Данная разработка может быть использована для проведения тематического родительского собрания в выпускном 9 классе. 9 класс - это подготовка к ОГЭ, поэтому первые собрания на первых собраниях мы знакомим родителей с нормативной базой ГИА , а затем проводим цикл обучающих лекций, бесед с целью оказания психологической помощи детям.Данная разработка может быть использована для проведения тематического родительского собрания в выпускном 9 классе. 9 класс - это подготовка к ОГЭ, поэтому первые собрания на первых собраниях мы знакомим родителей с нормативной базой ГИА , а затем проводим цикл обучающих лекций, бесед с целью оказания психологической помощи детям.
9 кл. Профилактика суицидов.doc
Родительская конференция на тему
«Профилактика суицидов»
(для родителей учащихся девятых классов)
Цели: определить вместе с родителями способы профилактики суицидов среди
подростков.
Задачи:
1. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового
суицида.
2. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим
ребенком.
3. Сформировать понятие необходимости уважения к личности взрослеющего ребенка
и понимание его проблем.
Категория участников: классный руководитель, педагогпсихолог, социальный
педагог, родители.
Этапы:
1. Организационный. На данном этапе педагог организует среду, соответствующую
целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной
совместной работы.
2. Основной. На данном этапе педагог проводит основную работу по теме в виде мини
лекции, игр, упражнений, дискуссии.
3. Заключительный. На данном этапе подводятся итоги проделанной работы,
оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на
будущее.
Материалы и оборудование:
Видео лекция
Памятка для родителей (Приложение 1)
Ход собрания
:
1.
2.
1. Игра – приветствие. Участники сидят в круге. Каждый приветствует всех, называет своё
имя, имя своего ребёнка и качества характера, которые начинаются на первые буквы имён.
2. Информационная часть.
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень сложный и очень серьезный вопрос.
Детский и подростковый суицид. Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и
отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих.
И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерь – это страшно. Человек не
хочет умирать, в его сути биологически заложено изначально – выжить и избежать
ситуаций ведущих к смерти. А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает
ее и готов к этому, а тем более, если это ребенок – вот это уже настораживает.
Специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить
собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания. За
каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх
перед жизнью побеждает страх смерти. Часто причиной самоубийств несовершеннолетних,
становятся конфликты в семье и с друзьями, социальное неблагополучие и личностное
одиночество, боязнь насилия и унижения со стороны взрослых, бестактное поведение
отдельных людей, черствость и безразличие окружающих.
Под суицидом
принято понимать сознательный акт ухода из жизни под
воздействием острой психотравмирующей ситуации, сопровождающейся потерей смысла
жизни. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и 2
находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими
проблемами.
Суицидальное поведение – понятие более широкое и включает в себя не только сам
суицид, но и суицидальные покушения, попытки и проявления, мысли, разговоры.
Психологическим смыслом подросткового и детского суицидального поведения является
призыв о помощи, невозможности справиться с эмоциональным напряжением, страхом
перед действительностью в ближайшем социуме (семье, классе и т.п.). Как правило, намеки
или разговоры о суициде направлены на то, чтобы привлечь внимание к своему
эмоциональному неблагополучию, острым переживаниям в психотравмирующей ситуации.
Для детей нетерпимым является депривация их витальных потребностей в любви и
безопасности со стороны близких людей.
Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует всех. Но
однозначного ответа на него дать невозможно.
3. Педагогпсихолог.
Суицид – это крик души, который вовремя не был услышан окружающими,
родителями в первую очередь. Что мы знаем о наших детях? Что там у них в душе? С кем
они дружат и дружат ли вообще? О чем мечтают? Что слушают, смотрят, читают и читают
ли вообще?
Экспрессдиагностика (помочь родителям проанализировать детскородительские
отношения).
Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить
картину взаимоотношений с вашим ребенком.
1. Рождение вашего ребёнка было желанным?
2. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
3. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход
на лыжах и т.д.)?
4. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
5. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
6. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
7. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
8. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
9. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
10. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
11. Вы знаете кто у него любимый (нелюбимый) учитель в школе?
12. Вы первым идёте на примирение, разговор?
13. Вам удается бесконфликтно взаимодействовать с ребенком?
Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном
родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти
на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ",
то
необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его,
пока не случилась беда!
Что же происходит с родителями, какие отношения могут быть в семье, если их
собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что их ребенку
пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи? Поднимая на себя руку,
ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями.
4. Просмотр видеолекции (повышение компетентности родителей в вопросах
подросткового суицида).
Коллективное обсуждение следующих вопросов:
За что и почему родители оскорбляют и бьют детей? 3
Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?
Как обойтись без унижающих наказаний?
Если наказывать, то как?
Как поддерживать и общаться с взрослеющими детьми?
Сознание собственной непогрешимости и правоты делает родителей поразительно
нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и
поддерживать ребенка. Опыт показывает, что суицид чаще случается в тех семьях, где
господствует авторитарный стиль воспитания, где все нормы и правила обязательны к
выполнению, и ориентация воспитания в основном на внешнее благополучие. В таких
семьях можно часто услышать: «Я не желаю ничего слышать. Это должно быть сделано.
Не позорь меня перед соседями». Воспитание больше похоже на указания начальника,
которому нужен факт и не интересен внутренний мир сотрудника, служащего.
Вместо понимания и сочувствия зачастую можно услышать: «Мне бы твои проблемы, вот
где денег достать. – А это пройдет!» Упрекая ребенка, родители, произносят порой слова
настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Часто слова сказаны
в порыве гнева, несдержанности, но родители при этом не думают, что безобразным своим
криком буквально толкают своего ребенка на опасный для жизни поступок.
Трудности в отношениях с родителями – не единственный фактор, который может
довести подростка до самоубийства. За компьютером современные российские подростки
проводят в среднем 3 часа в день. Ктото меньше, ктото больше, но так или иначе, чаще
всего, родители не знают, чем их дети занимаются, сидя перед монитором, какие ресурсы
они посещают в Интернете. Если ребенок все свободное время проводит в Сети, избегает
живого общения, то стоит обратить на это внимание. По сути, сегодняшние самоубийцы –
первое поколение детей, выросшее на виртуальном общении. Психологи зачастую называют
их «потерянным поколением»: многие дети практически лишены родительского внимания
– взрослые были заняты зарабатыванием денег. А в сети, которая заменяет им живое
общение, практически невозможно понять, что подразумевают записи «Хочу уйти из
жизни» – простое бравирование, глупую шутку или скрытый крик о помощи.
За последние полгода было закрыто порядка 20 сайтов и групп в социальных сетях,
которые представляли собой «клубы самоубийц». Они создавались подростками и
ориентированы были тоже на подростков. Главное, что создать такую группу довольно
просто. Посетителям предлагают множество способов уйти из жизни, они появляются
чаще, чем закрываются и остается еще достаточно ресурсов, где начинающий самоубийца
может найти единомышленников. Всего несколько ключевых слов в любом поисковике и
перед нами множество советов, желающим покончить с собой. Хоть создатели и
предупреждают, что все написанное там шутка, данные советы вполне действенны. Кроме
того, многие сайты, изначально предназначенные для помощи потенциальным самоубийцам,
на практике занимаются обратным.
Для многих склонных к самоубийству подростков также характеры высокая
внушаемость и стремление к подражанию.
Различают следующие типы суицидального поведения:
Демонстративношантажное поведение. В основе этого типа суицидального
поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы,
показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба
о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью
причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих,
заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое
отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения 4
чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами,
изображения повешения.
Аффективное суицидальное поведение. Суицидальные действия, совершенные
под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток
действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные
негативные эмоции – обида, гнев, затмевают собой реальное восприятие действительности
и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном
суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными
и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение.
Истинное суицидальное поведение
характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению
суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще
оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со
всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются
продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном
суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
К «группе риска» по суициду относятся подростки:
с нарушением межличностных отношений – «одиночки»;
злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или
криминальным поведением, включающим физическое насилие;
с затяжным депрессивным состоянием;
сверхкритичные к себе подростки;
страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических
или смертельных болезней;
несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
из социальнонеблагополучных семей – уход из семьи или развод родителей;
из семей, в которых были случаи суицидов.
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков.
Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные
жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и
психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие
осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:
эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
выраженное чувство долга, обязательность;
концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения
себе физического ущерба;
учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих,
представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей
поведения;
наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные
личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
проявление интереса к жизни;
уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства. 5
Чем большим количеством
жизнеутверждающих
факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая
защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
антисуицидальных,
5.
Социальный педагог. Профилактика суицидов. За любое суицидальное
поведение ребёнка в ответе взрослые! Ко всем намекам на суицид следует относиться со
всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается
в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью
вмешаться в кризис одиночества. Профилактика депрессий у подростков является важной
для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют
родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки
депрессивного состояния необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того,
чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Подросток должен уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться.
Почаще проявляйте к нему нежность. Пусть он видит, что вы его очень любите и всегда
готовы прийти на помощь. Также подросток должен видеть, что родители тоже иногда
чувствуют боль или страх. Почаще жалейте друг друга. Не вмешивайте детей в решение
междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных
ругательств и оскорблений!
Вопервых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его
состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть
позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность,
показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно
недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы
его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми,
добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно
сравнить только подросткасегодняшнего с подросткомвчерашним и настроить на
позитивный образ подростказавтрашнего.
Вовторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать чтонибудь
новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь.
Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю
гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на
увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних
обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно
завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о
беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
Втретьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за
тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на
свежем воздухе,
Депрессия –
психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние
подростка в этот период.
занимался подвижными видами спорта.
И вчетвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу,
психотерапевту.
Как правило, ребенок, решившийся на самоубийство, делает это не потому, что хочет
смерти, а просто потому, что не видит иного выхода из ситуации. И именно поэтому всем
нам так важно быть чуткими к чувствам живущих рядом с нами детей. Почти все
проблемы, которые ребенку в состоянии глубокого душевного кризиса представляются
неразрешимыми, нам такими не кажутся. И, может быть, нашей помощи будет достаточно,
чтобы спасти ему жизнь. И в заключении можно сказать одно. Любите своих детей и
будьте к ним внимательны! Ваши отношения должны быть тем местом, куда ребенок может 6
возвращаться в любое время и отдыхать. Быть там столько, сколько ему нужно, и только
набравшись сил, снова выходить в «большой мир».
Если вы хотите, чтобы ваши взрослеющие дети вас уважали и прислушивались к вам,
ценили ваши советы, и следовали им, строили свою жизнь счастливо – будьте счастливы
сами! Станьте для ребенка таким примером, которому захочется подражать.
6. Подведение итогов: Педагог предлагает родителям поделиться своими эмоциями и
впечатлениями от собрания. Примерные вопросы:
что больше всего запомнилось, что было важным на собрании,
была ли полученная информация полезной,
как собираетесь использовать эту информацию?
Родители высказывают свои пожелания на будущее (какие темы их интересуют, какой
помощи они ждут от педагога и какую помощь могут предложить сами).
Литература:
1. Адамова Л.И. Профилактика суицидального поведения. – М.: Эксмо, 2009г.
2. Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М., 2002.
3. URL: http://www.7ya.ru, “Победишь.ру” [дата обращения 02.02.2017]
4. URL: http://festival.1september.ru/ [дата обращения 02.02.2017]
Приложение 1
Рекомендации для родителей
1. Сохраняйте в семье атмосферу открытости и доверия;
2. Старайтесь сохранять в доме благоприятную, эмоциональную обстановку (меньше
ругайтесь и конфликтуйте с супругом(ой) и ребенком);
3. Будьте внимательны к своему ребенку. Не оставляйте без внимания изменения
настроения и поведения подростков. Поговорите с ребенком, покажите, что он вам не
безразличен. Без эмоционального тепла и поддержке ребенок чувствует себя беззащитным
и беспомощным.
4. Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь
информирование,
ребенку в решении сложных жизненных проблем, объяснение,
содействие в формировании оценки самых различных сторон жизни.
5. Придерживайтесь демократического стиля воспитания, при котором родители
поощряют лично ответственность и самостоятельность своего ребенка в соответствии с его
возрастными возможностями. Подросток включен в обсуждении семейных проблем,
участвует в принятии решений, выслушивают и обсуждаю мнения и советы родителей.
Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко
относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о
справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное,
ответственное социальное поведение.
Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться,
заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне
импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей
аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его 7
жизни. Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом
нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3
группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки:
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном
состоянии. Он или она могут:
1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так
дальше жить”.
2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”;
“Тебе больше не придется обо мне волноваться”.
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно
приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
– в еде — есть слишком мало или слишком много;
– во сне — спать слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде — стать неряшливым;
– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания,
избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость;
находиться в подавленном настроении;
– замкнуться от семьи и друзей;
– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру;
ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки:
Человек может решиться на самоубийство, если:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует
себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с
родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или
эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кемто из
друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенес тяжелую потерю (смерть когото из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Родительское собрание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.