Собрание для родителей будущих первоклассников, посещающих группу предшкольного образования.
Поступление в школу- важный момент в жизни ребенка. Впереди новая жизнь, новые друзья, новые испытания. И для того , чтобы ребенок хорошо учился, был бодр , весел и здоров- задача родителей помочь ему в этом.
Собрание
для родителей будущих первоклассников, посещающих группу
предшкольного образования.
1 слайд.
Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать
и считать.
Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому
научиться.
Как быстро бежит время.
Еще совсем недавно ваш малыш произнес первое слово «мама», сделал
первые, робкие шаги. А сейчас с целой оравой сорванцов носится по улице,
гоняя мяч. А уж говорит столько, что не переслушаешь за целый день.
И до сих пор педагогов, родителей в большей степени волновали такие
вопросы: здоров ли малыш? Хорошо ли кушает и спит?
Но жизнь идет своим чередом и ставит перед нами все новые и новые
задачи и проблемы, и уже в ближайшем году ребенку предстоит поступать в
школу. И, конечно, нас, взрослых, беспокоят возможные трудности.
Как пойдет обучение чтению и развитию речи? Как первоклассник будет
усваивать математику? Как справится с звукопроизношением? «А вдруг мы с
ним недозанимались, чтото упустили, не сформировали, не подготовили к
школе?» эти вопросы задают себе многие воспитатели и родители. «Что же
нам теперь делать?»
Прежде всего, не стоит считать, что чтото безвозвратно упущено: впереди
целое лето, еще будет время устранить пробелы в развитии ребенка, если они
действительно есть.
Только одна потеря невосполнима это потеря детской свободы и
раскованности. Если ее не было в дошкольном детстве, то в зрелые годы этого
не наверстать. А без нее не будет самостоятельности мышления, не будет
творчества; это значит, что не будет главного интересной, радостной встречи
со школой и желания учиться. Вот почему хочется еще раз напомнить: заня
тия должны обогащать детскую деятельность, а не подменять ее.
Поступление в школу важный момент в жизни ребенка. Впереди новая
жизнь, новые друзья, новые испытания. И для того , чтобы ваш ребенок
хорошо учился, был бодр , весел и здоров помогите ему в этом. При этом
основное внимание должно уделяться не обучению конкретным навыкам
(чтения, счета и т.п.), а развитию у детей произвольности, умения
воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать
поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п. ( напримерсначала убрать за собой игрушки, а потом только смотреть мультфильм, или
убрать за собой посуду, одежду, обувь, важно при этом соблюдать режим дня
Поэтому дома ребенка надо приучать выполнять вашу просьбу с первого
раза и добиваться результата.
2 слайд
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.» это слова нашего выдающегося педагога Василия
Александровича Сухомлинского
Родители при подготовке ребенка к школе уделяют больше внимания
формированию навыков чтения, письма и счета, ориентируются только на
учебный процесс и считают игру, рисование, конструирование чемто
второстепенным, отказываются от деятельности, в которой и происходит
формирование базовых учебных умений: произвольность внимания, мотивация
к выполнению задания до получения результата, умение планировать
деятельность, способность к групповому взаимодействию и т.д.. Многие
современные родители занимаются формальным развитием школьных
навыков, забывая о необходимости включать в жизнь ребенка творческую
деятельность, тем самым, развивая общую готовность к школе.
На своих занятиях уже в течении 3 лет я занимаюсь с детьми разными
видами работ. Существует множество заданий, которые помогают детям
научиться
Слушать и наблюдать, запоминать полученную информацию( так как в
этом возрасте у детей преобладает зрительная память, то много разной
красочной наглядности, презентации, детские книги, опора на собственный
опыт ребенка)
сравнивать предметы, уметь находить различные и одинаковые свойства
предметов(нр: пылесос и холодильник электроприборы, помогают человеку,
но внешне различаются)
определять последовательность событий(смена времен года,
дни
недели, отвечают на вопрос что было вначале, а что потом?
работать по образцу(продолжи рисунок, раскрась указанную букву или
цифру, найдешь, кто или что спряталось там3слайд
4 слайд
Ребенку предлагают рассмотреть все картинки и разложить их по
порядку: «Рассмотри внимательно каждую картинку. Подумай, как надо
разложить картинки, чтобы получился рассказ: его начало, продолжение и
окончание». После того как ребенок разложил картинки, независимо от того,
соблюдена правильная последовательность событий или нет, его просят
составить рассказ по этим картинкам, В процессе рассказа ребенок может
менять картинки местами.Ребенку предлагают рассмотреть картинку и просят помочь мальчику:
«Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы покататься». В случае
затруднения ребенку указывают на предметные картинки и задают
уточняющие вопросы: «Какое время года здесь изображено? Что мальчик
держит в руках? Что он хотел делать? Что он забыл взять? Расскажи
мальчику, что ему надо взять, чтобы покататься по снегу».
В настоящее время большинство детей приходят в школу с некоторым
запасом базовых «школьных» умений и навыков. Предполагается, что это
позволит ребенку более успешно осваивать школьную программу. Дети, у
которых показатели ниже будут испытывать двойную нагрузку, догоняя
класс. В этом случае особенно необходима помощь родителей, понимание со
стороны учителя, терпение взрослых.
Особую категорию составляют дети, демонстрирующие познавательные
способности и учебные навыки выше среднего. Начиная обучение в
разноуровневом классе, эти дети могут потерять интерес к учебе. В этом
случае и ребенок, и родители могут излишне расслабиться, привыкнув к тому,
что все знакомо и дается легко, и пропустить момент, когда закончится «запас
прочности». Часто взрослые считают, что ребенок, хорошо знающий тему
урока, может пока просто посидетьпослушать. Однако такой подход может
привести к формированию привычной позиции «стороннего наблюдателя»,
которую достаточно трудно переформировать. У ребенка может не
сформироваться навык к систематической, «рутинной» учебной работе.
Навыки (например, письма) могут быть сформированы не оптимально, и
потребуется переучивание.
5 слайд
Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления:
рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.На примере яблока можно посмотреть, какие виды работ мы выполняем с
детьми на занятиях.
Слайд11
Хвалите ребенка за то, что у него получается. А если у него чтото не
получается не ругайте его, а учите
Завышенные ожидания взрослых, их слишком сильная реакция на ошибку
приводят к тому, что ребенок начинает бояться неудачи, а если пытаться
сделать чтото новое, всегда есть риск неудачи. Так формируется отказ о
стремления к познанию, ребенок перестает верить в свою способность
учиться, верить в собственные силы. Некоторые родители, считая своих детей
умными и способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи
ребенка, чем на его успехи, пытаясь тем самым побудить его стараться еще
больше, как бы бросая ему вызов и ожидая, что ребенок будет доказывать, как
он хорошо сможет все сделать на этот раз. Но если ребенок не встречает
безусловной любви и принятия, то он не может принять этот вызов. Он не
верит в себя, не верит родителю, боится наказания и отвержения. В этом
случае мы наблюдаем выраженную тревожность, обиду, или неуверенность,
слезы. Постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред
школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он
неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои
силы, теряет интерес к любой творческой деятельности. Поэтому необходимо
показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим успехам. Нельзя
сообщать ребенку, что он не оправдал ваших ожиданий... например, в области
математики. Возможно, он станет гуманитарием или человеком искусства.
Некоторые современные родители, напротив, пытаясь повысить
мотивацию и уверенность ребенка, хвалят его за все постоянно не зависимо от
качества результата. Ребенок теряет веру в свои силы – раз хвалят за такую
ерунду, то, возможно, считают, что он не способен на большее. Похваладолжна соответствовать усилиям и достижениям ребенка, понятна, так же,
как и критика.
Двенадцать советов родителям первоклассников
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях
своего прошлого
Начало школьной жизни большое испытание для маленького человека. Этот
момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое
отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с
прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный
фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи.
Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и
уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные
истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу
ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не
теряться
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?»
отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное
имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в
незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет
организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную
процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее
место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши
(карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
Все это как у взрослых, но личная собственность ребенка! И
ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и
счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать. В этой связи
вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих
неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе
засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленныепоследствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка
блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты
учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети
испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться
в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть
эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома
и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с
родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день
рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в
программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.
Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку
в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь
невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с
приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите
детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть
победителем считается только первый, а все остальные проигравшие.
Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических
неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как
отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность
игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до
школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь
исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я
больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые
просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и
стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно,
как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам,
своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашликудато перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для
себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он
попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет
очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он
себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою
одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики
могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание
бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей
стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше
посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство
самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного
обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и
подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного
досуга всех членов семьи на выходные дни еще более сложное дело .
Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в
повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с
основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы очень
подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка.
Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла,
батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и
больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите
его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа
положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок
готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой
крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине,
обращайте внимание ребенка на слованадписи, которые окружают нас
повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие
мимо машины.
Учите ребенка чувствовать и удивляться,
12.
любознательность
поощряйте егоОбращайте его внимание на краски осеннего леса. Наблюдайте за погодой и
очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом
котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все
события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость
учения.
Воспитатель группы предшкольного образования Тараненко Е.А.