1класс
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЕ
(первое родительское собрание в 1 классе –
«клуб» полезных советов и рекомендаций)
Цели:
– разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые
проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников;
– дать необходимые рекомендации по планированию режима дня и грамотному
приготовлению домашних заданий.
Ход родительского собрания
I. Приветствие. Вступительное слово учителя.
Встречи этой искренне мы ждали.
И не терпелось: все ли друг о друге мы узнали?
Вам интересно, кто будет детей ваших обучать,
А мне, как будем вместе ладить, детям нашим помогать.
Здравствуйте, уважаемые родители.
Ваши дети переступили порог школы. Им предстоит привыкать к новым условиям
своего существования, к перемене режимных моментов, к необходимости выполнения
тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству со новым
коллективом взрослых и сверстников.
– Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?
– Можем ли мы (а возможно, и обязаны), взрослые, им помочь?
– Не кажется ли вам порой, что и мы сами иногда оказываемся в тупике: что
делать?
Уверена, что каждый из вас абсолютно все готов сделать для своего чада, но что
именно, как это сделать педагогически оправданно? Наверное, нам вместе стоит
сегодня об этом подумать, поразмышлять, посоветоваться со специалистами, чтобы
осталось как можно меньше вопросов и «белых пятен» на пути адаптации детей к
школе.
II. Сообщение учителя.
Возрастные особенности младшего школьника
Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко
меняется весь уклад жизни. Появляются дополнительные обязанности, расширяется
круг общения.
Как правило, от 7 до 11 лет развитие ребенка происходит плавно, без какихлибо
особых кризисов. На этот возраст приходится минимум болезней, психологических
травм. Отношения с родителями попрежнему значимы, но все же отходят на второй
план. Огромным авторитетом обладают учителя, на новый уровень выходят
отношения со сверстниками. Рождается дружба, потрясают первые предательства. В подобных переживаниях начинают складываться собственные представления о том,
что такое хорошо и что такое плохо.
Нормально развивающего младшего школьника отличает широта интересов: он по
очереди увлекается всем подряд, пробует себя в самых различных областях. Ребенок
жизнерадостен, энергичен, переполнен идеями и мечтами. Счастливый возраст Тома
Сойера дается детям самой природой перед испытаниями отрочества и юности.
Помните об этом, уважаемые родители.
III. Сообщение психолога.
Психологическая готовность ребенка к школе
Подготовленные к школе дети – это дети, для которых школьная действительность
уже с первых дней собственно учебная. С ними, как правило, не бывает особых
хлопот.
А есть дети, которые занимают положение кумира в семье. Если такой ребенок
дома не усвоил простейшие представления о справедливости, то жизнь в школе будет
полна неоправданных обид.
Личностная готовность.
Родители должны способствовать формированию у детей следующих качеств:
умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими,
уступать, подчиняться, если есть разумная необходимость, чувство товарищества.
Такие качества обеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным
условиям.
Волевая готовность. Это условие характеризуется отношением ребенка к
трудностям и способам их преодоления. Здесь главное значение имеет воспитание
мотивов достижения целей, умение принять трудности и стремление разрешить их.
Интеллектуальная готовность. Это наличие определенного кругозора, запаса
конкретных знаний о живой и неживой природе, общественной жизни. В этом возрасте
логическая форма мышления доступна, но не характерна. Важная роль отведена
нагляднодейственному и нагляднообразному мышлению.
Уважаемые родители! Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ваш
ребенок. Не отмахивайтесь от детских вопросов, но и не пичкайте их готовыми
знаниями: сначала дайте возможность приобрести их самостоятельно (книги,
библиотеки, наблюдения, тактильные ощущения и т. д.). Познавая окружающий мир,
ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы.
IV. Сообщение учителя.
Как помочь ребенку в приготовлении уроков
Родители,
которые практически сразу предоставляют детям полную
самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые сразу
начинают чрезмерно опекать.
Какие здесь могут быть основные рекомендации:
1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка (освещение,
отсутствие лишних предметов на столе). 2. Для семилетнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15–
20 минут, а к четвертому классу – не более 30–40 минут. В процессе работы
необходимо устраивать перерывы (около 5 минут).
3. Не стоит давать ребенку дополнительные задания, кроме тех, которые дали в
школе.
4. Приучайте детей садиться за уроки всегда в одно и то же время.
5. Нельзя выполнять домашнее задание за ребенка.
6. Со временем снижайте степень контроля.
Помните, что самоисправление – есть первая форма самоконтроля и она должна
всячески поощряться.
7. Поддерживайте старания ребенка, высказывайте уверенность, что все у него
получится.
V. Заключительная часть собрания.
Адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий,
новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня.
В адаптационный период дети поразному реагируют на смену обстановки: могут
быть очень шумными, рассеянными, зажатыми, робкими, плачут больше обычного;
могут быть нарушения сна, аппетита, вдруг увеличивается интерес к играм, игрушкам.
Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка,
его организм.
Безусловно, самым лучшим для ребенка в это время будет ваша поддержка и
совместное со школой оказание помощи своему ребенку.
Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого вы, уважаемые папы и
мамы:
– сосредоточены на достоинствах ребенка, укрепляя тем самым в нем самооценку;
– помогаете ему поверить в себя и свои силы;
– помогаете избегать ошибок;
– не осуждаете в случае неудач.
Если ребенок не всегда успешно справляется с заданием, дайте ему понять, что
ваше отношение к нему не изменилось.
Поддержка основана на том, чтобы ребенок чувствовал свою нужность и вашу
заботу. Для того чтобы снять дневное напряжение, нужно постараться создать
благоприятные условия:
– не заниматься с ребенком после 7 часов вечера;
– не вспоминать дневные неудачи:
– не ругать за несобранный портфель, а спокойно предложить собрать его вместе;
– пойти с ним на прогулку, отвлечь ребенка;
– после прогулки ребенку лучше принять теплый душ;
– перед сном полезно дать ему стакан молока или теплого чая с ложкой меда; – спокойный и глубокий сон не менее 8–10 часов позволяет восстановить силы
ребенка, его работоспособность;
– лучше, если ребенок не будет сидеть у телевизора более 20–30 минут, 1 час
максимум. Ограничьте просмотр фильмов, особенно «ужасы», «триллеры» и фильмы
«о войне». Не стоит травмировать и перегружать нервную систему ребенка;
– если ребенок боится темноты, включайте ему ночник, можно включить свет в
соседней комнате и приоткрыть дверь;
– не забудьте на ночь поцеловать ребенка, погладить его. Ласка – это не пустяк, на
нее тоже нужно найти время.
Памятка родителям
Любите своих детей, тогда они станут настоящими личностями,
самодостаточными, удачливыми в жизни.
Внушайте каждому ребенку, что все человеческие существа достойны
уважения и любви.
Поощряйте в детях таланты и способности мыслить положительными
образами.
Будьте терпеливы, верьте в себя и ребенка, радуйтесь каждому мгновению,
проведенному рядом с ним!
Вам предоставилась удивительная возможность вновь пережить то, что
осталось далеко позади…
После завершения собрания учитель проводит индивидуальные консультации с
родителями по личным вопросам. ЗДЕСЬ МАЛО УСЛЫШАТЬ,
ЗДЕСЬ ВСЛУШАТЬСЯ НУЖНО…
(собраниекруглый стол)
Цели: показать, что атмосфера семьи – главный фактор благополучия, счастья и
здоровья ребенка; формировать у родителей учащихся ответственное отношение к
воспитанию нравственных качеств в ребенке, помочь родителям создать и упрочить
духовные и душевные связи с детьми.
Оборудование: оформление доски (тема, эпиграф); итоги анкетирования
родителей, детей (схемы, цветовые диаграммы); конверт с педагогическими
ситуациями. Столы целесообразно расставить по периметру кабинета, так как форма
собрания – круглый стол – предполагает, что все участники видят лица друг друга.
Участники: родители, классный руководитель, психолог, социальный педагог
(может быть приглашен, если результаты диагностики требуют его консультации).
Ход родительского собрания
– Откуда берется звук флейты?
– Из воздуха.
– Но я ведь все время в нем –
И ничего.
– А ты найди свое место…
Учитель.
Ю. Кононенко
Здравствуйте, коллеги! Добро пожаловать на заседание нашего
родительского клуба. Разговор, который мы поведем сегодня, предполагает наличие
неких острых углов. Для того чтобы их стало хоть чутьчуть поменьше, я приглашаю
вас занять место за круглым столом. Откуда черпает душевные силы ваш ребенок, что
наполняет его душу? «Из семьи», – наверное, скажете вы. Как же помочь ему найти
себя в этой семье, в этом мире, в этом «воздухе» (см. эпиграф).
Очень хочется, чтобы сегодня вы обменялись своими мнениями, поделились своим
опытом. Тему разговора я сформулировала так: «Здесь мало услышать, здесь
вслушаться нужно». Почему? Потому что процесс воспитания ребенка требует
внимания, терпения, чуткости…
Сегодня на уроке я читала вашим детям сказку. Хочу предложить ее и вам. Ребят я
просила подумать о том, зачем создана эта сказка. Такой же вопрос ставлю перед
вами.
ПОРОСЯТА И ЛЕБЕДЯТА
На берегу пруда в теплой луже купалась Свинья с поросятами. Поросята были
маленькие, беленькие. Они нежились возле матери, прильнув к ее теплому животу. А
среди пруда плавала белая Лебедь с лебедятами. Они тоже были маленькие,
беленькие. Лебедята играли, ныряли. Вдруг они заметили поросят и спрашивают у
матери: кто это?
– Это поросята, – сказала Лебедь. – А возле них мать – Свинья.
– А что они делают? – спрашивают лебедята.
– Мать кормит их молочком. –А ты почему нас не кормишь молочком?
Подумала белая Лебедь и ответила: – У птиц нет молока. Потому что у нас крылья. (Витя К., 3 класс.) (В. А.
Сухомлинский. Родина в сердце. – М.: Молодая гвардия, 1978.)
О чем же эта сказка, уважаемые коллеги? (Родители высказывают свои мнения.)
Мне думается, о том, что каждый ребенок формируется атмосферой семьи, в которой
он живет, традициями, сложившимися отношениями, ценностными установками ее.
Мы правы в своих рассуждениях, уважаемый психолог?
Примерные тезисы сообщения психолога.
Психолог. Семья ребенка – среда духовного и материального обитания.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком
образовательном и культурном потенциале родителей – продолжает получать
культурное развитие всю свою жизнь.
С е м ь я – это определенный моральнопсихологический климат, это важная для
ребёнка школа взаимоотношений с людьми. Именно в семье складываются
представления ребенка о добре и зле, об уважительном отношении к материальным и
духовным ценностям. С близкими людьми ребенок переживает чувства дружбы,
любви, долга, справедливости, порядочности, ответственности. Но ведь семьи все
разные, а значит и атмосфера, царящая в них, разная.
Попробуйте припомнить и представить себе разные семьи, где вам доводилось
бывать. Не правда ли, от каждой из них остается какоето свое, порой
трудноопределимое, но совершенно особое ощущение. Если начать анализировать,
откуда же оно берется, на ум придут не только коренные черты – теплота и
сердечность или, напротив, сухость семейной атмосферы, но и манера держаться
между собой и с гостями, интонации при разговорах о внутрисемейных событиях и
делах «посторонних», стиль препровождения досуга, мера царящего в доме уюта...
Словом, масса всего, в том числе и какието незначительные, на первый взгляд,
детали, которые, тем не менее, прочно сливаются в нашем представлении с обликом
того или иного семейства.
Конечно, атмосфера семьи больше всего определяется ее прочностью, ее
нравственными идеалами, дальними и близкими целями. Но кроме общей
эмоциональной и идейной «закваски» существует еще и обиходное (домашний быт),
то, что мы называем семейным духом.
Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой – как мера душевного здоровья
семьи, как легкая и добрая атмосфера.
Какие эмоции преобладают в вашей семье?
Эксперимент.
Последите за поведением своих домочадцев и запомните или даже запишите, по
какому поводу каждый из них в течение недели проявил самые сильные эмоции (две
три эмоции) при каких угодно ситуациях. Что это было: раздражение по поводу
пересоленного супа, радость от хорошо выполненной работы, ссора на материальной
почве, порыв острого сочувствия комуто, кто попал в беду? Затем сложите свои
наблюдения за месяц и подведите итог. Каких эмоций – положительных или
отрицательных – получил ребенок больше? Подумайте! Это очень полезно. Только преобладание положительных эмоций над отрицательными (бодрости,
оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой) создаст то,
что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей,
связанных родственными узами, он согревает, дает пищу чувствам и отдых душе.
Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, возможных огорчениях и даже
несчастьях должна в конечном итоге приносить человеку радость. Недаром А. С.
Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети, – будьте счастливы.
Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките
ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем».
Ведь дети по самой своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им всего
мало, им хочется участвовать в какихто событиях, предприятиях, радостных
волнениях. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу детскому
воображению и чувствам. Если же он живет в состоянии хронического
эмоционального голода, реакция может быть острой и даже патологической. Так
начинают бить стекла в витрине, только чтобы изведать остроту риска и страх. «Со
скуки», – говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционально голода, от
потребности в эмоциональном заряде. Еще И. П. Павлов утверждал, что эмоция
является для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником.
Она нужна. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход
отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, человек уже научился получать
удовольствие от того, что с нормальной нравственной точки зрения должно бы вызвать
стыд, гадливость, омерзение.
Итак, для эмоционального здоровья семьи важна подлинность, «неподменность»
чувств, важно, чтобы поступок находился в гармонии с душенным состоянием.
Показатели этой гармонии – степень напряженности чувств, пропорциональность
реакции существу дела, разумная сдержанность и тактичность, отсутствие фальшивых
внешних эффектов.
Учитель. Уважаемый психолог. Что на ваш взгляд, является важнейшим фактором
создания нормальной здоровой атмосферы семьи?
Психолог. Умение слушать и слышать. Умение понимать и принимать своего
ребенка.
Учитель. Можно ли участникам «круглого стола» познакомиться с результатами
знакомит
проведенного нами?
анкетирования родителей,
присутствующих с результатами анкетирования.)
(Психолог
П р и м е ч а н и е. Анкетирование проводится анонимно, после сбора заполненных
анкет производится их анализ и на его основании даются соответствующие
разъяснения.
Анкета для родителей
1. Хорошо ли вы знаете своего ребенка?
– Да.
– Не очень.
– Плохо.
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка? – Круглые сутки.
– 5–6 часов в сутки.
– 1–2 часа в сутки.
3. Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи?
– Всегда.
– Иногда.
– Никогда.
4. Как вы поощряете своего ребенка?
– Радуетесь вместе с ним его успехам.
– Стараетесь совместно организовывать досуг.
– Просто хвалите.
– Покупаете дорогие вещи, подарки, даете деньги.
5. Как вы наказываете своего ребёнка?
– Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним;
– Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете.
– Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т. д.
– Наказываете трудом.
– Не разрешаете гулять, общаться с друзьями.
– Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень).
6. Верите ли вы в своего ребенка?
– Верю, он целеустремленный и самостоятельный.
– Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
– Думаю, у него есть шанс. Мы поддержим его в любви к начинаниям.
7. Гордитесь ли вы своим ребенком?
– Мой ребенок часто раздражает меня.
– Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
– Уважаю своего ребенка и горжусь каждой его победой.
8. Доверяете ли вы своему ребенку?
– Не доверяю своему ребенку.
– Считаю, что нужно доверять, но проверять.
– В наших отношениях царит абсолютное доверие.
Учитель. А что дети говорят об атмосфере семьи, в которой они растут? Что у них
на сердце? Мы хотим познакомить вас с результатами нашего миниисследования.
(Психолог знакомит присутствующих родителей с результатами исследования,
проведенного заранее.)
Исследование (для учащихся) «Что у меня на сердце»
Учащимся раздаются вырезанные из бумаги сердечки, классный руководитель дает
задание: «Иногда взрослые говорят, что у них «на сердце легко» или «тяжело».
Раскрасьте бумажные рисунки с одной стороны в тот цвет, какой соответствует
состоянию вашего сердечка, а на другой стороне напишите, отчего у вас так на душе. Диагностика позволяет узнать причины переживаний учащихся, найти пути их
преодоления.
Учитель. Сердечки ваших ребятишек раскрашены чистыми яркими красками.
(Совет учителю: если диагностика выявила проблемы у какогото ребенка, нельзя
обсуждать их при всех и не стоит акцентировать на них внимание. С родителями
этих детей следует работать индивидуально.) Значит, атмосферу в своих семьях
вам удалось создать комфортную.
Какие же качества характера ребенка вам нужно формировать? (Участники
«круглого стола» высказывают свое мнение. Разговор можно продолжить в
рамках регламентированной дискуссии, если рассматривать предложенные
учителем педагогические ситуации.)
Ситуация 1.
Учитель (обращается к отцу одного из учеников).
– Не могли бы вы не говорить бранных слов, по крайней мере, при сыне?
– Откуда вы знаете, что я их говорю? – резко спросил отец.
– Ваш сын начинает с них свою любимую игру «в папу», – ответила учитель и
заметила, как смутился этот большой, сильный мужчина.
(После обсуждения родителями учитель или психолог делают вывод по
каждой приведенной ситуации.)
В ы в о д. Ребенок еще мал. Он занимается своими детскими делами. «Когда еще он
там дорастет до культуры, до понимания высоких материй!» – думают родители. А он
никогда до них не дорастет понастоящему, если не получит практики поведения еще
на далеких подступах к высоким материям». И никак нельзя пренебречь в этом
смысле ранними, ни с чем не сравнимыми по впечатлительности годами детства!
Иным родителям вся детская жизнь, за исключением учебы, не представляется чем
то серьезным. Они не учитывают, что нормы общественного поведения и
коллективистские установки ребята вырабатывают именно в той, «не заслуживающей
внимания» сфере их жизни.
Ситуация 2.
Девочка вернулась из школы с игрушкоймячиком. Увидев далеко не новую вещь,
мама спросила:
– Откуда у тебя мяч?
– Я с подружкой поменялась. На куклу, – ответила дочь.
– Выдумала менять куклу на мячик! Куклато дороже! – недовольнопоучительным
тоном сказала мать. В ы в о д. Практичность, здравый смысл и прочие элементы житейской мудрости
часто подводят нас. Одержимые боязнью, что вырастает не «шустрик», а «мямлик»,
родители нередко учат малыша скрытничать («Зачем про своих рассказывать
посторонним?»), извлекать выгоду из отношений со сверстниками («Выдумал менять
куклу на мячик! Куклато дороже!») и т. д. В первый период жизни малыша надо
всячески поощрять и поддерживать простосердечие, общительность, открытость.
Позже, в более сознательном возрасте, он с вашей помощью легко разберется, до
каких пределов она разумна. Итак, сначала воспитайте правило, а затем уже
исключение!
Ситуация 3.
Разговор с ребенком:
– Кого ты, Ванечка, больше всех любишь?
– Мамочку!
– А потом?
– Папочку!
– А после папочки?
– Бабушку…
– … А мы все больше всего на свете любим Ванечку!
В ы в о д. Есть опасность, что пройдет много лет и окажется, что Ванечка больше
всех любит тоже Ванечку.
Нет таких родителей, которые бы сознательно добивались, чтобы их ребенок рос
черствым, грубым, злым. Нет, его искренне хотят видеть ласковым, отзывчивым,
добрым и по мере сил, свободного времени, педагогической интуиции занимаются
пестованием хороших качеств. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их
стараниям, ничего не выходит. У других, напротив, без особых усилий все получается
как надо. Значит, у этих, других, иная, более здоровая и светлая атмосфера в семье.
Но, кроме того, успешность воспитания означает, что ребенок с рождения занял
верное место в эмоциональной структуре семьи, что близкие нашли и утвердили в
общении с ним верный тон.
Если малыш в семье – самое важное, самое замечательное, если он магнитный
полюс всех событий, если он стержень и основа, дело плохо. Он не должен
чувствовать какойто особой исключительности своего положения среди взрослых –
ни в хорошую, ни в дурную сторону, а быть членом небольшого, но крепкого
коллектива. Он должен иметь право на свою детскую жизнь, но ни в коем случае не
лишать личной жизни родителей, не превращаться в единственный смысл их
существования.
Ситуация 4.
Спор в семье:
– Мама, помоги мне, пожалуйста, раскрасить рисунок. У меня почемуто краски
смешиваются на бумаге, – просит сын.
– Нет, дорогой, – отвечает мама. – Когда я просила тебя вынести мусор, ты не
бросился мне на помощь. Есть такой закон жизни: «Как ты со мной, так и я с тобой». В ы в о д. Поведение родителя в данном случае следует расценивать как
мелочность.
Это отвратительное и тяжелое свойство весьма живуче благодаря тому, что имеет
ходячий в быту синоним – «принципиальность». С точки обывателя принципиальность
процветает гдето на коммунальной кухне. Современный мещанин под любые свои
претензии, под любую склоку стремится подвести «принципиальную» основу. Никогда
не подавайте ребятам даже малейшего примера подобной «принципиальности». Учите
их шире смотреть на вещи, быть великодушными. Одно из правил мелочной
«принципиальности»: «Как ты со мной, так и я с тобой». Наверное, вам не раз
доводилось слышать фразы вроде: «Раз он так поступил, то теперь я могу тоже...» или
«Я бы никогда себе не позволил, но после того, что он сделал...». Но если ты с
хорошими – хороший, а с плохими – плохой, то какой ты сам? Никакой? Отражение
чужих поступков? Внушайте ребенку, что он обязан оставаться верным своему «я»,
своим собственным представлениям о добре и зле. Он должен твердо усвоить, что чья
то чужая нечестность, подлость, грубость не дают человеку никакого морального
права подличать или ловчить в ответ.
Если ваш сын или дочь научатся презирать мелочность, они не станут потом
кипятиться попусту, растрачивать себя на пустяки. Они всегда сумеют соотнести тот
или иной досадный, докучливый, раздражающий факт с чемто большим, имеющим
подлинную ценность в их жизни, и дадут ему трезвую оценку. Если они усвоят для
себя законы великодушия, отрицательные реакции на чьето поведение гораздо легче
будут переходить в более сильные и общие положительные переживания. А это начало
пути, приводящего человека к осознанной нравственной высоте.
Ситуация 5.
Отец смотрит вечерний выпуск программы «Новости».
– Ишь ты, – говорит он, рассматривая диктора, – новенькая появилась!
И включает другую программу.
В ы в о д. Через руки родителей проходит множество мелочей, которые помогут
донести до ребенка сознание важности его бытия. Он должен расти с мыслью, что
вокруг – не только семья, но город, страна, мир. И гражданское воспитание – это тоже
дело семьи, а не одной лишь школы. Невозможно формировать одни качества здесь,
другие там. Домашняя педагогика воздействует на личность в целом, во всех ее
проявлениях.
Ситуация 6.
После очередного похода в гости, мама
воспитание дочери по субботам и воскресениям.
решила налаживать светское
К завтраку на стол кладутся салфетки, ножи и вилки (нож – справа, вилка – слева).
Извлекаются красивые тарелки из свадебного сервиза. В плетеной корзиночке –
хлеб, в вазочке – икебана (мама любит усложнять жизнь!).
И начинается завтрак:
– Спинку держи прямо! Не бери вилку в кулак. Не спеши. Не сопи (это папа). Не
набивай рот. Не чавкай. Прожуй – потом говори...
И вечерами, когда все семейство в сборе, ужин – с ножами и вилками. В ы в о д. Как воспитать и сформировать у ребенка культуру поведения?
В арсенале семейной педагогики имеются самые разнообразные приемы и средства
формирования культуры поведения. Но случается, к сожалению, что выбирают из них
далеко не лучшие.
– Убери локти со стола... Не чавкай... Не разваливайся... Оставь в покое волосы...
Прекрати играть ложкой... Чтоб завтра же постригся, противно смотреть на твои
патлы... Кто за тебя «спасибо» говорить будет? Вернись!
Бесконечные назидания, упреки, замечания, наказания, угрозы – малоэффективные
средства воспитания культуры поведения. Используемые без меры, они вызывают
подспудное, а иногда и открытое сопротивление, упрямое желание поступать по
своему, прочное отвращение к этикету вообще.
И тогда предложенная ситуация будет иметь следующее продолжение.
…И вот папа прилетает с работы, мамы еще нет. Сооружается на скорую руку
какойнибудь ужин, и Санька не спешит доставать ножи.
– Папа, давай сегодня без церемоний, а?
– Ладно, – машет рукой папа. – Только постарайся не чавкать.
– А если очень вкусно?
Все равно постарайся...
Форма знакомства с приличиями может быть различной. Иногда это однадве
короткие фразы: «Сережа, когда дедушка придет, ты не подавай ему первый руку, так
не принято». В другой раз стоит обратить внимание ребят на какуюто деталь фильма,
телепередачи: «Ты заметил, когда садились за стол, он сначала отодвинул ее стул,
потом придвинул, подождал, пока она сядет, и только после этого сел сам».
Очень часты в воспитании культуры поведения такие ситуации, когда слова вообще
никакие не нужны, достаточно примера, образца поступка. В вестибюле музея, где
посетители поверх своей обуви надевают специальные тапочки, мужчина нагнулся,
чтобы завязать шнурки на тапочках жены. Их сын немедленно присел на корточки и
проделал такую же процедуру с маминой другой ногой. Очень значимая деталь: он
сделал это по собственному побуждению, ему захотелось так поступить. Это важно,
чтобы ребята относились к правилам культуры поведения положительно. Невозможно
заставить быть воспитанным, если человек этому противится. Воспитанность – такое
качество, которое нельзя насильно, искусственно привить. Оно вырастает лишь в
результате собственной работы ребенка над собой. Надо знать нормы этикета. Надо
иметь прочные привычки их соблюдения. Но самое главное – надо хотеть быть
воспитанным.
Учитель. Что ж, дорогие коллеги. В нашем конверте пока больше нет ситуаций,
которые я наметила бы предложить для вашего обсуждения. Но это не значит, что их
нет в жизни. Мне очень хотелось подтолкнуть вас к тому, чтобы вы внимательно
присматривались к своим детям, прислушивались к их словам, разговорам, были
придирчивы к своим собственным поступкам. И тогда ваш ребенок обязательно
найдет свое место в жизни (см. эпиграф), обязательно подарит миру красоту и
радость, такие же нужные миру, как звук флейты.
А напоследок… Еще одна поучительная история для вас. ПРИТЧА «ЛИСТЬЯ САЛАТА»
Один монах мыл листья салата. К нему подошел другой монах и, желая
испытать его, спросил:
– Можешь ли ты повторить, что говорил старец в проповеди сегодня утром?
– Я не помню, – признался молодой монах.
– Для чего же ты слушал проповедь, если ты уже ничего не помнишь?
– Посмотри, брат: вода моет салат, но не остается на его листьях. Салат,
тем не менее, становится совершенно чистым.
Мораль. Атмосфера семьи, в которой растет ребенок, имеет такое же
свойство, как проповедь, услышанная монахом. Вероятно, ребенок не сможет
сформулировать все правила, которые ему прививают родители, но в итоге он
впитает в себя все, чему его учат в семье.
Учитель. До новых встреч. ЗДРАВСТВУЙТЕ!
(встречазнакомство в родительском клубе)
Цели: создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для
дальнейшей совместной деятельности учителя и родителей по воспитанию детей;
выявление проблем и обозначение основных ориентиров в работе; формирование
коллектива родителей.
Участники: родители, классный руководитель, школьный психолог.
Оборудование: анкеты для родителей, ватман, краски, карандаши, фломастеры,
бумага для проведения игр; вырезанные из бумаги фигурки елочек с напутствием
учителя.
Оформление встречи: для создания более раскрепощенной свободной атмосферы
целесообразно организовать встречу с чаепитием, поэтому необходимо продумать и
подготовить все необходимое к чайному церемониалу.
Ход встречи
Слово учителя. Здравствуйте, мои новые коллеги… Коллеги, потому что впереди
у нас – долгая и непростая дорога, идти по которой нам нужно вместе. Совсем
недавно вы привели сюда своих малышей – моих учеников – и теперь вы по праву
являетесь членами родительского клуба нашего класса. Я смотрю в ваши такие разные
глаза, всматриваюсь в настороженные лица, точьвточь как у ваших детей, и снова
думаю о том, какое трудное и ответственное дело у нас с вами в руках…
Что ж, давайте возьмемся за него вместе.
А для начала… Позвольте прочитать вам небольшой рассказ В. Астафьева. Очень
хочется, чтобы наш путь начался именно с него. (Учитель читает рассказ.
Возможно, для удобства, листы с текстом рассказа следует предложить
родителям.)
В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень
этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе
пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя
кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было
всего по дветри лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все
таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок.
Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уже и не
справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.
Тот, кто не растет, умирает! – таков закон жизни. Этим елочкам
предстояло умереть, едваедва народившись. Здесь можно было прорасти. Но
нельзя выжить.
Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от
остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей
хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке
чувствовались какаято уверенность и вроде бы даже вызов.
Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот в
чем дело!». Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки
корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие
корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок
центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.
Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока она доберется до
земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого
сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти
своей хранил и вскармливал дитя.
И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с лица
земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницыели, отдавая
молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с
травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым
дыханием прошедшей жизни.
В. Астафьев
Учитель. Вы, конечно, поняли, в чем состоит иносказательный смысл этой
истории. Ваши любимые ребятишки пришли в школу, где их ожидает много
трудностей, испытаний, обид и поражений, взлетов и падений. Они – как хрупкие
беззащитные елочки, которым нужно выжить в новом мире, найти свое место в нем и
закрепиться… Нам же, дорогие коллеги, предстоит выполнять роль того самого
прародителя, который должен дать силы новому растению… Трудная, порою
неблагодарная, но очень почетная миссия. Согласитесь.
Что ж, пора браться за работу. Помните, один мудрец говорил: «Когда человек не
знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
(Сенека.) Предлагаю обозначить наш маршрут. Сейчас вам будут предложены анкеты,
цель которых выяснить круг родительских интересов.
Варианты анкет
1. Ознакомьтесь, пожалуйста, с возможными темами родительских собраний
и отметьте те из них, которые вызывают интерес. Если в данном списке нет
темы, которая вам интересна, укажите ее, пожалуйста.
– Как помочь ребенку адаптироваться к школе.
– Режим дня школьника: важность, возможности и проблемы.
– Как помогать ребенку при подготовке домашних заданий.
– Как учитывать при воспитании темперамент ребенка.
– В мире «нехочух»: что делать при проявлении детского упрямства.
– …Чтото еще.
2. Какую помощь психолога вы хотели бы получить во время тематических
родительских собраний?
3. Предполагаете ли вы принимать участие в тематических родительских
собраниях по выбранным вами темам? (Отметьте один из вариантов ответов.)
Да.
Скорее да. Если будет возможность.
Скорее нет.
Нет.
4. Напишите, какие дни недели, какое время наиболее удобно вам для участия в
тематических родительских собраниях.
5. Сообщите, пожалуйста, ваше имя и контактный телефон:___________
6. Поставьте цифру 1 около самой интересной для вас темы, 2 – рядом с чуть
менее интересной и т. д.
Благодарим вас за помощь и готовность к сотрудничеству!
Рекомендации к проведению анкетирования.
Желательно, чтобы его проводил психолог.
В анкете должны быть предусмотрены строки, куда родители могли бы вписать
названия интересных для них тем, отсутствующих в списке. Это будет своеобразным
«посланием» психолога родителям, приглашением к сотрудничеству и признанием их
права на участие в определении содержания совместных встреч.
Полезно предложить родителям проранжировать выбранные темы по степени
интереса, который они вызывают, тогда психологу будет легче выбрать наиболее
важные, а также установить их очередность.
При составлении анкеты следует обратить внимание на несколько существенных
моментов: четкость и однозначность формулировок; ясность инструкции;
доброжелательный тон; наличие приглашения к сотрудничеству; соблюдение
принципов безопасности и конфиденциальности. Важно, чтобы родителям была
понятна цель проводимого анкетирования.
Смысл заполнения анкеты психолог разъясняет устно или письменно, во
вступительном тексте анкеты.
Обработка и анализ результатов анкетирования.
Ориентируясь на частоту выбора темы родителями, а также на уровень их
интереса, психолог составляет список тем и устанавливает последовательность
встреч. Темы, не вошедшие в число отобранных, но важные с точки зрения психолога,
можно обсудить на общих родительских собраниях, представив их в виде
тематических сообщений.
Ответы родителей на вопросы анкеты помогут педагогам сориентироваться в
ожиданиях родителей. Если они не вполне реалистичны или не относятся к
содержанию деятельности классного руководителя, то следует начать планируемое
собрание с уточнения того, какие вопросы можно решить в ходе встречи на
родительском собрании, а какие – в процессе индивидуальной работы с психологом,
классным руководителем.
Информация о наиболее удобном времени встреч дает возможность выбрать
оптимальный для проведения собрания день, тем самым повысить посещаемость. Учитель. Путешествие всегда складывается удачно, если те, кто идут рядом,
хорошо понимают друг друга. Но для начала нам с вами нужно поближе
познакомиться. Предлагаю чутьчуть передохнуть, приняв участие в игре «Весь
покрытый зеленью». (Для проведения игры необходимо приготовить 2–3 листа
ватманской бумаги, краски, кисточки, карандаши.)
Задание. Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Только не
пугайтесь, ведь с вами волшебные краски. Все (повторяю и подчеркиваю), все, что вы
нарисуете этими красками, сразу становится реальностью: еда, одежда и пр. Итак,
выбирайте свою часть острова – и за дело.
Суть игры: это игра с элементами диагностики. В ходе ее сразу выделяются малые
группы (как правило, они совместно выбирают части острова); лидеры, которые
руководят тем, что, как и где рисовать «на острове», и непринятые, которым или не
нашлось места на острове, или они сами предпочитают не втягиваться в общую
деятельность. Обратите внимание на реплики, которыми обмениваются участники:
приказы, просьбы, предложения, советы, наставления…
Кроме того, выясните, что рисуют спасенные. Дома? Прекрасно! Дороги, машины –
тоже неплохо... А есть ли на вашем острове театр? Библиотека? Школа, наконец?
Выбор тех или иных предметов характеризует систему ценностей участников игры.
Учитель. Отдохнули? Я очень внимательно наблюдала за вашими действиями и…
Мне кажется, пришло время выбора родительского комитета. Думаю, после игры вам
будет это сделать несколько проще. Мне очень нужны помощникикоординаторы
нашей работы.
Выбор членов родительского комитета.
Учитель. К сожалению, наша встреча в родительском клубе подходит к концу.
Очень рада была знакомству с вами. Хочется верить, что это чувство взаимно.
Приятно видеть, что совсем небольшое количество времени, проведенное нами вместе,
сделало атмосферу в нашем клубе чутьчуть теплее и доброжелательней. Чтобы
закрепить, оставить в вашей памяти это настроение, предлагаю всем вам «закружиться
в карусели». Карусели добрых слов и пожеланий. (Родителям предлагается
принять участие в игре «Карусель». Для проведения необходимы бумага и ручка
для каждого участника.)
Задание. Сейчас мы займемся эпистолярным жанром. В конце занятия каждый из
вас получит по письму, в написании которого примут участие все присутствующие. Но
прежде подпишите свой лист в нижнем правом углу (имя, фамилия – как вам
захочется) и передайте его соседу справа.
У вас на руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему
несколько слов. Что писать? Все, что вам хочется сказать этому человеку; добрые
слова, пожелание, признание, сомнение; это может быть и рисунок... Но ваше
обращение должно уложиться в однудве фразы. Для того чтобы ваши слова не были прочитаны никем, кроме адресата, нужно
загнуть верхнюю часть листка. Затем этот листок передается соседу справа. Вы же
получаете новый лист, на котором можете написать короткое послание следующему
участнику игры. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашими
собственными именем и фамилией. Это письмо, сделав круг, побывало в руках
каждого из участников, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел
сказать.
В результате такого кругового письма каждый из участников обменивается
взаимными «эмоциональными поглаживаниями».
Учитель. Советую вам сохранить этот листочек и в трудные моменты своей
родительской жизни заглядывать в него, чтобы вспомнить, каким вы были в самом
начале школьной жизни вашего ребенка, в самом начале своего членства в школьном
родительском клубе. И еще – на память о нашей первой встрече я хочу подарить
каждому из вас символ, смысл которого вам, наверняка, будет понятен. (Учитель
дарит каждому родителю вырезанную из плотной бумаги елочку – символ
ребенка, пришедшего в школу, нуждающегося в совете, помощи, заботе.) На
обратной стороне фигурки можно написать напутствие учителя:
– Будьте взрослым и ребенком; будьте мудрым и непредсказуемым.
– Не скупитесь на добрые слова своим детям, но и не заискивайте перед ними.
– Не отчаивайтесь, если чтото получилось не так, как вы задумали.
– Не сопротивляйтесь, когда вдруг обнаружится, что ваши дети хотят вас чемуто
научить.
– Не бойтесь ошибиться.
– Пусть вам будет интересно с вашими детьми.
Учитель. А сейчас, дорогие коллеги, я говорю вам: До свиданья. До новых встреч. ВСТРЕЧА ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА
(круглый стол, посвященный трудностям
адаптационного периода)
Цели: познакомить родителей с особенностями адаптации детей к первому году
обучения в школе; привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации;
предложить практические советы по адаптации ребенка в школе.
Оборудование: выставка рисунков учащихся класса «Я в школе»; анкеты для
родителей; вопросы родителей специалистам (собраны заранее).
Ход встречи
Я делаю свое дело, а ты делаешь свое,
Я в этом мире не для того,
чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты – не для того,
чтобы соответствовать моим.
Ты есть ты, а я есть я.
Если нам случится найти друг друга –
это прекрасно,
Если нет, этому нельзя помочь.
Э. Н. Гусинский. Образование личности
Учитель. Здравствуйте, коллеги! Рада приветствовать вас. «Встреча Взрослого и
Ребенка» – так я решила назвать сегодняшний разговор. Встреча Взрослого и Ребенка
в один из самых сложных моментов жизни обоих. Я говорю о периоде адаптации
ребенка к первому году обучения в школе.
В качестве отправной точки нашего круглого стола будут слова известного
современного педагога Э. Н. Гусинского (чтение эпиграфа). «Ты есть ты, а я есть я», –
могут с полным правом сказать друг другу Взрослый и Ребенок. Никто не должен
соответствовать ожиданиям другого. Главное – «найти друг друга». Цель нашего
разговора – помочь случиться этой встрече. Любые переходные периоды в жизни
человека всегда связаны с проблемами. Переход малыша из дошкольника в школьника
– сложный и ответственный момент, от того как пройдет процесс адаптации, зависит
вся дальнейшая жизнь ребенка.
Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их
волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую
реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Сегодня у нас будет возможность узнать точки зрения всех участников учебного
процесса и увидеть наших детей глазами психолога, школьного врача, учителей
предметников.
Выступление психолога. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало
школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.
Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру
сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и
ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и
напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и
правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем,
что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания,
добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.
В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик
ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности,
сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно
чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его
новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с
появлением «внутренней позиции школьника» (Л. И. Божович).
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое
значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности
школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах
школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно
однообразен и не слишком интересен.
Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных
занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение
дошкольных лицеев, гимназий и т. д. зачастую приводит к тому, что поступление в
школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость
этого события.
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая
роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка,
внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и
усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать
значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его
уверенности в себе.
Новые правила.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно»,
«неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с
организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него
учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и
побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство
учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно
согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в
себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных
проблем включается в школьную жизнь. Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным
стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или
удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу,
растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения
школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит,
повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы,
без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным
требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один
месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный
год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от
имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Психофизиологическая зрелость
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности
требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех
психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой
способности к управлению своим поведением. Тем не менее возможности
первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом
связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет. По данным
физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени
зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению).
Однако наиболее важные человеческие отделы головного мозга, отвечающие за
программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности,
у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных
отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным – лишь к 21
году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается
недостаточным.
Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям
особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники
легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой
работоспособностью и быстро утомляются,
эмоциональны,
впечатлительны.
возбудимы,
Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает
естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.
Внимание учащихся 1 классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем,
плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников)
хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально
насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память,
опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том
числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников
пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Мышление первоклассников преимущественно нагляднообразное. Это значит, что
для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического
вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме»
даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно
сформированного внутреннего плана действий. Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в
развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается
неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности,
ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в
соответствии с поставленными целями и намерениями.
Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по
себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в
специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного
противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть
сформировано.
Известный отечественный психолог Л. И. Божович писала по этому поводу: «Ни
один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических
задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют
от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в
то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие
умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».
Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в
плане психофизиологического, психического и социального развития, чем
шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как
правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования
массовой школы.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь
ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно
важные шаги в своем развитии.
Учитель. Родители должны знать, насколько ребенок готов к школе.
Ответьте, пожалуйста, да или нет на следующие вопросы.
Анкета для родителей №
п/п
Вопрос
Вариант
ответа
(да, нет)
1 Считаете ли вы, что ваш ребенок общителен?
2 Способен ли ребенок выполнить устное поручение?
3 Может ли он заниматься какимлибо делом самостоятельно?
4 Убирает ли ребенок свои игрушки и личные вещи после игры или в
5
конце дня самостоятельно, без вашего напоминания?
Если, выполняя задание взрослого, ребенок не может сам
справиться с чемлибо, обратится ли он за помощью?
6 Сформированы ли у вашего ребенка основные навыки
самообслуживания (соблюдение личной гигиены, самостоятельное
одевание, прием пищи и пр.)
7 Умеет ли ребенок слушать других, не перебивая?
8 Способен ли он соблюдать очередь в игре, в процессе другой
деятельности?
9 Способен ли ребенок сам познакомиться с детьми, оказавшись в
новом месте (на детской площадке, в детском саду и т. д.)
10 Может ли он справиться с гневом и раздражением, когда его чемто
обидели?
11 Может ли ребенок выступить в роли организатора игры или какого
либо дела в процессе общения со сверстниками?
12 Пытается ли ребенок справиться с трудностями самостоятельно,
прежде чем обратиться за помощью?
13 Есть ли у вашего ребенка друзья?
14 Готов ли ребенок делиться своими игрушками в процессе игры
с другими детьми?
15 Может ли ребенок сам помириться после ссоры с другими детьми?
16 Адекватно ли ребенок воспринимает замечание в свой адрес? За каждый положительный ответ начисляется 1 балл.
Интерпретация ответов.
10–15 баллов – достаточно (хороший–высокий) уровень личностной готовности к
школе.
6–9 баллов – средний уровень личностной готовности к обучению.
0–5 баллов – низкий уровень личностной готовности к поступлению в школу.
Психолог. Родителям также необходимо знать, каким типом нервной деятельности
обладает их ребенок. Порой особенности нервной организации несведущие в этом
вопросе папы и мамы путают с особенностями, связанными с воспитанием. В
результате они, не жалея сил, решают нерешаемую задачу: «перевоспитание»
темперамента. И результат часто не просто нулевой, а скорее «за минусом». Дело в
том, что недовольство родителей создает для ребенка ситуацию стресса, а при стрессе
все наши природные черты проявляются сильнее.
Существуют четыре основных типа нервной деятельности: меланхолик, холерик,
сангвиник, флегматик.
Меланхолик – тип нервной системы, отличающийся слабыми процессами как
торможения, так и возбуждения. Дети с этим типом нервной деятельности нуждаются
в особом вдумчивом и осторожном отношении.
Холерик – сильно возбудимый тип нервной деятельности. Дети с таким
темпераментом быстро и легко возбуждаются, очень подвижны и эмоциональны, им
трудно подавлять свои желания, отказываться от намеченных действий. Им
необходимы значительные физические нагрузки. Такие дети без особой психической
травмы переносят словесные наказания, но лишения свободы («встань в угол»)
переживают как пытку.
Сангвиник – сильно уравновешенный тип нервной деятельности. Это
жизнерадостные и энергичные дети, бодрые и редко унывающие, неутомимые
труженики. Они быстро и охотно увлекаются спортивными занятиями, достаточно
усидчивы и легко преодолевают трудности. Без плача и эмоциональных срывов
переносят наказания.
Флегматики – еще более спокойные дети, у которых преобладает сдержанная,
иногда явно выраженная заторможенность поведения. Они усидчивы, очень
трудоспособны, но крайне медлительны; легко распознаются среди детей своей
основательностью, «солидностью». Учитель. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не
день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе понастоящему. Это
довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем
организма. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны,
осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!», готовность к
выполнению стоящих перед ним задач, помогают ребенку принять требования
учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому
режиму дня, распорядку занятий и т. д. Несмотря на то, что выполнение многих
правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые
и неизбежные.
Что привлекает ребенка в школе? Как правило, это внешние моменты школьной
жизни: ранец, тетради, учебники, сама школагимназия, новые дети, новые друзья. Все
это, конечно, еще не отношение к новому виду деятельности, к учебе, как таковой, не
желание учиться ради получения знания, но в то же время это основа желания
изменить свое место в обществе. Однако желание малыша далеко не всегда совпадает
с его возможностями: ведь изменение социального статуса и нормальная адаптация в
новых условиях во многом определяются уровнем волевого развития. У разных детей
этот уровень оказывается различным, но для успешной работы необходимо, чтобы
ребёнок сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику
учебной ситуации, требования учителя, наконец, чтобы мог отличить учительницу от
бабушки, с которой можно капризничать. Ребенку нужно помочь понять и принять
относительную условность общения, правила и нормы поведения. Малышу
необходимо включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать
коллективно и в определенном темпе.
Какую практическую помощь может оказать родитель первокласснику? Послушаем
специалиста.
Психолог (логопед). Как быть, если ваш малыш не видит клеточки, не может
отсчитать их, не может поместить цифру в клетку (строчку)? Рисуйте дома вместе с
ребенком ежедневно.
В понедельник, например, фломастером – толстым и тонким сначала
«кривулечки», потом дорисовывайте, чтобы получился смешной или просто
узнаваемый рисунок. Так малыш научится видеть не только плоскость, но и линии.
Во вторник карандашами, тоже толстыми и тонкими. Надо заштриховать рисунок
то густо, то бледно (шариковая ручка, как известно, напрягает мышцы кисти, а наши
работы помогут их расслабить).
В среду возьмем акварельные краски или гуашь и тонкой кисточкой обведем
рисунок. Сначала крупные (большие ромашки, фигурки), а потом мелкие (ягодки или
кружочки). Зачем? Ведь ребенку придется в прописях повторять рисунок, значит,
нужна предварительная тренировка. Если кружочки не получаются, купите волчок или
юлу и крутите их правой и левой рукой, развивая пальчики.
В четверг будем закрашивать рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла
тоненькую полоску. Причем закрашивать нужно самым кончиком кисточки, не
прижимая его к бумаге. Так рука и глаз приучаются работать вместе. О левой руке. Она чаще бездействует. Но когда работают только правой, добра не
ждите. Со временем может искривиться позвоночник. Обе руки должны быть на столе:
это поза пишущего. Но она для ребенка не естественна. Как же быть? Надо научить
мальчиков и девочек набирать петли на толстых спицах и толстыми нитками. Это
тренирует локоток и терпение.
Теперь о пальчиках. Они такие непослушные. Вы их тренируете теми же спицами.
Лепите из жесткого пластилина или глины баранки и гирлянды, выдавливайте
пальчиками фигурки (грибочки, шарики, лодочки) на поверхности. А на мягком
пластилине, как гравюру, можно выдавливать разные фигурки.
Купите перьевую ручку. Пусть сын или дочка пишет все, что захочется. Все еще не
получается? Не ругайтесь, пусть будут виноваты пальчики – чтото они сегодня
разленились. Ну, а если работа понравится, считайте, малыш у вас уже пишет. И тогда
письмо в классе у него будет получаться все лучше.
О чтении. Не заучивайте азбуку наизусть, а так делают, к сожалению. Не читайте
по пять раз одно и то же. Выучите все буквы сразу и поищите книги с кратким
текстом. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать. Потом прочитайте книгу
вместе с ребенком (две книжечки за неделю – достаточно).
О математике. Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте
ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это позволит освоить
сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут происходит как
бы стыковка математики и русского языка, в них есть слова, знакомые в обиходе, но
непонятные по отношению к листу бумаги (это слова «за», «над», «под»). А что такое
кроссворд? Это столбики и сама клеточка, в которую все вписывают.
Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машинки. Играя, они
освоят счет и задачи.
Учитель. Родители хотят, чтобы их ребенок был хорош. Он обязательно таким и
будет, если крепко дружить со школой, то есть полностью вникнуть в интересы
ребенка на данный момент. Это трудно, но нужно. Не стесняйтесь приходить в школу.
Только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат.
Накануне собрания родителям учащихся было предложено в письменной форме
задать вопросы, волнующие их больше всего. Классный руководитель
систематизирует вопросы, просит ответить на них психолога, логопеда или
других специалистов. Поскольку вопросы поступили заранее, ответы должны
быть глубокими, подготовленными.
Учитель. Все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой
нашего круглого стола. Что сами дети думают о своей школьной жизни? Насколько
они удовлетворены ею? Мы провели соответствующее исследование.
ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ
(по методике А. А. Андреева)
Учащимся предлагается оценить степень их согласия с предложенными
утверждениями по следующей шкале: 4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в
трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих
способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное
от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количества ответов.
Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности,
если же «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствует о средней
и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Учитель. А сейчас приглашаем вас посетить выставку рисунков «Я в школе», на
которой представлены работы детей. Может, ктото из родителей сумеет угадать
рисунок своего ребенка.
(Родители знакомятся с выставкой и получают
«расшифровку» рисунков с точки зрения психолога.)
Пришло время заканчивать работу нашего круглого стола. Осталось только дать
рекомендации, как пережить первокласснику адаптационный период. Слово
специалистампсихологам.
Психолог.
Памятка родителям первоклассников
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя
заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его
первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить
значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.
Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него
может чтото не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его
соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения
учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические
проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе
обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и
эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны
заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас чтото беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не
стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному
психологу.
Учитель. Помните о советах, полученных сегодня, и тогда Взрослому и Ребенку
обязательно «случится найти друг друга». А чтобы эта встреча оказалась счастливой,
прислушайтесь к притче, которую я приберегла для вас.
(Текст следует
размножить и раздать родителям.)
ПРИТЧА «СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ»
Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за секретом
счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы
великолепный замок. Там и жил Мудрец, которого он разыскивал.
Против ожиданий, замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а
был полон народа: сновали, предлагая свой товар, торговцы, по углам
разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посреди зала
был накрыт стол, уставленный самыми роскошными и изысканными яствами,
какие только можно было сыскать в этом краю.
Мудрец не спеша обходил гостей, и юноше пришлось два часа дожидаться своей
очереди.
Наконец Мудрец выслушал, зачем тот пришел к нему, но сказал, что сейчас у
него нет времени объяснять секрет счастья. Пустька юноша побродит по замку и
вернется в этот зал через два часа.
«И вот еще какая у меня к тебе просьба, – сказал он, протягивая юноше чайную
ложку с двумя каплями масла. – Возьми с собой эту ложечку и смотри, не разлей
масло».
Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по
дворцовым лестницам, а через два часа вновь предстал перед Мудрецом.
«Ну, – молвил тот, – понравились ли тебе персидские ковры в столовой зале?
Деревья и цветы в саду, который искуснейшие мастера разбивали целых десять
лет? Старинные фолианты и пергаменты в моей библиотеке?»
Пристыженный юноша признался, что ничего этого не видел, ибо все внимание
его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему хозяин.
«Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме, – сказал тогда Мудрец.
Нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, где и как он живет».
С ложечкой в руке юноша вновь двинулся по залам и коридорам. На этот раз он
был не так скован и разглядывал редкости и диковины, все произведения
искусства, украшавшие комнаты. Он осмотрел сады и окружавшие замок горы,
оценил прелесть цветов и искусное расположение картин и статуй. Вернувшись к
Мудрецу, он подробно перечислил все, что видел. «А где две капли масла, которые я просил донести и не пролить?» – спросил
Мудрец.
И тут юноша увидел, что капли пролиты.
«Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе дать, – сказал ему
мудрейший из мудрых. – Секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и
славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке».
Учитель. Пусть вам и вашим детям удастся стать счастливыми в период обучения в
школе: пусть трудности и опасные переходы этого времени не закроют собой радости
и яркости детства, общения, учебы. Удачи вам!
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Родительское собрание (1 класс) "Знакомство с родителями первоклассников!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.