Повестка собрания:
1. Что такое «логопедия»? Кто такой учитель-логопед?
2. Организация работы :
содержание логопедической сопровождения;
- формы логопедической деятельности.
3. Особенности логопедической работы:
- основные логопедические термины.
4. Заполнение документации, анкеты.
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи».
Специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
Нарушения речи, которые встречаются в логопедии:
фонетическое недоразвитие речи;
фонематическое недоразвитие речи;
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
общее недоразвитие речи (ОНР)
нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия)
ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата.
Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Фонематический слух – это умение слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь, отличать одни речевые звуки от других.
ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие).
ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
При данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы:
звуковая сторона (фонетика) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия;
смысловая сторона (лексика, грамматика) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов;
связная речь – умение рассказывать и пересказывать.
Направления работы на логопедических занятиях:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков; подготовка руки к письму.
- используются различные речевые, развивающие игры, нетрадиционная техника - пескотерапия;
- разрезная или магнитная азбука для складывания слов, карточки с заданиями, схемы, литература;
- артикуляционная гимнастика, выделение грамматических элементов слов, использование компьютерных технологий;
- используется наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" - полумесяц...
Занятия проводятся по
определенной системе:
Развитие мелкой моторики
Срисовывание графических образцов (геометрических фигур или разнообразных узоров).
Вырезание по контуру фигур из бумаги, даже и картинки, фотографии из старых журналов, газет. Главное, чтобы вырезание было плавное, без отрыва ножниц от бумаги.
Раскрашивание и штриховка. Здесь просто надо купить готовые книжки-раскраски.
Лепка пластилином, или тестом.
Конструирование и работа с мозаикой. Огромное развивающее значение имеют пазлы.
Выкладывание фигур из спичек.
Выполнение фигурок из пальцев.
Освоение ремесел (вышивание, вязание, выпиливание, выжигание, плетение и т.д.)
«Веселые задания»
Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это –
«Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.