Родительское собрание на тему
«Развитие творческих способностей у ребенка»
Цели:
|
Эпиграф к собранию:
«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других»
Б. Асафьев
Ход собрания
- Здравствуйте….
Начать с педагогической ситуации № 5
«Познай самого себя!» - это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы:
- «Кто я?»
- «В чём моё предназначение?»
- «На что я способен?».
Тема нашего собрания
«Развитие творческих способностей у ребенка»
- Что же такое способности?
· это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
· это свойства личности, позволяющие успешно заниматься определенным видом деятельности.
Игра «2 угла».
- Специалисты расходятся в своём мнении по поводу происхождения и развития способностей:
- одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развёртыванию способностей в течение жизни человека,
- другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей.
- Какого мнения придерживаетесь вы? Займите ту позицию, с которой вы в большей степени согласны. Аргументируйте «Свободный микрофон».
(1 – задатки, обусловлены генами, наследственность, передаются из поколения в поколение, врожденные особенности анатомии и физиологии, способствующие лучшим результатам, получаем при рождении; 2 – умения нуждаются в развитии)
- Посмотрите, ваши мнения разделились. Давайте подведем итог: для развития способностей нужны и задатки, и умения. Задатки мы получаем еще до рождения, а умения нуждаются в развитии. (схема)
Задача взрослых, как можно быстрее выявить задатки своего ребенка, чтобы помочь ему их реализовать.
Как выявить родителю эти задатки? Вот некоторые рекомендации психолога, прочитайте и расставьте в порядке значимости, начиная с самого важного:
- любить ребенка - не убивать творчество в ребенке (не подрезать крылья) - ребенок не должен быть удобным - не воплощать свои мечты - должны верить в ребенка (давать второй шанс) - психологические тесты |
- На самом деле и не важно, в какой последовательности вы расставили рекомендации, важно, что на первом месте стоит любовь к своему ребенку – нет детей, которые ничем не интересуются, есть дети, которых подавили!
Способности человека – это фундамент для его самореализации.
Способности бывают общие и специальные. (таблица)
В первом случае, речь идет об особенностях личности, позволяющих ей добиваться успеха во многих видах деятельности. Например, развитый интеллект, креативность и пытливость одинаково пригодятся как в науке, так и журналистике, политике и других профессиях.
Во втором случае, подразумевается предрасположенность к конкретному занятию.
Чаще всего общие и специальные умения взаимосвязаны.
Например, у кого-то имеется талант художника, но в этом ему помогает развитое пространственное и образное мышление, являющиеся более широкими понятиями.
- Способности человека и краткая их характеристика представлены в таблице.
- Что поможет распознать способности мы определили. А вот как их развивать? Давайте по группам попробуем определить направления, где можно развивать те или способности. Выберите из предложенных вариантов только те, которые помогут вашему ребенку в формировании способностей. У каждой группы свой вид, он обозначен крестиком.
(проверка)
Способности |
Характеристика |
Профессии |
Направления для развитие способностей |
Интеллектуальные
|
возможность усваивать новую информацию, воспроизводить ее в конкретной ситуации |
ученики, студенты, ученые |
- олимпиады - головоломки - шахматы - интеллектуальные игры - научные лаборатории (детские) - проекты - чтение литературы -робототехника - инженерное направление - ментальная математика - квесты - изостудия - курсы кройки и шитья - кружок «Очумелые руки» - мастер-классы - творческие конкурсы - конкурс чтецов - театральная студия - музыкальная школа - вокальная студия - танцевальная студия - игра на музыкальных инструментах - посещение театров, музеев - спортивные секции, - военно-патриотические кружки - праздники - семейные традиции - лепка - развивающие игры
|
Конструктивно-технические
|
позволяют создавать новые механизмы или улучшать существующие |
конструкторы, механизаторы |
|
Логико-математические
|
логически рассуждать, анализ, синтез, классификация… |
актуальны для математиков, экономистов, бухгалтеров, программистов |
|
Творческие
|
уровень развития фантазии, умение визуализировать свои мысли или эмоции |
полезны даже на бытовом повседневном уровне, когда приходится оригинально выходить из различных нестандартных ситуаций; дизайнеры, модельер, кондитер, и т.д. |
|
Литературные
|
охватывают сугубо писательскую область деятельности |
||
Музыкальные
|
умение чувствовать ритм, самому воспроизводить мелодии |
Композитор, музыкант, балетмейстер, хореограф,… |
|
Физические
|
позволяют максимально эффективно использовать возможности своего тела |
применимы они во многих сферах, от танцев до спорта или военной подготовки |
|
Межличностно-коммуникативные
|
характеризуют уровень развития эмпатии (сочувствовать, сопереживать, насколько хорошо чувствовать других людей), умение налаживания связей |
эффективны для бизнесменов, политиков, общественных деятелей, журналистов, психологов |
- На что еще, работая с таблицей, вы обратили внимание? (профессии, в которых могут пригодиться те или иные способности)
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала.
Для того, чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве.
Что такое творческие способности?
Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:
Способности занимают базовый уровень, на котором могут развиваться таланты, а в отдельных случаях, даже гениальность.
На базе способностей развиваются склонности – предпочтения относительно определенных видов деятельности, то есть, чем интереснее заниматься.
Склонности – важный мотивирующий фактор к развитию личности.
Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас, пока дети способны все воспринимать с присущей им природной живостью ума.
Памятка
«Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка»
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка.
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка.
- В конце нашей встречи я хочу пожелать всем солнечного настроения, мира в семье. Я дарю вам свое солнышко. Если наша встреча была вам полезна, то подарите свое солнышко и мне.
- Посмотрите, все солнышки получились разные. Так и дети – они все разные и у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.
- Спасибо за встречу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.