановке, ты продвигаешься к двери, и,
выходя, берешь большую руку в свою маленькую. Но тут раздается смех, и ты
видишь, что держишь за руку незнакомого человека. Обернувшись, ты видишь, что
близкий человек стоит сзади и улыбается. Ты подбегаешь к нему, и снова вы
вместе идете и весело смеетесь над тем, что произошло. А вот и зоопарк....
Откройте, пожалуйста, глаза.
- Какие эмоции вы могли зафиксировать у себя «ребенка»? (страх потери и
ощущение, когда взрослый рядом).
Любовь так важна для ребенка. Любимый ребенок чувствует себя абсолютно
защищенным.
6.В каких семьях по утверждениям психологов происходят самые тяжёлые конфликты между детьми и родителями?
Психологи утверждают, что самые тяжёлые конфликты происходят в семьях, в которых родители уделяют чрезмерное внимание учёбе ребёнка, быту, достатку, престижности образования и одежды. За всеми этими хлопотами пропадает интерес к внутреннему, эмоциональному миру ребёнка, его истинным интересам и увлечениям. Как правило, взрослые старательно контролируют поведение детей, их взгляды и суждения, оценивают друзей и подруг. И если в какой-то момент ребёнок начинает вести себя вразрез с представлениями взрослых, конфликт может затянуться на годы.
7.Прежде, чем подобрать для ребёнка профессию «получше», «потеплее», с чего нужно начать?
Вместо того, чтобы подбирать профессию «получше», «потеплее», нужно начать кропотливое изучение личности своего ребёнка. Для этого подходят и беседы, и наблюдения, и специальные тестирования. Возможно, понадобится помощь психолога, учителя, друзей.
8.Как вы считаете, Ваш ребёнок является личностью? Какого человека можно назвать личностью?
Личность – это то, что человек делает из себя, проживая свою жизнь. Он утверждает себя в повседневных делах и общении, в людях, которым он передаёт частицу себя. Личность – это человек, способный поступать по собственному убеждению в самых сложных жизненных ситуациях, умеющий брать на себя ответственность, проявляя свою волю, свой характер.
Учитель. Хорошо ли Вы знаете, что у Вашего ребенка в голове? А что он сам о себе думает? (показывает родителям ответы их детей на вопросы «Кто я?», «Какой я?»).
Пока подросток в поиске, его швыряет в разные стороны, он не сдержан, вспыльчив, невнимателен, он эгоцентричен - сосредоточен сам на себе. Что делать, поиск своего «Я» - трудное дело.
А теперь хотите узнать кто вы?
Я предлагаю Вам провести короткий и очень милый тест, который любят проводить для друзей на вечеринках и взрослые, и подростки «ТРИ животных».
Он очень простой, но очень действенный, он многое скажет о вас. Готовы?
Назовите своё самое любимое животное. За какие качества вы его любите?
Второе по «любимости» животное? За какие качества?
И третье по «любимости»? И опять же - почему?
Назвали?
А теперь результаты.
Сейчас
вы узнаете, в каком образе представляете сами себя, и получите ответ на вопрос:
«Кто есть я?»
Первое из названных вами животных - это то, кем вы мечтаете быть
(естественно, речь идет не о внешнем виде, а о выделенных вами качествах).
Второе - каким вас воспринимают другие люди.
Третье - это то, кем вы на самом деле являетесь.
9.Влияет ли повышенное внимание к своей внешности на становление личности? Как?
Поиски ответов на главные вопросы ранней юности «Кто я?», «Какой я?» и «Кем я хочу быть?» распространяются и на внешность. Проблема собственной внешности сопряжена с вопросами личностного и социального самоопределения. Юность представляет собой тот этап жизни человека, когда он впервые оказывается перед выбором направленности своей жизни, её целей и ценностей, в этом возрасте происходит разграничение ролевого поведения: что моё, а что мне не подходит.
10.Является ли внешность главным в определении привлекательности девушек для других?
Гораздо важнее в восприятии женщины как привлекательной – это эмоциональный компонент, который включает в себя коммуникативные проявления (общительность, контактность, такт) и нравственные качества (честность, порядочность, верность). Какие бы модные тенденции не существовали в обществе, нравственная чистота и порядочность будут неизменно высоко оцениваться людьми. Важно напоминать своим взрослеющим детям, что ведущий компонент женской привлекательности - нравственно-коммуникативный. Именно он не потеряет своего значения с течением лет, когда станет блекнуть внешняя красота. Неизменным останутся ум, чувство юмора, порядочность и искренняя забота о другом человеке.
11. Школьная любовь. Мешает ли она в учёбе? Запрещать ли встречаться?
Учёба и любовь вещи вполне совместимые, хотя совершенно разные. Лучше использовать влюблённость ребёнка как стимул для постижения знаний. Подростки могут завести роман, чтобы самоутвердиться перед друзьями. Им важно, чтобы окружающие завидовали и восхищались. Это период, когда именно взрослым надо приспосабливаться к ребёнку. Если вы не разделяете его вкусов – молчите об этом. Попробуйте завести откровенный разговор, попытайтесь понять, что привлекает ребёнка в избраннике. Только без нравоучений: они отдалят вас друг от друга. К этому возрасту представления об идеальном избраннике уже формируются, девочки начинают мечтать о замужестве и готовы пожертвовать ради любимого всем, даже миром в семье. Как бы ни были, по вашему мнению, отношения не желательны, не стоит их запрещать. В большинстве случаев это приводит к обратному результату. Возможно, предмет любви вашего сына или дочери слишком далёк от идеала, но любовь, как известно, слепа. Всё же говорите хорошее – и о своём ребёнке, и о его избраннике. И всё же стоит быть готовым к любовным неудачам. Необходимо донести до ребёнка уверенность: что бы ни произошло, мы сможем с этим справиться вместе. Если ребёнок не слушает вас – пускай поступает по-своему. Ошибётся – приобретёт опыт. Это трудно, но это залог вашей дружбы с ребёнком. Если вам не нравится избранница, не расстраивайтесь: как правило, они не нравятся никому из родителей. Родители тоже ждут принцев для своих принцесс…
Учитель:
Уважаемые
родители, спасибо за участие, я надеюсь, что мы смогли получить ответы на вопросы.
Помните, что ни один социальный институт не сможет дать столько знаний, сколько
семья. Свою жизнь человек начинает с единства. С собой и мамой, а через неё -
со всем мирозданием, потому что сначала это мироздание — в ней. А потом он
отделяется, он приходит в этот мир как в неизвестное место. Но и здесь поначалу
он не воспринимает себя как отдельное существо. Всё, что он возьмёт с собой,
что ему пригодится (и что будет мешать), человек получает в семье. Здесь
формируется его представление о себе самом и о законах большого мира, о тех
правилах, по которым следует жить, об отношениях к людям и о любви,
Всё-всё-всё...
Мы созданы из осени и лета,
Мы созданы из сумрака и света,
Из жара юности и мудрости седин
Мы созданы.
А что мы создадим?
До новых встреч.
Приложение
Учитель. Хорошо ли Вы знаете, что у Вашего ребенка в голове? А что он сам о себе думает? (показывает родителям ответы их детей на вопросы «Кто я?», «Какой я?»).
Пока подросток в поиске, его швыряет в разные стороны, он несдержан, вспыльчив, невнимателен, он эгоцентричен - сосредоточен сам на себе. Что делать, поиск своего «Я» - трудное дело.
А теперь хотите узнать кто вы?
Я предлагаю Вам провести короткий и очень милый тест, который любят проводить для друзей на вечеринках и взрослые, и подростки «ТРИ животных».
Он очень простой, но очень действенный, он многое скажет о вас. Готовы?
Назовите своё самое любимое животное. За какие качества вы его любите?
Второе по «любимости» животное? За какие качества?
И третье по «любимости»? И опять же - почему?
Назвали?
А теперь результаты.
Сейчас
вы узнаете, в каком образе представляете сами себя, и получите ответ на вопрос:
«Кто есть я?»
Первое из названных вами животных - это то, кем вы мечтаете быть (естественно,
речь идет не о внешнем виде, а о выделенных вами качествах).
Второе - каким вас воспринимают другие люди.
Третье - это то, кем вы на самом деле являетесь.
Приложение.
ПРАКТИКУМ «Что у него в голове»
Приготовьте чистый лист бумаги, ручку и хорошее настроение. У ребёнка
настроение может быть любое — лишь бы он был не «против» пообщаться.
Попросите его написать о себе 15-30 коротких предложений, отвечающих на любые
из вопросов: «Какой я?», «Кто я?», «Что люблю или ненавижу» и т. п. Условие:
каждое предложение должно начинаться с «Я» или «Мне» (или «У меня»). Записывать
надо всё, что придёт в голову, не слишком раздумывая и подбирая правильные
слова. Долгие раздумья в поисках «умных мыслей» не требуются - это должен быть
просто поток сознания. Если ему будет «лениво» писать самому, начните
записывать его фразы сами, под его диктовку. Скорее всего, он заинтересуется и
продолжит самостоятельно. (Подростки очень любят копаться в себе).
Приложение
1.Какой этап жизни самый трудный?
2.Почему человек в юношеском возрасте становится неуправляемым?
3.Чем, по мнению большинства родителей, должен заниматься старшеклассник?
4. Испытывают ли старшеклассники страх, тревогу и по отношению к чему?
5.Нуждаются ли наши взрослеющие дети в поддержке и помощи старших?
6.В каких семьях по утверждениям психологов происходят самые тяжёлые конфликты между детьми и родителями?
8.Как вы считаете, Ваш ребёнок является личностью? Какого человека можно назвать личностью?
9.Влияет ли повышенное внимание к своей внешности на становление личности? Как?
10.Является ли внешность главным в определении привлекательности девушек для других?
11. Школьная любовь. Мешает ли она в учёбе? Запрещать ли встречаться?
Выступление школьного психолога на тему «Психология ранней юности»
Психолог. Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В отечественной науке юность определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Считается, что к 15-16 годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания, главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению.
Ранний юношеский возраст - чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. Еще Ж.-Ж. Руссо говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности. К этому следует только добавить, что речь должна идти не столько даже о сознательном самоопределении, сколько о действенном самоопределении. Сознательное самоопределение в известной степени уже есть у подростка, выбирающего образ жизни, ставящего перед собой определенные цели. Самоопределение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Поэтому ответственность каждого шага неизмеримо возрастает и каждая ошибка может обернуться существенными последствиями. Юность - судьбоносный период жизни, в котором цена ошибки не двойка, а порой бесполезно прожитые годы. В юности почти каждого человека случаются первая любовь и первая дружба - события и связанные с ними переживания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь.
Юность - уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь. Если этот шанс упускается в юности, часто в дальнейшем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное профессиональными родительскими или какими-либо иными нуждами приобщение к культуре. Юность ценят все - это возраст, с которым горько расставаться, в который многие хотели бы вернуться.
Наличие проблем неизбежно, особенно в таком возрасте. Кроме того, увидеть проблему - значит сделать шаг к ее решению. Снижение результативности деятельности старшеклассника, в свою очередь, усиливает его эмоциональное напряжение и тревожность, таким образом, возникает порочный круг. Высокий уровень тревожности может провоцировать различные функциональные нарушения невротического характера. Именно на этой стадии особенно важно принять меры первичной профилактики, направленные на предупреждение невротических расстройств у старшеклассников, и на прощание мне хочется вручить вам памятки.
Памятка родителям подростка
• Регулярно показывайте ребенку свои чувства и, прежде всего, любовь.
• Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
• Умейте принять его таким, каков он есть.
• Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
• Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
• Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
• К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
• Поощряйте в ребенке надежду на лучшее.
• Будьте для ребенка примером человека, который постоянно учится. Учитесь вместе с детьми.
• Отмечайте школьные успехи ребенка, устраивая по этому поводу праздники.
• Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми в классе или с детьми ваших знакомых или родственников.
• Обсуждайте с ребенком его жизненные планы, ценности, мечты.
• Ребенку важно видеть, что его родители помогают окружающим. Создавайте в вашем доме атмосферу доброжелательности и заботы друг о друге и об окружающих.
• Показывайте пример уважительных отношений в семье. Не миритесь с унижениями, оскорблениями, грубостью.
• Учите ребенка различать агрессивное поведение, пассивное поведение, поведение уверенного в себе человека.
• Не исключайте ребенка из семейных дискуссий, которые касаются его лично. Давайте ему возможность высказаться. Принимая решения, учитывайте его мнение.
• Обсуждайте планы всей семьей. Вместе выстраивайте приоритеты.
• Во всех несчастьях вашего ребенка есть и ваша вина. Больнее всего мы раним друг друга словами. Слово, сказанное сгоряча, может стать последней соломинкой, которая сломает спину верблюду...
Что нельзя говорить ребенку
Остерегайтесь говорить подростку: «Ерунда, не стоит внимания». Подростки воспринимают окружающее гораздо острее, они еще не привыкли к мелким подлостям жизни. То, что кажется вам пустяком, для них может стать трагедией.
Избегайте фраз, которые можно истолковать буквально. Фразу «И зачем я тебя родила?» подросток может воспринять как то, что вы хотите его смерти.
Подросток должен быть уверен, что его любят, несмотря на то что он делает что-то не так. «Меня не устраивают твои поступки, но не ты сам» - вкладывайте этот смысл во все ваши выговоры.
Даже в порыве гнева не говорите вашему ребенку, что вы от него устали, что он вас раздражает, и самое страшное - что вы его ненавидите... Не срывайте на подростке злость. В период полового созревания его нервы постоянно на пределе. Вашу ругань он может принять как сигнал «уйти навсегда». Что будет с вами?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.