Конспект родительского собрания в 1 классе «Особенности адаптации первоклассников в школе»
Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе».
Цель собрания: Знакомство
родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.
Задачи: 1. Дать понятие об этапах адаптации;
2. Психологически подготовить родителей к трудностям
адаптационного периода;
3. дать понятие психологических особенностей
первоклассников.
Форма проведения: беседа.
Вопросы для обсуждения:
Ход собрания:
Вступительное
слово учителя.
-
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Поздравляю вас с важным
событием - поступлением ваших детей в первый класс! Первый
год обучения определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом
пути зависит от вас - родителей первоклассников. Необходимо серьёзное отношение к
школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, эмоциональная
поддержка. Вера в себя – залог успеха в учёбе! Не бойтесь хвалить ребёнка,
радуйтесь даже самым маленьким его успехам! Помните, что ребёнок относится к
себе так, как относятся к нему взрослые.
Обсуждение первых дней ребенка в школе.
Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителем: с каким настроением
ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки.
Основная часть.
-
Первый
класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Начало
учебного года сильно меняет весь образ жизни ребёнка. Теперь вместо беззаботных
игр ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно
трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни,
выполнять требования учителя. И ко всему этому нужно приспосабливаться,
привыкать.
Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся
условиях.
Физиологические
условия адаптации ребенка к школе.
-
Адаптация
к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен
привыкнуть работать в новом режиме - это физиологическая адаптация.
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или
"острой адаптацией".
Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.
Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление.
Организм ребенка находит приемлемые, близкие к
оптимальным варианты реакций на новые условия. После этого наступает период
относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с
меньшим напряжением.
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от
индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка
перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой
четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У
многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком
утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего
переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли,
усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в
сердце, нарушения нервно-психического
здоровья и недомогания. Именно в течение первой четверти число учащихся,
имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу
учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.
Первый год обучения определяет порой всю
последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей
первоклассника.
Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.
Самое важное и необходимое для ребенка любого
возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Большинство
родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие
трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима.
Говорить о хорошем физическом состоянии ребенка, который не бывает на воздухе,
не двигается, ест когда попало и что попало, и сидит за письменным столом или
за компьютером в течение нескольких часов, а потом два-три часа у телевизора,
не приходится. Очень важно иметь расписание
дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ - его соблюдать. Нельзя
требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в
состоянии соблюдать ими же установленные правила.
Рекомендации родителям.
1. Важно укладывать
ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не
менее 11 часов в сутки. Выспавшись, ваш первоклассник успеет позавтракать,
сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.
После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать.
2. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки
(продолжительностью 2 часа) Конечно, обеспечить такие длительные прогулки в
условиях Крайнего Севера - крайне сложно. Но именно на такой продолжительности
настаивают педиатры и невропатологи. Подсчитано, что обычно первоклассник
гуляет в среднем
30 минут в день.
3. Прививайте ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн, приучайте к прогулкам перед сном в хорошую погоду - все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.
4. Не забывайте следить за правильной
осанкой ребенка за столом - расстояние от книги до глаз должно соблюдаться
неуклонно, иначе страдает не только осанка, но и зрение.
Кроме этого, ребенок попадает в новый коллектив, ему приходится учиться строить отношения со своими одноклассниками и школьными учителями. Период адаптации к школьной жизни в таких условиях затягивается на несколько месяцев и не всегда протекает гладко, что проявляется в возникновении повышенной утомляемости, нарушениях сна, капризности, нежелании ходить в школу. Давайте определим, что мы можем сделать для первоклассников, чтобы снять все возможные конфликты или хотя бы свести их к разумному минимуму. Пусть первый школьный период пройдет как можно спокойнее!
Психологические трудности адаптации ребенка к школе.
При
обсуждении данной проблемы хочу обратить ваше внимание на следующие
важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни
первоклассника:
– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны
всех членов семьи;
– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше
трудностей у ребенка в школе);
– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после
школы;
– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и
психические наказания;
– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация
контроля за его учебной деятельностью;
– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование
его достижений;
– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Взаимоотношения одноклассников.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
Очень хорошо, если вы поместите свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.
Итоги собрания.
Наше собрание подходит к концу. Буду рада, если рекомендации, полученные вами, помогут успешно преодолеть трудности первого класса. Будьте рядом с детьми, поддерживайте их во всем. Помните, что только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат.
Памятка родителям первоклассников.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.