В содружестве с родителями.
В современных, изменившихся во многом условиях жизни и деятельности людей в обществе, изменилось и отношение родителей к проблемам школы, к её статусу, к учителю. Во многом учителю стало работать с родителями интереснее, т. к. современные родители - поколение молодых, ищущих, имеющих свою точку зрения людей, заинтересованных в завтрашнем дне своих детей, в уровне образования и личностных качествах учителя, к которому они отдают своего ребёнка. Поэтому учителю важно повышать свой профессиональный и общечеловеческий уровень, создавать особый доверительный уровень общения с родителями. Ему важно знать психологические особенности каждого ребёнка, условия, в которых формируется микроклимат в семье, знать родителей и их настрой в отношении школьных проблем ребёнка, а они, несомненно, существуют у каждого ребёнка в той или иной степени. Во многом учителю стало работать труднее с родителями. Сложности общественных и экономических процессов не обошли семью и школу: многие родители испытывают дефицит времени, которое отнимает работа, многие родители вступают в повторные браки, поручая своих детей бабушкам и дедушкам, многие вынуждены уезжать на заработки в другие регионы. Перед учителем начальных классов стоит первоочередная задача сплотить вокруг себя команду единомышленников - родителей, заинтересовать их в сотрудничестве, приглашая на консультации, на индивидуальные встречи для обсуждения, посещая ребёнка на дому, т. к. от этого зависит, сколько семей будут охотно ходить на родительские собрания, будет ли обратная связь...
Как же можно максимально достигнуть успеха в этом тройственном союзе: ребёнок, школа, родители? Я решила попробовать создать клуб, в который бы родители приходили для общения без страха, что вдруг услышит о своём ребёнке что-то негативное, а с настроем на то, что каждый станет участником позитивного полилога в рамках собрания-чаепития, например. Решили сделать для основной части родителей сюрприз: приготовить большой пирог с повидлом и чай. В программу вечерней встречи включили, сделанный с ребятами коллаж из семейных фотографий « Счастливые моменты», оформленный в виде киноленты с кармашками - кадрами для фотографий. Дети сделали серию рисунков о семье « А что у вас?» Первое такое собрание носило ознакомительный характер и не затрагивало сложных учебных проблем. Дети были присмотрены, находились здесь же. Получился « Домашний очаг» со многими « домочадцами». Общение, переходящее в чаепитие, а чаепитие — в общение, затянулось неожиданно надолго, посыпались предложения, что включить в программу следующей встречи. Было решено поделиться секретами необычных семейных лакомств, приготовленных всей семьёй, чтобы было чем порадовать во время следующего чаепития друг друга. На встрече раздавались рецепты варенья, ватрушек, домашних чипсов... Одной из страниц встречи стала страница под названием « История любви». Родители рассказывали о знакомстве, о предложении руки и сердца, о смешных случаях из жизни семьи. В нашем клубе были странички: « Наш первый ребёнок», « Как мы выбирали имя», «Первое слово...», «Секреты воспитания», «Наше семейное увлечение», конкурсы семейных поделок, были представлены вещи, являющиеся семейными реликвиями. Затем семьи представляли творческие проекты « Древо жизни», где рассказывали о своей родословной, « Великие о воспитании», « Наши летние каникулы». Провели родительское собрание, которое я назвала « Педагогический треугольник», где были затронуты интересы детей, родителей и школы, совместно пытались найти в этом педагогическом треугольнике золотую середину...
Содержание работы клуба постепенно становилось более приближенным к проблемам учёбы, поведения, воспитания детей, так как школьные нагрузки становились более насущными, и их необходимо было решать... Но главное уже было достигнуто - мы стали более открытыми для полезного общения и сотрудничества.
Стало традицией завершать учебный год совместной поездкой на природу. Каждая семья заранее готовила свой семейный конкурс, развлечение или игру. Получалась интересная программа полезного отдыха.
Обсуждение различных ситуаций, в которых могут оказаться наши дети, стало частой страничкой наших встреч. Как не ущемить интересов каждого участника педагогического процесса? Как достойно выйти из определённой ситуации? Просвещение родителей стало неотъемлемой частью наших встреч, поэтому некоторые родители стали участниками лектория « Педагогически открытия...»
В таком многоликом сообществе, естественно, не может существовать абсолютное единение мыслей, взглядов, поступков, оценки ситуаций, но во многом такой союз полезен, плодотворен... На мои собрания, как правило, приходят все родители, а это важно как для детей, так и для нас взрослых. Для меня - это показатель успешного сотрудничества.
Ниже приведён пример одного из таких родительских собраний (3 – 4 класс)
«О родных и близких людях с любовью».
Задачи. 1. Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям.
2.Содействовать формированию культурных традиций в общении взрослых и детей.
3. Актуальные вопросы для обсуждения:
· Что вы понимаете под словом «семья»?
· Что для тебя означает понятие Дом?
· Как сохранить тепло Дома?
· Какая семья считается счастливой?
· Форма проведения: час сердечного общения.
«Лучше зажечь свечу,чем всю
жизнь проклинать
темноту».
Ф. Абрамов
Подготовительная работа к родительскому собранию.
Это родительское собрание особенное в работе с детским и родительским коллективом. Очень часто в последнее время наблюдается достаточно рациональное и потребительское отношение детей к собственной семье. Проявление этого можно наблюдать уже в начальной школе. Поэтому необходимо ребёнка научить любить и беречь свою семью, своего отца, и мать, дух своего дома. Главный закон в семье - забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок в семье твердо должен знать этот закон, тогда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.
Этот час общения – закрепление всего того, что сделал классный руководитель для сближения детей и родителей, для сердечного понимания друг друга. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.
1 Подготовка пригласительных билетов к родительскому собранию.
2.Подготовка концертной программы для родителей.
3.Конкурс сочинений «Моя семья».
3. Презентация «Любимые семейные фотографии»
4. Подготовка портретной галереи, посвящённой родителям.
5. Изготовление поделок в подарок для пап и мам.
6. Оформление класса. Класс оформлен словами, приведёнными выше в качестве эпиграфа собрания, фотографиями детей и родителей, шарами. На стене – огромное сердце, по краям которого название часа общения. Середина остаётся пусто, но в конце каждая семья оставит в ней свой автограф.
Ход собрания.
(Звучит песня «Погода в доме» муз. Р. Горобец, сл. М. Танича)
Учитель. Время – вроде замкнутого круга:
Год мелькнул, как месяц, день, как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга всё ж успеем мы?
Вот и пригласили мы вас сегодня, уважаемые родители, чтобы вы немного отвлеклись от будничных дел, увидели, какие чудесные, талантливые ваши дети; чтобы ваши дети увидели, как мамам и папам интересно быть рядом с ними, чтобы вы почувствовали себя семьёй. Мир впервые дети открывают для себя в семье.
- А как Вы понимаете это слово «семья»? (Варианты ответов.)
- Назовём членов семьи. 1.Конечно, первое слово о маме.
Ученики: - Первое слово ребёнок сказал – «Мама»!
- Вырос. Солдатом пришёл на вокзал – «Мама»!
- Вот он в атаке на дымную землю упал – «Мама»!
- Встал и пошёл. И горячими к жизни губами припал – «Мама»!
Мама.… Какое короткое и важное слово! Без него не возможна жизнь на земле. Проходят годы, мамы стареют, но всё равно они остаются самыми верными и надёжными друзьями и помощниками во всех делах и начинаниях.
Ученик. Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети,
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Вручение портретов мам, нарисованных детьми.
. Блиц – интервью у пап и девочек.
- Какого цвета глаза у мамы? Какая любимая песня? Какое любимое платье?
- Какой размер обуви? Когда родилась ваша семья? Любимый поэт, писатель?
- Ласковые имена в вашем доме? Самый счастливый день вашего дома?
Дети исполняют для мам песню “Самая хорошая” (Муз. В. Иванникова).
2.О папе. Какой наш дом без папы?
Правда же, ребята?
Кто починит табуретку,
На машине подвезёт,
В дневнике моём отметки
Знает все на перечёт?
Вот так чудо, вот так дела!
У нас газета ожила:
Она на носу у папы лежит
И в тон его храпа шуршит.
«Песенка про папу» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича).
Блиц – опрос мальчиков.
-любимая папина еда; одежда, газета, передача, любимое место, хобби и т. д.
Вальс для мам и пап.
(Звучит музыка к фильму “Мой ласковый и нежный зверь”.)
3.
Учитель:
Кто всё штопает
и вяжет?
Кто поможет и подскажет?
Раньше всех всегда встаёт?
Кто печёт оладушки?
Это наши…( бабушки)
Песня “Мы с моею бабушкой”.
Учитель: Много тёплых слов прозвучало в адрес бабушек. Хорошо, когда папе и маме в трудных ситуациях на помощь приходят бабушки. Но хочется ещё раз убедиться в том, как любят вас внуки.
Игра “Лучики”.
(На листе бумаги нарисовано солнышко без лучей. Дети по очереди говорят бабушкам ласковые слова и рисуют у солнышка лучик.)
4.Учитель: На нашем семейном праздники присутствуют замечательные дедушки, которые любят своих внуков и внучек не меньше бабушек.
Ученица: Дедушкины руки, дедушкины руки!
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя,
Знакомо тяжёлое им и большое.
4.Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
Нет ни одного похожего «окна», как нет похожих семей, все они по - своему яркие, светлые, все они - частица нашей великой Родины.
Расскажите о своей семье. (Разноцветные шары, с которыми дети выходят - это не просто часть оформления, каждый шар-это символ, количество шаров соответствует числу членов семьи.)
Дети зачитывают сочинения «Дом, в котором я живу...»
Презентация «Моя любимая семейная фотография» Звучит музыка
Учитель. Девочки и мальчики!
Давайте дружно сами!
Спасибо скажем маме!
Спасибо скажем папе!
Спасибо скажем бабушкам!
Спасибо скажем дедушкам!
6. Что для тебя означает понятие Дом?
- Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной? (Ответы детей и родителей)
- Есть еще такое понятие: чувство родства. Как бы Вы определили: что это за чувство? (Чувство родства - наши отношения к родным и близким людям.)
Учитель. Это самое раннее человеческое чувство и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни. Но одно из самых глубоких родственных чувств - материнское чувство. Любовь матери не зависит от качества ребенка. Именно она любит малыша не за какие-то качества, достоинства, а просто за то, что он существует. Именно в этот момент у ребенка формируется способность быть любимым; и лишь потом появляется умение - уже взрослого человека
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему, семье. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.
-А как понять Тепло нашего Дома? (Гармония семейных отношений и любовь)
Учитель. В современной песне поется:
Родительский дом - начало начал,
Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом?
Предлагаю вам поиграть в «строителей».
(Образуются 5 бригад родители + дети. У каждой бригады «кирпичики», лист бумаги. На «кирпичиках» надписи - пять проявлений любви: слова поощрения, время, подарки, помощь, прикосновения. «Бригадам» нужно объяснить, как с помощью этих понятий проявляется любовь семейных отношений. А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения.)
-С чего начать? (С фундамента) Гармония семейных отношений строится на уважении и любви. Закладываем фундамент. (В результате выстраивается дом)
Прикосновения |
Помощь |
Подарки |
Время |
Слова поощрения |
Уважение и любовь |
Ι. Выступление 1 бригады. Слова поощрения
Свою любовь мы можем выразить, поддерживая друг друга словами. Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь — во власти языка». Похвала, благодарность и ободряющие слова всегда помогут вам выразить любовь. Ободрять — это значит «придавать бодрость, мужество».
Стихи своим детям читают мамы. С. С. Нефёдова
Доченька – роднулечка, огонёчек мой,
Мыслями заветными я всегда с тобой!
Дорогой комочек нежности, тепла.
От любви мне ключик к счастью принесла.
Глазки – бриллианты в сказочной ночи-
Самой лучшей звёздочки яркие лучи!
Все твои слезиночки – летняя роса,
Ты моя кровиночка, ласточка моя!
Пусть подарит солнышко крошечке моей
Много тёплых, ласковых и удачных дней.
Ветер пусть безоблачным счастьем одарит,
Ночка – безмятежный сон её хранит.
Лучшие дороженьки подари, трава,
Чтоб не стыли ноженьки – тёплые слова.
Доброты и мудрости не лиши, Господь,
Чтобы умной женщиной стала моя дочь!
ΙΙ. Выступление 2 бригады. Время
Вместе проводить время — это значит отдавать кому-то свое внимание. Когда вы сидите рядом на диване и смотрите в телевизор, то вы не вместе: ваше внимание поглощено новостями, а не друг другом. Проводить время вместе по-настоящему, надо выключив телевизор, смотря друг на друга и разговаривая, целиком сосредоточившись на собеседнике. Можно пойти вдвоем на прогулку, вместе пообедать, смотреть на друга, ведя беседу, отдавая частичку жизни. В этом проявляется любовь.
Когда вы чем-то занимаетесь вместе, у вас появляются общие воспоминания, которые станут неисчерпаемыми источниками радости.
Здорово все-таки, что мы с вами вместе, тоже своеобразная большая семья. Я предлагаю спеть вместе песню “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”. (Исполнение песни.)
ΙΙΙ. Выступление 3 бригады. Подарки
Подарки — это зримые символы любви. Подарок можно взять в руки и сказать: - «Он подумал обо мне» или: «Она меня вспомнила». Ведь чтобы сделать кому-то подарок, вы должны думать о нем. Неважно, сколько денег вы потратили. Главное — вы подумали о человеке. Дорога именно ваша мысль, которая отразилась в подарке.
Подарки бывают всех цветов и размеров. Одни — дорогие, другие — ничего не стоят. Бывают подарки, которые нельзя подержать в руках, но иногда они гораздо дороже обычных, ведь родному человеку важны вы, ваше присутствие и внимание. (Вручение подарков родителям)
ΙV. Выступление 4 бригады. Помощь
Помогать — это значит делать что-то для другого. Помогая, вы стараетесь угодить, выражаете любовь. Важно, чтобы помощь была своевременной. Помогайте тогда, когда вы видите необходимость в помощи. Никогда не отказывайте, если вас просят о помощи.
Следуя древней притче, чтобы помочь голодному, мало накормить его — надо научить ему самому добывать еду. Так и в общении с ребенком: не решайте за ребенка его проблемы, учите его, как самому решить их.
Дети исполняют частушки.)
V. Выступление 5 бригады. Прикосновения
Ни для кого не секрет, что прикосновения — это один из способов выразить любовь. Исследования подтверждают, что младенцы, которых часто берут на руки, обнимают и целуют, развиваются физически и эмоционально быстрее, чем те, кто подолгу остается один. Мудрые родители знают, как нужна детям ласка. Прикоснуться к телу ребенка — это значит прикоснуться к его душе, а оттолкнуть его — это значит отдалиться.
Конкурс “Найти внука”
Учитель. Что получилось? Как видим, семья-это дом. В котором всегда светит маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.
Семья – это продолжение вашего рода. Начало его уходит в далёкое прошлое. В нём, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизни вашим родителям и, благодаря судьбе, ваши родители смогли встретить друг друга. Ваши предки подарили жизни вашим бабушкам и дедушкам. Давайте вспомним о них добрыми словами и зажжём в их память эти маленькие свечи! Они станут незримой ниточкой, связывающей день прошлый и день сегодняшний.
(Все встают. Каждый человек зажигает маленькую свечу. Звучит музыка
Р. Горобец, сл. Рябинина «Родительский дом». Все поют.)
Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. Приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.
Мы родились, чтобы исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните стихотворение Н. Заболоцкого и его слова: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Не забывайте о добрых делах.
Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей:
Ø свято храни честь своей семьи;
Ø люби свою семью и делай её лучше;
Ø будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
Ø подари родителям радость;
Ø умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
Учитель: Спасибо, дорогие наши гости, что вы откликнулись на наше приглашение. Нам было очень приятно находиться рядом с вами.Мы желаем вам понимать поступки детей, не только на словах попытаться стать мудрей. Мы желаем смеха вам и веселья вашим сердцам, Пусть светлым и долгим будет ваш семейный путь.
Все родители оставляют свои подписи на плакате в виде сердца, который весит на стене. На память все участники делают совместную фотографию.
Рефлексия. Час общения заканчивается совместным чаепитием.
Литература.
· - Дереклеева Н. И. “Организация родительских собраний в 1х-4х классах” М., 2005г.
· - Смирнова Е. Э., Круглов В. Ф. “Мир ребёнка. Некоторые черты школьной жизни” С. Пб., 1997г.
· - Миллер В. С. “Как по – настоящему любить детей” // Классный руководитель. 1998г. №6.
· - Журнал «Начальная школа» №12, 2008г. ст.Н. П. Карловской «Слово учителя – родителям».
· А.Барто «Любимые стихи». М. 1996г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.