Родительское собрание "Роль родителей в профессиональном самоопределении ребёнка"
Оценка 4.7

Родительское собрание "Роль родителей в профессиональном самоопределении ребёнка"

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
8 кл—11 кл
27.02.2020
Родительское собрание "Роль родителей в профессиональном самоопределении ребёнка"
родительское собрание в 10 классе.docx

Родительское собрание в 10 классе

«Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков»

Цель: раскрыть перед родителями роль семьи в профессиональном самоопределении подростков; осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми при выборе дальнейшего образовательного маршрута.

Задачи собрания:
1. Показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей детей.
2. Формировать у родителей понимание значения помощи семьи в выборе будущей профессии подростками.

 

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители!  « Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать детям. И чем взрослее становится ребенок, тем сильнее вопрос « Кем быть?» тревожит душу и разум подросшего ребенка и его родителей. Человек счастлив, если он занимается любимым делом.

А кто из нас не желает счастья своему ребёнку? И как сделать так, чтобы ребенок стал успешным?  Это во многом зависит от нас, от родителей.

Учеными социологами подсчитано, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их склонностям и интересам. Это влечет за собой разочарование, психические расстройства, развивает комплекс неполноценности.

Есть 2 способа выбора дела жизни:

Первый способ – метод проб и ошибок, когда человек вслепую пробует себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную нужную профессию.

Второй способ –  раннее знакомство с миром профессий, изучение себя, своих интересов, требований к той или иной выбранной профессии.

Задача семьи – направить ребенка по второму пути, не наделать ошибок самим и максимально оградить от них детей.

 Вот об этом мы сегодня и поговорим на собрании. Для более эффективной работы в условиях ограниченного времени мы будем работать в группах, ведь сколько людей, столько и мнений, нам необходимо послушать каждого участника и, может, принять его мнение, а может, не согласиться. 

 Каждая группа получает описание некой проблемной ситуации, обсуждает её и старается найти решения проблемы с точки зрения любящих и неравнодушных родителей. Время на обсуждение – 5 минут.

 

 

 

 

 

 

 

1 группа:

В семье К. трое детей.  Мама и папа имеют инженерное образование. Старший сын, окончив школу, следует по стопам родителей и поступает в технический вуз, выбирая профессию инженера. Второй сын, десятиклассник, заявил, что для него гораздо более интересной кажется профессия программиста. Реакция родителей такова: «Этих программистов и так полно. Кому это надо? Будешь учиться на инженера!» Конфликт в семье разгорается все сильнее…

Как вы считаете, кто прав в данной ситуации?

Какие пути решения проблемы вы можете предложить?

 

 

 

 

 

2 группа:

Катя Г. всю жизнь занимается в хореографической студии. Ей это очень нравится. По окончании 9 класса девочка хотела поступить в колледж искусств на хореографическое отделение. Родители были в шоке: все в их семье имеют высшее образование, так о каком колледже может идти речь? Кате запретили даже думать о «шараге». Сейчас она учится в 10 классе. Учится гораздо хуже, чем раньше. Все выполняет из-под палки, часто пропускает уроки. Родители в ужасе от того, что в аттестате могут появиться «тройки», баллы ЕГЭ будут настолько низкими, что дочь не сможет поступить в вуз.

Как вы считаете, кто прав в данной ситуации?

Какие пути решения проблемы вы можете предложить?

 

 

 

 

3 группа:

Дима Н. и Паша Б. дружат еще с детского сада. Дружба их  крепка, проверена временем и испытаниями. Дима давно определился с выбором профессии, он мечтает быть web-дизайнером. Паша к данной профессии равнодушен, но искренне считает, что должен пойти учиться вместе с Димой, чтобы дружба не разорвалась. Зубрит математику и информатику.

Как вы считаете, кто прав в данной ситуации?

Какие пути решения проблемы вы можете предложить?

 

4 группа:

Саша В. – отличница, но особенно любит русский язык и литературу. Неоднократно Саша становилась победителем олимпиад по этим предметам.  Тихая, очень скромная, без явных лидерских качеств, стесняется выступать на публике. Собирается  стать учителем-словесником. Мама девочки категорически против: дочь выбрала очень трудную профессию с маленькой зарплатой.

Как вы считаете, кто прав в данной ситуации?

Какие пути решения проблемы вы можете предложить?

 

5 группа:

Выпускной класс. Март. Вова С., уже написав заявление о сдаче конкретных ЕГЭ, так и не определился, кем он хочет стать. «Набор» экзаменов позволяет ему получить профессию менеджера или экономиста. Вова решил, что так он и поступит. Родители уверены, что жить дальше ему, а значит, и решение о выборе будущей профессии принимать тоже ему.

Как вы считаете, кто прав в данной ситуации?

Какие пути решения проблемы вы можете предложить?

 

 

 

 

 

При обсуждении каждой ситуации классный руководитель формулирует конкретную ошибку, направляет ход дискуссии (привлекает другие группы для обсуждения проблемы), предлагает (при затруднении родителей) пути решения проблемы.

Ситуация 1:

Ошибка: Продолжать семейные традиции против своей воли

 С одной стороны, очень хорошее и правильное дело, когда ребёнок идёт по стопам своих родителей. В его распоряжении богатый опыт, наработки и секреты профессии из первых рук, а поддержка и совет близких и понимающих людей при первых шагах совершенно неоценима, полезна и своевременна. Именно из таких семей выходят талантливые врачи, инженеры, актёры, учёные. Но не всегда дети ХОТЯТ продолжать династию. Кто-то под напором сломается и примет навязываемые правила игры, кто-то будет воевать за право идти своей дорогой.

Пути решения:

·        не воспринимать такое поведение как предательство и не вставлять палки в колёса на пути к профессии мечты. Такие действия приведут лишь к конфликтам и возможному разрыву отношений;

·        убедиться в том, что ребенок делает осознанный выбор, соответствующий его способностям и интересам.

Ситуация 2:

 Ошибка: Неважно какое, лишь бы высшее!

У нас сложилась ситуация, в которой наличие высшего образования является необходимым требованием многих вакансий, даже если объективно оно не нужно.

Пути решения:

·        дать ребёнку возможность реализовать себя в той сфере, которая ему по душе;

·        принять возможность получения высшего образования после окончания ССУЗа.

 

 

 

 

 

 

Ситуация 3:

Ошибка: Пойти учиться «за компанию». Родители пустили процесс определения с профессией на самотёк.

Иногда такой вариант оказывается неплох, так как в уже сложившейся приятной компании учиться проще и веселее, а там, возможно, и профессия понравится.

Увы, намного чаще получается совсем по-другому: с интересом и успехом поглощающие новые знания школьные друзья вырываются вперёд и обзаводятся новыми знакомыми, с которыми можно обсудить услышанное на лекции, организовать совместный проект или устроить эксперимент в то время, как друг детства, не обладая соответствующими талантами, плетётся в хвосте без возможности поучаствовать в совместной деятельности. Получается лотерея, в которой может и повезти, но гораздо чаще билет оказывается без выигрыша.

Пути решения:

·        убедить ребенка, что у каждого человека есть свой путь в жизни;

·        родителям активно включиться в решение проблемы, вместе с ребенком срочно пройти профориентационные тестирования и беседы с профконсультантами

Ситуация 4:  

Ошибки: Ориентировка на зарплату и престижность профессии. Привязанность к любимому школьному предмету. Неправильная оценка своих способностей.

Работа исключительно ради денег или в «престижной» профессии, не получая от работы совершенно никакого удовлетворения, приводит к быстрому эмоциональному выгорания с непредсказуемыми последствиями.

Неправильное оценивание своих сильных и слабых сторон может привести к ошибочному выбору профессии и, как следствие, неудовлетворённости от процесса трудовой деятельности и понижению качества жизни. Если Вы неуверенно общаетесь с другими людьми и предпочитаете книги общению, то вряд ли стоит выбирать профессию журналиста или учителя.

Пути решения:

·        убедить ребенка, что выбранная профессия не сочетается с его личностными качествами.

·        вместе, изучив предложения учебных заведений, выбрать ту специальность, которая «на оторвёт» ребенка от любимых предметов и в то же время будет соответствовать его характеру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуация 5:

Ошибки: Незнание перспектив и требований рынка труда.  Несвоевременность выбора.  Отстранение родителей от проблемы.

Правильный выбор профессии, помимо всего прочего, зависит от рынка труда региона проживания и перспектив его развития. При выборе профессионального пути однозначно необходимо анализировать газеты и сайты с вакансиями, описанием профессий и аналитическими материалами про предполагаемые изменения на рынке труда в ближайшие 5-10 лет.

Однозначного решения для тех, кто уже оказался в такой ситуации не существует. Можно, на основе которых выбрать профессию и прикинуть возможность сдачи требуемых для поступления ЕГЭ.

Пути решения:

·        родителям активно включиться в решение проблемы, вместе с ребенком срочно пройти профориентационные тестирования и беседы с профконсультантами

·        другим вариантом можно назвать перерыв в год, который будет потрачен на изучение рынка труда, принятие решения и качественную подготовку к выбранной специальности. Потеря времени очевидна, но она может компенсировать другие временные потери от переучивания в дальнейшем.

 

Классный руководитель подводит итог всему сказанному:

«Когда человек не знает,  к какой пристани он держит путь,  для него ни один ветер не будет попутным», - говорил  Сенека.

Кто должен нести ответственность за  то, чтобы ветер стал попутным -  родители или дети?

Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. 

        Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если ребенку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. И наоборот, ощущение, что данную профессию он выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. 

Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер.  Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в вашей поддержке.

  В итоге мы приходим к такому решению:

1.                  На основе полученной информации проанализировать ситуацию с выбором будущей  профессии ребенком в каждой семье.

2.                   В школе провести дополнительную диагностику профессиональных наклонностей учащихся.

3.                  Проанализировать результаты, дать рекомендации, довести до сведения родителей, чтобы они учли желания и возможности своих детей.

4.                  Организовать для желающих индивидуальные консультации с психологом и специалистом центра занятости.

 

И, наконец, в конце нашего собрания я хочу каждому вручить небольшую памятку о том, как помочь ребенку в выборе профессии. А если вы еще не определились, какую роль вы играете в этом важном деле, вы можете взять вот эту анкету и все о себе выяснить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемые папы и мамы!

1.     Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профес­сию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склон­ности, способности, желания и только потом семейные традиции и ин­тересы.

2.     Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

3.     Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

4.     Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

5.     Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества сво­его ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

6.     Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

7.     Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обер­нуться стойкими конфликтами.

8.     Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, что­бы его мечта сбылась.

9.     Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

10.  Изучайте вместе с ребёнком рынок труда, ориентируйте его на востребованность выбранной профессии.

 

 

 

 

 

Уважаемые папы и мамы!

1.     Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профес­сию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склон­ности, способности, желания и только потом семейные традиции и ин­тересы.

2.     Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

3.     Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

4.     Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

5.     Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества сво­его ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

6.     Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

7.     Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обер­нуться стойкими конфликтами.

8.     Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, что­бы его мечта сбылась.

9.     Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

10.  Изучайте вместе с ребёнком рынок труда, ориентируйте его на востребованность выбранной профессии.

 

Анкета для родителей. "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"

Инструкция:

Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет". 
1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе. 
2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках. 
3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь). 
4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю. 
5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения. 
6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь), 
7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни. 
8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома. 
9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку. 
10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет. 
11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.). 
12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно. 
13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться. 
14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет. 
15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение. 
16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.

 

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

 

Ключ: "да" - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16;

"нет" - 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15.

Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:

12-16 - можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;

8-11 - Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;

4-7 - этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;

0-3 - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.


 

Родительское собрание в 10 классе «Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков»

Родительское собрание в 10 классе «Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков»

В семье К. трое детей. Мама и папа имеют инженерное образование

В семье К. трое детей. Мама и папа имеют инженерное образование

Дима Н. и Паша Б. дружат еще с детского сада

Дима Н. и Паша Б. дружат еще с детского сада

При обсуждении каждой ситуации классный руководитель формулирует конкретную ошибку, направляет ход дискуссии (привлекает другие группы для обсуждения проблемы), предлагает (при затруднении родителей) пути решения проблемы

При обсуждении каждой ситуации классный руководитель формулирует конкретную ошибку, направляет ход дискуссии (привлекает другие группы для обсуждения проблемы), предлагает (при затруднении родителей) пути решения проблемы

Ситуация 4: Ошибки: Ориентировка на зарплату и престижность профессии

Ситуация 4: Ошибки: Ориентировка на зарплату и престижность профессии

Классный руководитель подводит итог всему сказанному: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», -…

Классный руководитель подводит итог всему сказанному: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», -…

Уважаемые папы и мамы! 1.

Уважаемые папы и мамы! 1.

Анкета для родителей. "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"

Анкета для родителей. "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020