Оренбургская область Асекеевский район
МБОУ Лекаревская СОШ
Родительское собрание
«Типы семейного воспитания и их влияние
на формирование личности ребенка»
Подготовила: Тавеева Д.Р.
учитель начальных классов
высшей категории
2020 год
Цель:
Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка
Задачи:
1.Познакомить родителей с новой функцией семьи – персоналитарная.
2. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.
Оборудование: карточки с названиями функций семьи, презентация
Результат
· Родители актуализируют знания о стилях воспитания, об основных функциях семьи в воспитании детей.
· Узнают о том, как процесс взаимодействия с родителями видят дети со своей стороны.
· Познакомятся с персоналитарной функцией семьи, которая в настоящее время является ведущей функцией семьи.
Ход родительского собрания
1.Приветствие
Здравствуйте, дорогие родители! Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами собрались на очередное родительское собрание, которое посвящено семейному воспитанию.
2.Введение в тему
Существует древняя педагогическая мудрость: «Все хорошее и плохое ребенок черпает в семье». И с этим трудно не согласиться. Семья - это мир, где ребенок живет с самого рождения, с этим миром он связан всю жизнь.
Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
В настоящее время в России насчитывается 50 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми.
В 1 и 2 классе – 17 семей. Из них: 15 ребят воспитывается в полной семье; 1 ребёнок воспитывается в полной опекунской семье, 1 ребенок – в неполной семье
3.Работа по теме
На слайде Вы видите основные функции семьи
• репродуктивная
• хозяйственно-потребительская
• воспитательная
• рекреативная функция
• коммуникативная
• нравственно-психологического обеспечения
Таких функций шесть. Предлагаю Вам разделиться условно на 6 групп, обсудить и прокомментировать каждую функцию (раздать карточки с названиями функций каждой группе).
(Подсказка. Рекреативная – организация свободного времени и отдыха).
Обсуждение 2 минуты. Высказывания родителей.
На Ваш взгляд, какая из этих функций самая главная? Какая из них в ребенке может воспитать личность?
Высказывания родителей.
Обратите внимание на вопросительный знак. Возможно, есть ещё одна функция? Может быть вам, эти простые и ясные слова А. С. Макаренко помогут. Ведь они звучат актуально и сегодня. Чтобы воспитать хорошего человека, нужен постоянный пример собственного поведения в семье (слайд 4).
Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой — от нравственно-психологического климата. Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть направлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нравственных, личностных черт каждого из супругов и членов семьи.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Мы с Вами уже говорили на предыдущих родительских собраниях о стилях семейного воспитания (слайд 5). Но сейчас все педагоги и психологи говорят о типе взаимоотношений – сотрудничество (слайд 6).
Сотрудничество как тип взаимоотношений предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, воспитает настоящую личность
Накануне родительского собрания с ребятами было проведено анкетирование:
· Анкета №1 «Как вы взаимодействуете с родителями». Вывод: два ребенка не выбрали ни одного способа взаимодействия.
· Анкета № 2 «Что даёт ребёнку полная семья». (Для детей она названа просто «В семье», на усмотрение классного руководителя: подписывать анкеты или нет). Результаты анкеты на слайде Вывод: родительской любви не хватает 2 уч., понимания – 6 уч., заботы – 2 уч., эмоциональной поддержки – 6 уч., не принимают участия в жизни ребенка – 7 уч.
Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются чьими – то детьми. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности персоналитарная функция семьи.
Персоналитарная (от лат. persona — особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе. Будем стремиться создать в семье именно такие условия!
4.Рефлексия
- Что полезного узнали Вы для себя сегодня?
- Что было самым неожиданным?
- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?
Обобщая вышесказанное, я предлагаю, в решение родительского собрания вынести следующее:
1.Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
2.Отношения в семье стараться строить на взаимном сотрудничестве.
3.Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.
У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен? ...
5.Итог
Наше родительское собрание мне бы хотелось закончить пожеланием в виде притчи
История произошла давным-давно. В
древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в
этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он
придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг,
поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о,
мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что
мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я
сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к
мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?»
Но мудрец ответил: «Все в твоих руках…»
Спасибо за внимание!
Приложение №1
Анкета №1
«Как вы взаимодействуете с родителями?»
Ответь на данные вопросы.
Обведи в кружок нужный вариант ответа.
№ п/п |
Вопрос |
Ответ
|
1 |
Отдыхаете вы вместе, всей семьей на природе, на море, на даче, базах отдыха, …? |
да нет |
2 |
У всех ли членов вашей семьи есть свои обязанности по дому, по хозяйству? |
да нет |
3 |
Если у вас возникла какая-либо проблема, родители дают советы как эту проблему решить? |
да нет |
4 |
Помогают ли вам родители в приготовлении домашних заданий? |
да нет |
5 |
Мы с родителями вместе ходим на концерты, ездим за грибами, за ягодами, ухаживаем за растениями в саду, в огороде, любим что-то мастерить, заниматься спортом. |
да нет
да нет
да нет
да нет |
Приложение №2
Анкета №2
«В семье»
Ответь на данные высказывания.
Обведи в кружок нужный вариант ответа.
№ п/п |
Высказывание |
Ответ
|
1 |
Родители меня любят, и мама и папа. |
да нет |
2 |
Меня всегда понимают и мама, и папа |
да нет |
3 |
Обо мне заботятся и мама, и папа |
да нет |
4 |
Когда у меня проблемы, неудачи родители меня всегда поддерживают и словом, и делом |
да нет |
5 |
Родители принимают участие в моей школьной жизни, записали меня в кружки и секции |
да нет |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.