Номинация 3 “Лучшая методическая разработка”
Родительское собрание: “Самооценка ребенка и факторы ее формирующие”
Яцутко Надежда Сергеевна
МБОУ СОШ№140
Педагог-психолог
Цель: педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры.
Задачи:
• ознакомить родителей со значением самооценки подростков для их личностного развития;
• определить эффективные способы взаимодействия с подростками, способствующие формированию адекватной самооценки.
Форма проведения: лекция, мини тренинг.
Добрый вечер уважаемые родители, я рада приветствовать вас. Сегодня мы с вами поговорим о самооценке и о факторах ее формирующие.
Активность,
находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт -
вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно
участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. Пассивность,
мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с
заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся
оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети,
которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в
общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают
близко к сердцу, если это им не удается.
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше
других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший
(сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен
с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть,
кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего
ребенка?
Самооценка – это представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств и недостатков. На первой стадии подросткового периода, в 12—13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности. У ребёнка такого возраста складывается отношение к самому себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка в этом возрасте выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.
На второй стадии этого возраста, в 14—15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.
Самооценка может быть: завышенной, адекватной и заниженной.
От уровня самооценки ребенка в подростковом возрасте напрямую зависит его поведение. Мы знаем, что в этом возрасте самооценка детей нестабильна, дети ищут и находят разные способы подкрепления своей самоценности. И зачастую эти способы очень не желают родители.
Поэтому очень важную роль в подростковом возрасте играют способы, которые повышают самоценность ребенка. И очень важно, чтобы эти способы были найдены в семье. Иначе если их в семье нет, тогда ребенок обязательно найдет их на стороне. И хорошо, если это будет хороший, позитивный пример. Но если это будет негативный пример, то для родителей и детей это иногда оборачивается катастрофой.
Давайте сейчас позаботимся о том, чтобы самооценку вашего ребёнка в семье вывести на должный уровень, – чтобы ребенок в себя верил, верил в свои способности, чтобы знал, за что его ценят другие, – ведь уважение со стороны других, формирует в нем уважение к самому себе. А когда ребенок сам себя уважает и ценит, то эти же ценности он транслирует в общество.
Поэтому у вас сейчас есть уникальная возможность понять, что исправлять в ваших отношениях с ребёнком и как это сделать максимально быстро и эффективно.
В формировании личности ребенка, не зависимо от возраста, есть одна ловушка – негативные убеждения близкого окружения по отношению к нему.
Почему это является ловушкой и как она работает вы сейчас увидите.
Далее мы сделаем одно очень интересное и очень мощное упражнение, после которого, возможно, для вас откроются ключевые моменты в воспитании ваших детей.
Методика «Сосуд».
Приготовьте 2 чистых листа, формата А4 и карандаш.
1. Нарисуйте на весь лист сосуд в форме банки.
2. Заполните банку 5-ю кругами примерно одинакового размера, так чтобы они вместились внутри банки.
3. В этих кругах напишите по одному прилагательному, ответив на вопрос – каким я хочу видеть своего ребенка во взрослой жизни?
4. В пустых местах нарисуйте 5 кругов поменьше и в каждом из них напишите качество, которое поможет ребенку стать таким, каким вы описали его в больших кругах.
Например. «Целеустремленный» (в большом круге) – «упорство» (в маленьком круге) или «доводить начатое до завершения» (в маленьком круге) или «никогда не сдаваться» (в маленьком круге). «Успешный» (в большом круге) – «делать выводы из ошибок» (в маленьком круге) или «не повторять ошибок дважды» (в маленьком круге).
5. Представьте, что остальное свободное пространство занимает песок. Заполните песком все свободное место в банке.
Как вы думаете, что означает песок? Песок – это каждодневные требования и претензии – ваши, ваших близких, взрослого окружения, которые предъявляются к вашему ребенку в настоящий момент. Обратите внимание на то, сколько песка в этом СОСУДЕ и с каким чувством вы наполняли сосуд песком.
Сейчас мы более подробно поисследуем этот песок и посмотрим на сколько сильное влияние он оказывает на личность вашего ребенка.
6. Возьмите другой лист, разделите его пополам, по вертикали. Слева, выпишите имена близких вашему ребенку людей. Их может быть 5-20 человек (мама, папа, бабушка, дедушка, старший брат/сестра (если им больше 20), преподаватель/классный руководитель, тетя/дядя, крёсный/кресная и т.д.; сверстники в этот список не входят).
Справа, напротив каждого, напишите оценочные суждения этих людей о вашем ребенке, ответив на вопросы - «Что бы он сказал о моем ребенке?», «Что чаще всего слышит от него мой ребенок?», «Что он не говорит, а думает о моем ребенке?», «Как он себя ведет по отношению к моему ребенку?» (поступки говорят больше, чем слова).
Важно, чтобы фразы писались спонтанно, не подвергаясь большому анализу.
7. Присвойте оценку каждому высказыванию (+/-). Посмотрите каких оценок больше.
8. Как вы думаете, оказывают ли эти высказывания влияние на самооценку вашего ребенка? Какое влияние, как вы считаете?
9. А теперь возьмите оценочные суждения каждого человека из левого столбика и примените их сначала к большому кругу в банке, а затем к маленькому. И посмотрите, способствуют ли они взращиванию тех качеств, которые вы хотите видеть у Вашего ребёнка во взрослой жизни? Как вы думаете, есть ли логическая связь, между убеждениями окружающих и образом того, каким вы хотите видеть ребенка в будущем?
10. Чья оценка, по-вашему, для ребенка, наиболее важна? место для ребёнка – ОЦЕНКА МАМЫ. место для ребёнка – ОЦЕНКА ПАПЫ. А потом – все остальные.
11. Вывод. В подростковом возрасте, высказывания родителей и ближайшего окружения ребенка, чаще всего несут отрицательную оценку (лодырь, бездельник, поросенок, лентяй, двоечник, неумеха, непонятно кто из тебя вырастет и т.д.) И как правило, ваши высказывания не только не соответствуют тому, каким вы хотите видеть в будущем ваших детей, но они уже сейчас очень серьезно бьют по их самооценке. То есть детям в своем ростковом возрасте приходится выкручиваться так как они могут и противостоять тройной силе:
я сила влияния на ребёнка - ваша негативная оценке (мама, папа).
я сила влияния на ребёнка - негативная оценка общества и ближайшего окружения.
я сила влияния на ребёнка – его собственная негативная оценка себя, сформированная родителями и окружающими (низкая самооценка).
Задумайтесь, сколько нужно ребенку внутренних сил, стойкости, терпения мужественно вынести это без негативных последствий в поведении?
• Если бы в подобной ситуации, вы были на месте ребенка, как бы вы себя вели?
• Есть такое выражение: «Как мы лодку назовем, так она и поплывет».
Итог. Сейчас мы с вами проделали огромную работу и получили огромный опыт для воспитания. Мы с вами обсудили то, каким вы хотите видеть ваших детей во взрослой жизни, обозначили факторы, формирующие самооценку ребенка в семье, мы с вами провели самодиагностику на наличие этих факторов .
Источники:
1. http://japsix.ru/test-na-samootsenku-uznaj-svoj-uroven-samootsenki/
2. http://lichnost.21309.edusite.ru/p64aa1.html
3. http://womanadvice.ru/test-na-samoocenku-dlya-podrostkov
4.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.