Родительское собрание: «Семейные ценности»
Цели:
формирование у участников представления о семейных ценностях в современных семьях.
Обучающие: актуализация ценности семьи, особенности семей, обобщение понятия семьи.
Воспитательные: формирование ценностей семьи, умения слушать и давать обратную связь.
Развивающие: развитие личностных качеств, способствующих формированию ценности семьи.
Форма организации: тренинговое занятие.
Ожидаемые результаты:
- формирование благоприятного эмоционально-психологического климата и нравственной атмосферы в группе;
- развитие рефлексивных особенностей;
- снятие напряжения;
- развитие эмпатии;
- закрепление семейных ценностей.
Ход мероприятия
Вступление:
Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть наша встреча принесет всем радость общения.
Желаем всем хорошего настроения.
- Семья, дом – главные ценности человека. А могут ли семейные ценности быть залогом успешности ученика? Об этом мы предлагаем вам сегодня поговорить.
ПРИЕМ «КУВШИН»
Прямо перед вами стоит стеклянный стакан, прозрачный. Заполняем его камнями и спрашиваем:
- Скажите мне, этот стакан полон? (ответы родителей)
Начинаем насыпать в стакан гальку, она просыпается сквозь щелки между камнями.
- Скажите мне, полон ли стакан сейчас? (ответы родителей)
Начинаем аккуратно сыпать в стакан песок.
- Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас стакан? (ответы родителей)
Начали осторожно лить воду в стакан.
- Скажите мне, полон ли сейчас стакан? (ответы родителей)
Добавляем щепотку соли и бережно всыпаем ее, что бы она растворилась в воде до тех пор пока не перенасытит ее.
- Скажите мне, а сейчас стакан полон? (ответы родителей)
Как вы считаете, зачем мы сейчас показали этот опыт? (Рассуждения родителей)
ВЫВОД: «Что бы вы ни делали в своей жизни, в каком бы то ни было контексте, будьте, уверены, что сначала вы положили камни».
С момента рождения ребёнка и до его становления как личности, вы закладываете основу его ценностей, вы закладываете камни, которые станут крепким фундаментом его жизненной позиции.
Основная часть:
- Сегодня мы с Вами в ходе нашей встречи затрагиваем не простую, но очень значимую тему.
- Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.
- Что важнее всего в семье? Как вы считаете? (Ответы родителей)
- Действительно, для семьи очень важно, чтобы там царила любовь, взаимопонимание, забота и участие, самоотверженность и трудолюбие, а также соблюдение семейных ценностей.
А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»? (Ответы родителей)
Упражнение «Дерево семейных ценностей» (работа в группах)
(см. Приложение)
Цель: определение и ранжирование семейных ценностей.
Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться).
Задача участников – ранжировать ценности:
– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.
- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.
- в крону – желаемые, но не обязательные ценности.
Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.
Перечень возможных семейных ценностей:
Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.
ВЫВОД: Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходств.
- Семья – для ребёнка, это место его рождения и становления, это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям и материальным, и духовным, и семейным. Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
- Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.
Кластер «Идеальная семья» (работа в группах)
1гр. «Идеальный папа»
2гр. «Идеальная мама»
3гр. «Идеальный сын»
4гр. «Идеальная дочь»
Очень часто мы предъявляем к друг другу повышенные требования.
Ваша задача составить список, который характеризует идеальную МАМУ для юношей, для девушек список, характеризующий идеального ПАПУ.
для родителей: идеальный СЫН, идеальная ДОЧЬ.
После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить являются ли они таковыми, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «Идеального отца, сына, либо идеальной мамы, дочери».
Вывод: ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого родители не перестают любить своих детей, а дети родителей.
БЕСЕДА
Родителям предлагается порассуждать над следующими вопросами:
- Как влияет психологический климат в семье на ребёнка (чем благоприятнее климат, тем лучше ребёнок себя чувствует, а значит и развитие идёт лучше; в доброжелательной атмосфере ребёнку комфортно, а там, где ребёнка постоянно ругают, он испытывает психологическое напряжение)?
- Из чего складывается психологический климат (манера общения членов семьи друг с другом, общее настроение в семье, и т.д.)?
Участникам предлагается подумать о том, какой климат в их семье и как они хотели бы его изменить. Для этого используется упражнение – визуализация.
Визуализация «Благоприятный психологический климат»
(помочь родителям определить способы улучшения психологического климата; создать положительный эмоциональный настрой).
Необходимо включить спокойную классическую музыку без слов. Участникам предлагается сесть удобно, закрыть глаза, слушать спокойный голос психолога и представлять в своём воображение всё, что он будет говорить. Необходимо предупредить участников: сообщать о том, что они представили в своей визуализации, будет не нужно (если конечно не возникнет такое желание). Психолог читает текст неторопливо, с паузами.
«Сядьте удобно, расслабьтесь. Внутренним взором оглядите своё тело, те участки, где вы заметите напряжение – расслабьте…
Представьте, что Вы возвращаетесь с работы домой, где ждёт вас вся ваша семья… Все вы очень рады друг друга видеть…
Вы обмениваетесь словами приветствия, объятиями… На лицах улыбки…
Вы все вместе садитесь ужинать… У всех хорошее настроение… Вы говорите о чём-то приятном…
Побудьте в этом состоянии комфорта, радости, любви… Представьте какое-то занятие, которое любит вся ваша семья…
Представьте, как вы прогуливаетесь по парку вей семьёй, играете в мяч или просто вместе смотрите телевизор.
…А сейчас медленно возвращайтесь в здесь и сейчас».
ВЫВОД:
- Все мы люди, с разным образованием, разными характерами, разными взглядами на жизнь, с разными судьбами, но есть одно, что объединяет всех вас, - это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью.
Дети - это наши зеркала. Все плохие привычки, которые есть у нас со временем будут и в наших детях.
- Сейчас мы предлагаем Вам продолжить одну интересную сказку, и от того какое окончание будет в Вашей сказке, мы поймем – удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли Вы из всего выше сказанного извлечь каждый для себя урок, и не будет ли для Вас проведённое здесь время потерянным.
«В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик.
Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет.
Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как быть синим.
Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины.
Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел.
Так проходил день за днем, и вот...»
(Идёт обсуждение полученных ответов)
Вывод: Вспомните, с чего началась наша встреча – притча о стакане…
— Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта, для самоутверждения, для успешной школьной деятельности. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.
Рефлексия
Слово дня. Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.
И закончить наше занятие мне бы хотелось стихами:
( чтение стихотворения под музыку, при этом меняются слайды с фотографиями семей учащихся данного класса).
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Ритуал прощания . Упражнение «Аплодисменты» (окончание тренинга в позитивном эмоциональном состоянии). Участники аплодируют друг другу как бы благодаря друг друга за работу, за общение.
Приложение
уважение, забота о каждом члене семьи,
семейное проведение праздников,
финансовая обеспеченность,
здоровье,
любовь,
взаимопонимание,
общие цели,
семейные традиции,
общее хобби,
образование,
связь поколений,
совместное проведение выходных, праздничных дней,
комфортабельное жилье,
дети,
занятия спортом,
высокооплачиваемая работа,
наличие общих друзей,
совместные путешествия,
знания,
преданность,
достоинство,
творчество,
честь,
красота,
счастье,
развлечения,
физическая сила,
совместный труд,
принципы,
магистратура,
верность,
карьерный рост,
доверие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.