Родительское собрание на тему: «Готовность к школе» — что это?»

  • Памятки
  • Работа с родителями
  • docx
  • 02.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Памятка для родителей и будущих первоклассников
Иконка файла материала родительское собрание.docx
Родительское собрание на тему: «Готовность к школе» — что это?» Подготовила педагог­психолог  МДОУ «Детский сад №1»  общеразвивающего вида Шевцова И.А. Уважаемые  родители!   Скоро   наши   дети   станут  школьниками.   Я   уверена,   что каждого из вас уже сейчас волнуют  вопросы: «Что принесет моему ребенку  школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами?» Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребенка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения. Как вы думаете, что ждет от ребенка  школа, что значит  «готовность к школе?»(Высказывания  родителей)  Вот сегодня мы и поговорим об этом.  Отечественные и зарубежные ученые в понятие «готовность к школе» включают все   жизненно­важные   сферы  созревания:   физическую,   личностно­интеллектуальную, нравственно­волевую,   эмоциональную,   мотивационную,   коммуникативную.  (Объяснить, что каждая сфера значит)  Что же нужно понимать под  «качественной, современной» подготовкой к школе?  Хорошо  об  этом  сказал   известный  педагог  Леонид   Абрамович Венгер: «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». К сожалению, суть  подготовки к обучению в школе  не всегда правильно понимается как педагогами, так и родителями. Учителя начальных классов при поступлении ребенка в первый класс подвергают проверке его уровень достижений по критериям, удобным их  школе и им самим. Тесты на готовность к школе у них сводятся к диагностике письма, чтения, счета. На самом же деле, начальная  школа  не должна устраивать  «экзамены», а в праве лишь определить   познавательные   особенности   каждого   ребенка,   чтобы   правильно скорректировать процесс обучения с учетом его индивидуального развития. Требования, предъявляемые  школой,   заставляют  родителей,   порой   не   владеющих   элементарными методическими приемами, обучать детей чтению, письму, счету. И если ребенок научился читать по слогам, не умея связно воспроизвести прочитанное, писать печатными буквами несколько   слов,   при   этом,   пропуская   или   заменяя   одну   букву   на   другую,   считать   с закрытыми   глазами   до   ста,   не   зная   простых   соотношений   между   числами,   то   многие родители полагают, что хорошо  подготовили ребенка к школе. Действительно, дети с такой  «специальной»подготовкой, приходя в  школу, на первых порах опережают своих сверстников. Но очень быстро их познавательный интерес гаснет, они останавливаются в своем развитии, что имеет в дальнейшем большие негативные последствия, а у родителей вызывает   недоумение   и   недовольство   учителем.   Происходит   это   потому,   что   в  школу приходят читающие и считающие дети, но не умеющие слушать и слышать, наблюдать и сравнивать,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   выполнять   элементарные творческие задания, общаться со сверстниками и взрослыми. У них не достаточно развито внимание,   наглядно­образное   мышление,   воображение,   усидчивость,   старательность, умение управлять своими эмоциями. То есть у ребенка не сформирована психологическая готовность к обучению. Которая включает в себя и интеллектуальную готовность.  Этот вид готовности предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).Например,  сформированность  памяти до уровня школьных требований проявляется в  том, что ребенок способен к произвольному запоминанию, хранению и  воспроизведению  информации, владеет навыками запоминания. Эффективность   будущего   обучения   в   школе   будет   напрямую   зависеть   от   того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников. Школьная   готовность   предполагает   и   готовность   к   большей,   чем   раньше, самостоятельности   ребенка,   к   сотрудничеству   с   чужим   взрослым   и   сверстниками   без непосредственной поддержки и защиты родителей Что же должен знать и уметь ребенок в 6 – 7 лет? • Называть основные цвета спектра, геометрические фигуры и формы, ориентироваться в пространстве относительно себя, складывать разрезную картинку (не пазлы) из 6 – 7 частей на основе зрительного восприятия; (объяснить на примерах) • Способен запомнить 8 ­10 картинок, рассказывать стихи, повторить 6 – 7 слов из 10 предъявленных; (игра с родителями) •   Уметь   находить   и   объяснять   несоответствия   на   рисунках   –  «нелепицах»,   видеть   и объяснять отличия и сходства между предметами и явлениями; находить среди предметов «лишний», объясняя свой выбор; способен установить простые логические связи;  (игра с родителями) • Может свободно владеть карандашом и кистью, при штриховке и закраске не выходить за контур,   уметь   копировать   несложные   фигуры,   видеть   и   ориентироваться   по   клеткам; (графический диктант с родителями в качестве примера); • Может работать, не отвлекаясь, 15 – 20 минут; • Правильно произносить и четко дифференцировать звуки; (объяснить)  Воспитатель   подбирает   игрушки,   предметы,   картинки,   в   названиях   которых отрабатываемый звук употребляется в сочетании с различными звуками и в разных частях слова.   При   подборе   материала   следует   учитывать,   что   закрепляемый   звук   должен встречаться как можно чаще, а тех звуков, которые дети плохо произносят, должно быть как   можно   меньше.   Этот   вид   работы   требует   быстрой   смены   положений   органов артикуляционного   аппарата,   а   следовательно,   развивает   способность   быстро   и   четко переключаться с одного движения на другое. Звонкие согласные (в, з, ж, б, д, г) перед глухими соглас ными оглушаются и произносятся как парные им глухие согласные (ф, с, ш, п,   т,   к),   например;   варежки   («варешки»),   ложка   («лошка»),   морковка   («моркофка»), березка («береска») и т. п. Звонкие   согласные   звуки   в   конце   слов   оглушаются,   т.   е.   произносятся   как соответствующие им парные глухие: мороз («морос»), нож («нош»), дуб («душ») и т. п. Безударные гласные теряют не только долготу и силу, но и качество, т. е. редуцируются (изменяются). Ср.: окна — окно, облако — облака. • Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах, находить первый и последний звук в слове, делить слово на слоги; (пример)•   Владеть   навыками   словообразования   и   грамматически   правильного   оформления высказывания,   уметь   связно   рассказывать   и   пересказывать,   отвечать   на   вопросы   по содержанию прочитанного (объяснить). Как видите, готовность к школе предъявляет большие требования к нашим детям, поэтому,   давайте   вместе   поможем   нашим   ребятам   достаточно   легко,   без   лишних переживаний,   войти   в   новый   для   них   этап   жизни,   приспособиться   к   новым   условиям, требованиям,   овладеть   необходимыми   навыками   учебной   деятельности.   Это   поможет сделать и само учение радостным и интересным занятием для ребенка. Тест для родителей. Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом. 1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс? 2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного? 3.     Может   ли   ваш   малыш   в   течение   некоторого   времени   (15­20   минут) самостоятельно   заниматься   каким­либо   кропотливым   делом   (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)? 4.Можете   ли   вы   сказать,   что   ваш   ребенок   не   стесняется   в   присутствии посторонних людей? 5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений? 6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть? 7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе? 8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам? 9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке? 10.   Умеет   ли   он   прибавлять   и   отнимать   хотя   бы   одну   единицу   от   чисел первого десятка? 11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры? 12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки? 13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)? 14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок? 15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных? 16.  Есть   ли   у   вашего   ребенка   навыки   обобщения,   например,  может   ли   он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши? 17.   Любит   ли   ваш   ребенок   самостоятельно   проводить   время   за   каким­то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д. Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок   вполне   готов   к   школьному   обучению.   Вы   занимались   с   ним   ненапрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться. Если   ваш   малыш   может   справляться   с   содержанием   10­14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился   и   многое   узнал.   А   те   вопросы,   на   которые   вы   ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком. В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем   готов   пойти   в   школу.   Поэтому   ваша   задача   ­   систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.