Родительское собрание- практикум "Как помочь ребёнку стать внимательным"
Оценка 4.8

Родительское собрание- практикум "Как помочь ребёнку стать внимательным"

Оценка 4.8
docx
18.03.2024
Родительское собрание- практикум "Как помочь ребёнку стать внимательным"
Родительское собрание..docx

Родительское собрание-практикум

"Как помочь ребенку стать внимательным"

Цель: формирование понятия о внимании как важнейшей деятельности, необходимой в учебном процессе.

Задачи:

- изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся;

- повышение психолого-педагогического уровня развития родителей.

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

Ход собрания

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас в нашем семейном кругу. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1) Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения домашнего задания?

2) Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

3) Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

1. Сообщение темы и целей родительского собрания.

- Тема нашего родительского собрания сегодня: “Как помочь ребёнку стать внимательным”.

Цель собрания: познакомить вас уважаемые родители с понятием внимания и его основными свойствами.

Задачи: изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся;

Слайд 1, 2. Презентация

2. Родителям предлагается продолжить следующую фразу: “Внимательный ребёнок- это …”.

3. Теоретическая часть.

- Успехи ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Немного теории

Современные психологи трактуют внимание как концентрацию сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов. Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, памяти, мышления, воображения. Более того, сами эти психические процессы «включаются» только тогда, когда возникло внимание.

Так, мы можем слушать многоголосый шум на перемене и ничего не слышать. Но если вдруг прозвучит наша фамилия, то орган слуха почему-то сразу различит важную для нас информацию. Что происходит? Звуковые волны долетали до нашего уха всю перемену, и мы их слушали, а когда возникло внимание к словам из-за прозвучавшей фамилии, процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу» - возникла та самая концентрация сознания, т.е. внимание. Становится понятно, как перестраиваются психические процессы : из «слушаю» в «слышу», из «смотрю» в «вижу», из «думаю» в «понимаю».

Итак, внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других познавательных процессов. Вот почему невозможно в чистом виде развивать этот процесс. Получается, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, запоминать, мыслить.

Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Выделяют два вида внимания: непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но, выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство бывает рассеянным, несобранным.

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

Устойчивость внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.

Переключение внимания- это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребёнок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю познакомиться на нашем родительском собрании.5. Практическая часть.

Упражнения для развития памяти и внимания у младших школьников строят по принципу – от простого к сложному.

Развивает произвольное внимание и мелкую моторику выкладывание узоров из мелких предметов – счетных палочек или спичек. Задача ребенка – выложить картинку по образцу.

По мере развития внимания картины усложняются. Вместо палочек, можно использовать мозаику – выкладывание узора развивает концентрацию и объем внимания.

Развивают переключение и распределение внимания рисунки по пронумерованным точкам. Ребёнку интересно узнать, что получится в конце – он сосредоточено соединяет точки по порядку. Игры с картинками «найди отличие», «что общего, чем отличаются» развивают внимание и логику. Ребёнок должен показать разные или одинаковые предметы, обосновать свой выбор.

Для развития внимательности нужно после прогулки попросить ребенка описать двор, что видели на улице, какой дорогой шли. На следующий день спросить, что было сегодня нового на улице, что изменилось.

Такие приемы делают ребенка внимательным, собранным, улучшают концентрацию и память.

Игра “Повтори быстро”

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово “повторите”. Далее идет быстрый диалог-“перестрелка”:

- Ну начали! Повторите – “стол”.

- Повторите – “Окно”.

- Скажите – “Улица”. Быстро – “кошка” и т.д.



Игра “Не собьюсь”

Даны напечатанные тексты (для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы).

- Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.).

- Зачеркните только букву “а” в тексте линией в одном направлении (1 мин.).

Зачеркните две буквы “а”, “у” в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.).

Игра “Полслова за вами”

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон, и т.п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.


6. Заключительный этап.

Уважаемые мамы и папы!

Помните, что внимание - один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

Памятка для родителей "Как помочь ребенку стать внимательным

1. Помогите  вашим детям стать внимательными.

2. Приобретайте, читайте  и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

3. Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.

4.Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания».

5. Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение,  быстроту мышления.

6. Учите детей быть наблюдательными- умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.

7. Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.

8. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей.

9. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.

10.  Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.

Успехов Вам, уважаемые родители!

 

 

 

8. Рефлексия

3. Рефлексия.

Представители каждой группы по очереди продолжат фразу:  

«Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание….»

В качестве решения родительского собрания родители получают рекомендац

(рекомендации напечатаны на лист

 

 


 

Родительское собрание-практикум "Как помочь ребенку стать внимательным"

Родительское собрание-практикум "Как помочь ребенку стать внимательным"

Жил человек рассеянный На улице

Жил человек рассеянный На улице

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу

Упражнения для развития памяти и внимания у младших школьников строят по принципу – от простого к сложному

Упражнения для развития памяти и внимания у младших школьников строят по принципу – от простого к сложному

Зачеркните две буквы “а”, “у” в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин

Зачеркните две буквы “а”, “у” в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин

Рефлексия 3. Рефлексия. Представители каждой группы по очереди продолжат фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…

Рефлексия 3. Рефлексия. Представители каждой группы по очереди продолжат фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2024