Родительское собрание «О детской дружбе»
Задачи:
- выяснить представление детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха.
Подготовка к родительскому собранию.
1.Высокополянских С.В. (председателю родительского комитета ) поручается изучить статью «Снова о драках» (Семья и школа №3) и познакомить с ее содержанием на родительском собрании всех родителей.
2. С детьми читаются и обсуждаются тексты из книг «Азбука нравственного воспитания» и «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками»
- «Один за всех и все за одного» М. Водопьянова;
- «Пёрышко» В. Осеевой;
- «Высшая мера наказания» Б. Никольского;
- «Терёшка» В. Косова;
- «Мои друзья Колька и Сергей» В. Клевцова;
- «Над кем лучше смеяться» Л. Сергеева;
- «Требуется друг» А. Барто.
3. За неделю до собрания родителям раздаются бланки анкеты, ответы на вопросы которой анализируются классным руководителем
Анкета для родителей
1. Есть ли друзья у вашего ребёнка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?
2. Знаете ли вы друзей вашего ребёнка?
3. Как вы встречаете друзей своего ребёнка?
– всегда доброжелательно, приветливо;
– в зависимости от настроения;
- сухо, с недовольным видом.
4. Нравится ли вам друг вашего ребёнка? Если да, то чем? Если нет, то почему?
5. Кого бы вы хотели видеть другом своего ребёнка?
- только отличника;
- хорошего ученика, спокойного, уступающего во всём вашему ребёнку;
- вам всё равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребёнку.
6. Знаете ли вы родителей друга вашего ребёнка?
7. Дружите ли вы семьями?
8. Замечали ли вы, что у вашего ребёнка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?
9. Как вы считаете, ваш ребёнок – хороший друг? Почему?
10. Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?
4. Классный руководитель проводит анкетирование для учащихся 3 класса.
Анкета для детей
1. Есть ли у тебя в классе друг?
2. Что ты больше всего ценишь в своём друге?
3. Какие радости и огорчения бывают в дружбе?
4. Что значит дружить хорошо?
5. Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил?
6. Когда мы говорим «ябеда», а когда – «хороший товарищ»?
7. Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?
8. Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?
- отличника;
- хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всём подчиняться;
- тебе всё равно, как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.
9. Приходит ли друг к тебе домой?
10. Как его встречают твои родители?
- приветливо;
- по настроению;
- с недовольным видом.
11. Бываешь ли ты в гостях у друга?
12. Как тебя там встречают?
- приветливо;
- по настроению;
- с недовольным видом.
13. Ты считаешь себя хорошим другом?
14. Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно?
15. Что можешь сделать для этого ты?
Ход собрания.
1. Выступление классного руководителя.
С давних пор люди знали, что именно в сердце кроются настоящие сокровища и богатства каждого человека. Это чувство любви и дружбы, веры и надежды, радости и красоты, силы и уверенности. Когда эти хорошие и светлые чувства развиты в сердце человека, то считается, что человек имеет настоящее сокровище, которое приносит ему настоящее счастье. Живя в достатке, вам тем не менее хочется пообщаться с друзьями. Вот сегодня мы с вами поговорим о детской дружбе.
Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, - эгоизм. Если человек – эгоист, то у него не может быть настоящего друга… Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» проводит такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, на доске.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки – буду с ним дружить, нет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть по-настоящему счастлив… Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.
2. Работа в микрогруппах.
Каждая группа получает один текст для коллективного обсуждения, отвечает на заданные в конце них вопросы и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывает на листе ватмана.
Для обсуждения в микрогруппах предлагаются следующие тексты:
- первая микрогруппа – «Как на свете жить?» В. Сухомлинского.
- вторая микрогруппа – «Надёжный человек» Е. Пермяка;
- третья микрогруппа – «Дружба» И. Туричина;
- четвёртая микрогруппа – «Одинаковые» Н. Чабаевского.
3. Защита правил.
Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, даёт на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.
Правило ещё раз читается хором всеми участниками собрания. Среди пословиц учащиеся находят ту, которая подходит к данному правилу, читают её хором и объясняют её смысл.
Затем я зачитываю подходящее к данному правилу ответы на вопросы анкеты детей.
Слово предоставляется следующей микрогруппе и т.д.
В конце представления правил дружбы дети читают последние две пословицы, объясняют их смысл, приводят примеры из жизни класса.
Правила дружбы ещё раз читают учащиеся хором. Делается обобщение. Принимается решение собрания: ежедневно жить по правилам дружбы. В качестве возможного варианта таких правил могут быть опубликованные в книге «Азбука нравственного воспитания» следующие правила товарищества:
Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его.
Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь.
Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.
Старайся выручить товарища.
Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями – всем, что могло бы помочь другу.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду.
Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.
Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам.
Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.
Родительский комитет.
1. Родители читают и обсуждают статью «Снова о драках» из журнала «Семья и школа». Эту работу организует председатель родительского комитета .
2. Зорихина Е.Н член родительского комитета информирует о результатах анкетирования родителей. Наиболее интересные анкеты, в которых родители очень подробно отвечали на вопросы, высказывали полезные для жизни класса предложения, зачитываются. При этом фамилии авторов этих анкет не называются.
3. Рефлексия.
Уважаемые родители! Я предлагаю вам на лепестках ромашки написать ответ на вопрос:
Что такое дружба?
Тексты для работы микрогрупп
В. Сухомлинский
КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?
У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.
Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:
- Наш папа выздоровел!
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять в мяч.
Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».
- Наш папа выздоровел, - сказала она.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила.
- Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатывается тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.
Вопрос для коллективного обсуждения: почему заплакала Катя?
Е.Пермяк
НАДЁЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК
На первой парте и в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, - с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.
Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А ёё не пересаживали.
Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
С
этого и началось… Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто
бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после
уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он,
чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
— Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она
опять испугалась.
— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна, — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.
Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом — на Асино.
— Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся школа…» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!». С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
— А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.
— Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.
Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.
— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. — Если хочешь, пойдём в школу вместе.
Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.
— Да, — тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.
И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступали дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.
Рядом с Андрюшей она вдруг чувствовала себя сильной и смелой.
Вопросы:
Действительно ли вначале Андрюша хотел помочь Асе избавиться от трусости?
О чём рассказала Андрюше учительница Анна Сергеевна?
Почему после рассказа Анны Сергеевны Андрюша изменил своё отношение к Асе?
Почему рассказ называется «Надёжный человек»?
И.Туричин
ДРУЖБА
Однажды Вася вынес во двор пожарную
машину. Подбежал к Васе Серёжа:
- Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных!
-Давай! – согласился Вася.
Серёжа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
- Пожар! Пожар! – кричит.
Подбежали другие ребята:
- Мы тоже пожарные!
Серёжа заслонил машину от ребят.
- Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принёс во двор паровоз с вагончиками.
Подбежал к нему Серёжа.
- Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.
- Давай, – согласился Боря. Стали они в машинистов играть. Пришёл Вася.
- И меня примите.
- Не примем, – сказал Серёжа.
- Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.
- То – вчера, – сказал Серёжа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
Вопросы:
Почему Серёжа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?
Можно ли назвать Серёжу настоящим другом?
Н.Чабаевский
ОДИНАКОВЫЕ
Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятёрки.
- Мы во всём, во всём одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку.
Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты хуже стала…
- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку получила не я!.
- Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела.. А ты…
Вопросы:
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Какие качества характера проявились в поступке девочки?
Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.