«Готовимся вместе к школе»
(родительское собрание).
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе.
Задачи:
Познакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе";
Познакомить с методами поддержки ребенка в важные моменты его жизни.
1. Приветствие.
- Добрый вечер, уважаемые родители!
1. Игра-диагностика - 1 слайд
Инструкция: предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу школьного обучения ребенка:
Ощущаете сильное беспокойство - поднимите 2 руки вверх;
Слегка волнуетесь - поднимите 1 руку вверх;
Если чувствуете радость, уверенность за своего ребенка - похлопайте в ладоши.
Участникам надо обосновать сделанный выбор. По очереди высказываются все родители.
- Безусловно, мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции, - цель сегодняшнего разговора.
Психологи считают, что также немаловажным в успешности обучения "первоклашки" является психологический настрой родителей. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка. Результаты предложенного теста дадут Вам ответ на вопрос, готовы ли вы отдать ребенка в школу"
2. Тест А. Е. Хасанова «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу» - 2 слайд
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы согласны с ним, поставьте рядом 1 балл».
1.Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
2.Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть?
3.Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет 4.чтением, письмом, счетом?
5.Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?
6.Вы думаете, что дети – «первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?
7.Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребенку?
8.Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребенка?
9.Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?
10.Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?
11.По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
12.Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
13.Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
14.Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
15.Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?
16.Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?
Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.
10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу.
5 – 10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас – не быть беспечным и невнимательным.
Воспитатель: «Послушайте ситуацию»: 3 слайд
«Бабушка о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает, как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой» ребенок.
Внимание! Вопросы.
Итог.
Воспитатель: Интеллектуальная готовность предполагает сформированность внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет, название страны и ее столицы; имя и отчество родителей, где они работают; понимать, что их бабушка – чья-то мама, отца или матери. Он должен знать времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год; основные виды деревьев, цветов; различать домашних и диких животных, то есть ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении.
Воспитатель: «Следующая ситуация».4 слайд
«Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу».
Внимание! Вопросы.
Итог.
Воспитатель: Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекла своей главной деятельностью – учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовке к школе.
Воспитатель: «Послушайте следующую ситуацию». 5 слайд
«Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но, несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
Внимание! Вопросы:
Итог.
Воспитатель: Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия.
Воспитатель: «Следующая ситуация». 6 слайд
Мама рассказывает: «С двух лет Маша находится в обществе детей, но все равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко».
Внимание! Вопросы:
Итог.
Воспитатель: Коммуникативная готовность предполагает умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться. То есть качества, обеспечивающее безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию.
Воспитатель: «И последняя ситуация».7 слайд
Говорит одна мама: «Наш Павлик быстро и рано научился говорить. Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует и не лепит, как все дети в детском саду, да он и не стремится к этому, да и мы не поощряем. Считаем, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!»
Внимание! Вопросы:
Итог.
Воспитатель: Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. У детей, со слабой мелкой моторикой будут трудности с письмом. Необходимо упражнять пальцы рук, развивать силу и выносливость мышц кисти.
Упражнение «Мы ожидаем» 8 слайд
Фразы, которые очень часто используются родителями:
Вот пойдешь в школу, там тебе ...
Ты, наверное, будешь двоечником?!
Знаешь, как мы тебя будем любить, если ты станешь отличником?!
Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!
Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?
Попробуй еще раз сделать ошибки в работе!
Предлагается предположить, каким может быть эффект этих фраз для будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?
Чаще негативное отношение к школе формируется, если:
Ребенка в дошкольном детстве не приучили ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась установка на "отказ от усилий". Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, у него возникает активное противодействие обучению.
Ребенка еще в дошкольном детстве запугивали школой, что очень небезопасно и плохо, особенно для боязливых, неуверенных в себе детей ("Ты ж двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?", "Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!").
Ребенку, наоборот, представляли школьную жизнь (и будущие его успехи) в слишком оптимистичных тонах. Встреча с реальностью в этих случаях может вызвать такое сильное разочарование, что у ребенка возникнет резко негативное отношение к школе.
Упражнение «Микрофон» 9 слайд
Участникам предлагается закончить предложение: "Чтобы помочь моему ребенку стать учеником, я ..."
Собрание завершается словами: "Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми" (Оскар Уайльд).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.