РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.
ТЕМА № 1 «В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ САМОЕ ТРУДНОЕ РАБОТА СО ВЗРОСЛЫМИ».
Недопустимо проведение родительского собрания «по классному журналу» — родители ценят учителя не как информатора об учебных успехах или неуспехах детей, а как доброжелательного советчика, человека, сведущего в обучении и, главное, в воспитании детей.
Родительские собрания нужны:
для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;
как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах;
для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т.д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;
как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, по занятости в системе дополнительного образования, по программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора АПМН, учителей предметников и т.п. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;
как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т.д.);
как показ «товара лицом», когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;
собрания — лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц), как школу для родителей.
Подготовка собрания:
определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
уточнить регламент, продумать ход собрания;
разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание;
продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;
продумать выставочный или информационный материал;
определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить;
продумать свой внешний вид — это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание — событие и немножечко праздник.
Правило поведения КЛОССНЫХ руководителей на родительском собрании:
1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
2. Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
3. Дать понимание, что у школы и семьи — одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.
Некоторые секреты успешности родительского собрания:
1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
3. Использовать форму разговора за чашкой чаю, особенно в начале 1-х, 5-х, 9-х классов.
4. Определите одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении постройте собрание.
5. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.
6. Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама.. .».
7. Использовать групповые форм работы родителей, игровые элементы.
8. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
9. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.
Другие формы работы с родителями:
Консультации — индивидуальные и коллективные тематические.
Дни открытых дверей — разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.
Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, по созданию домашней библиотеки, по организации семейных праздников и т.п.).
Телефон Доверия — разрешение родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы.
Привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.