Родительское собрание на тему «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)
Оценка 4.6

Родительское собрание на тему «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
1 кл
30.05.2018
Родительское собрание на тему  «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)
Родительское собрание на тему: "Развитие читательского интереса у младшего школьника" необходимо для того, познакомить родителей с методами и приёмами развития у детей читательского интереса. Основными задачами являются: познакомить родителей с динамикой развития техники чтения; показать роль книги и чтения в развитии ребёнка; познакомить с причинами возникающих проблем в чтении; показать пути развития у детей интереса к чтению
Развитие читательского интереса.docx
Родительское собрание Тема: «Развитие читательского интереса у младшего школьника» Время проведения: III четверть 1 класса Форма проведения: лекторий для родителей, практикум Цели: познакомить родителей с методами и приёмами развития у детей читательского интереса Задачи: познакомить родителей с динамикой развития техники чтения; показать роль книги и чтения в развитии ребёнка; познакомить с причинами возникающих проблем в чтении; показать пути развития у детей интереса к чтению   Подготовительный   этап:  провести   анкетирование   учащихся   (Приложение   1, Приложение 2), распечатать памятки для родителей и учащихся (Приложения 3­9) Не только в школе, но и в семье мы учим детей любить книги. Наверно, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес   к   чтению,   так   как   роль     книги   огромна.   Хорошая   книга   и   воспитатель,   и учитель, и друг.           Пока ребёнок мал, родители с упоением читают ему книги. Но вот ребёнок пошёл в школу, и родители с облегчением вздыхают: «Теперь он сам будет читать». А спустя 8­10 лет мы слышим: «Ну как книга?» «Ничего, нормально»,­отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания.            Избежать подобных сцен помогает  семейное чтение. Во время него родители открываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети стали взрослее, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.           Если ребёнок рос и развивался в семье, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной  жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть из книг. Из него вырастет увлечённый   читатель.   Опыт   показывает,   что   плохо   читающие   ученики   обречены   на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.            Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Вот наиболее распространённые (слайд):  Ребёнок читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от чтения по слогам к чтению целыми словами.  Даже если ребёнок читает бегло и правильно, он категорически отказывается прочитать больше того, что задали.  Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он не понимает и не запоминает, что читает.           Причиной таких отклонений могут быть (слайд):  Дислексия   –   нарушение   чтения,   при   котором   ребёнок   не   может   овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное.  Дисграфия   –   нарушение   письма,   при   котором   ребёнок   заменяет   гласные   или пропускает их, путает звонкие и глухие согласные, пропускает целые слоги, не обозначает мягкость согласных и.т.п.          Решить эти проблемы поможет специалист – логопед – дефектолог. В процессе обучения мы добиваемся развития скорости чтения. Скорость чтения является одним из самых важных факторов, влияющих на успеваемость. Как добиться оптимального чтения?(Слайд) 1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.               Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие­то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения. Мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.                Что   же   зачастую   наблюдается   в   семьях?   Папа   или   мама   усаживают первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднения, и   говорит:   «Прочитай   вот   эту   сказку.   Пока   не   прочитаешь,   из­за   стола   не выходи». Папа или мама допускают здесь серьёзную ошибку, подавляя у ребёнка желание   читать.   Было   бы   гораздо   лучше,   если   бы   домашняя   тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и   пересказывает.   Через   час   ещё   одна   порция.   Перед   сном   ещё   одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течение часа­ полутора за один приём. 2. Хорошие результаты даёт чтение перед сном  .                Последние впечатления дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под этим впечатлением. 3. Если ребёнок не любит читать, ему необходим режим щадящего чтения.         Это такой режим, при котором ребёнок прочитает 1­2 строчки и получит кратковременный отдых. Такой режим получается автоматически, если ребёнок просматривает диафильм: две строчки прочитал, посмотрел картинку, ещё две строчки прочитал, посмотрел картинку… Можно читать поочерёдно: несколько строчек читает ребёнок, потом – несколько строчек взрослый. 4. Очень   полезны  три   упражнения:   многократное   чтение,   чтение   в   темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.          Многократное чтение проводится в течение одной минуты. По истечении минуты ребёнок замечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение того же отрывка. При этом ребёнок снова замечает, до какого слова он дочитал   на   этот   раз,   и   сравнивает   с   результатами   первого   прочтения. Естественно, он прочитал на несколько слов больше во второй раз. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, им хочется читать ещё. Однако более 3 раз не следует читать один и тот же отрывок.        Далее предлагается этот же отрывок прочитать в темпе скороговорки. При таком   чтении   не   следует   уделять   внимание   выразительности   чтения.   Зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится 30 секунд.        Затем ребёнку предлагается прочитать выразительно знакомую часть текста, а взрослый его не останавливает. Ребёнок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит чудо: ребёнок, прочитавший несколько раз один и тот же отрывок   текста,   выработавший   повышенный   темп   чтения,   при   переходе   на незнакомую   часть   продолжает   читать   её   в   том   же,   повышенном   темпе.   Его возможностей   хватает   ненадолго,   но   если   проводить   такте   упражнения ежедневно, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.                      Работа над техникой чтения­ процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей.  (Учитель знакомит родителей с содержанием памятки «Как добиться высокой техники чтения» ­ Приложение 5)                      Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители   негодуют:   «Ты   ведь   уже   умеешь   читать!»   В   ход   идут   принуждения:   « Прочитай ещё страницу», «Пока не дочитаешь до конца, не выйдешь». Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? (Учитель знакомит родителей с результатами анкетирования учащихся и родителей – Приложение 1, Приложение 2; знакомит с содержанием памяток «Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей – Приложение3, «Как помочь плохо читающему ребёнку» ­ Приложение 4)                       Практикум – дискуссия с родителями по следующим ситуациям (в группе)  Мать рассказывает, что, укладывая десяти летнюю дочку спать, всегда читает ей несколько страниц из книги. Так заведено, и дочка ждёт этой минуты. ­ Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать? ­ Чем руководствуется мама, читая выросшему ребёнку вслух? ­ Что даёт такая традиция? Если хотите, чтобы ребенок узнал о книге, прочитайте ему сами. Это совместная работа и удовольствие, возможность поговорить, обсудить трудные вопросы на примере литературных героев. ­Вы Машу не спрашивайте по чтению, ­ хором заявили школьники,­ она у нас не умеет читать. ­Да, не умею,­ ответила Маша,­ Со мной и мама дома занимается, и бабушка, а я всё равно никак не научусь. ­В чём причина Машиного неумения читать? ­Как бороться с внушённым неумением? ­Какие приёмы помогут ребёнку поверить в себя?   В   нашей   семье   мы   часто   дарим   детям   книги.   Обязательно   подписываем   их: «Серёже – в первый день ученья», «Настеньке – в день рождения от бабушки и дедушки». ­Что даёт такая традиция? ­Считаете ли вы, что детям надо дарить книги?  На   прогулке   шестилетний   Максим   увидел   красивую   бабочку   с   оранжевыми крылышками.   Мама   не   знала,   как   она   называется,   но   предложила   сыну внимательно   её   рассмотреть   и   запомнить,   чтобы   дома   посмотреть   в   книге   и узнать её название. Понаблюдав, Максим заметил, что на крылышках у неё много чёрных   точек.   Дома   достала   книгу,   и   вместе   они   долго   рассматривали изображённых в ней бабочек. Наконец, нашли такую, которой заинтересовался Максим.   Она   называется   многоглазка   огненная.   Мама   спросила:   «Ты   понял, почему она называется огненной? А почему многоглазка?» Максим высказал свои предположения. ­Как вы относитесь к такому стилю общения взрослого и ребёнка? ­Что вы воспитываете, обращаясь вместе с ребёнком к книгам за ответом на возникший вопрос?  Ребёнок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько раз тебя учила? Разве так читают? Смотри, как надо!»  ­Как вы оцениваете поведение матери? (Один   втягивает   голову   в   плечи,   другой   –   обижается,   третий   –   становится равнодушным к чтению. Будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется, что это просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Наберёмся терпения, чтобы   не   отбить   у   ребёнка   желания   читать.   Пусть   он   радуется   каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.)  Немного   почитав,   Серёжа   говорит:   «Не   хочу   больше   читать!»   «Читай,   кому говорю!» ­ требует мать. «Ну мам,» ­ умоляет Серёжа. «Кому говорят, читай!» ­ почти   кричит   мать.   «Не   ори   на   меня,»   ­   грубит   сын.   «Ты   с   кем   так разговариваешь? Да я тебя…»­ угрожает мать. ­Как избежать конфликта? Выводы:             В заключении хотелось бы отметить   Камчатская краевая научная библиотека им.С.П.Крашенинникова  приглашает Вас на семейный чемпионат по чтению 27 апреля. Афишу   оставлю,   кто   заинтересовался,   возьмите.   «Чтобы   воспитать,   нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение»,­ писал А.П.Чехов.  Спасибо за внимание. Анкета для учащихся 1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книг? 2. Нравится ли тебе читать книги? 3. Какие книги ты читаешь с удовольствием? 4. Нравится ли тебе получать книги в подарок? 5. У вас дома много книг?   6. Читают ли тебе книги взрослые вслух? Анкета для учащихся 1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книг? 2. Нравится ли тебе читать книги? 3. Какие книги ты читаешь с удовольствием? 4. Нравится ли тебе получать книги в подарок? 5. У вас дома много книг?   6. Читают ли тебе книги взрослые вслух? Анкета для учащихся 1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книг? 2. Нравится ли тебе читать книги? 3. Какие книги ты читаешь с удовольствием? 4. Нравится ли тебе получать книги в подарок? 5. У вас дома много книг?   6. Читают ли тебе книги взрослые вслух? Анкета для родителей 1. Нравится ли вашему ребёнку читать? _____________________________________ 2. Сколько времени он проводит за чтением книг? ________________________________________________________________ 3. Убеждаете ли вы его читать или он это делает без принуждения? ___________________________________________________________________ __________________________________________________________ 4. Какие книги он предпочитает? ___________________________________________________________________ __________________________________________________________ 5. Как вы поощряете его читательские стремления? ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 6. Дарите ли вы своему ребёнку книги? _____________________________________ 7. Обсуждаете ли вы с ребёнком прочитанное? ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________ 8. Считаете ли вы себя активным читателем? ________________________________ 9. Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг? ________________________________________________________________ Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей  Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.  Покупайте   книги,   выбирайте   книги   яркие   по   оформлению   и   интересные   по содержанию.  Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.  Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.  Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте. Ребёнку обязательно захочется узнать, что будет дальше.  Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он его запомнил.  Рекомендуйте   ребёнку   книги   своего   детства,   делитесь   своими   детскими впечатлениями   от   чтения   той   или   иной   книги,   сопоставляйте   его   и   ваши впечатления.  Воспитывайте бережное отношение к книге.  Помните:   чем   лучше   и   больше   читает   ваш   ребёнок,   тем   лучше   он   будет ориентироваться в жизненных ситуациях и разбираться в людях        Как добиться высокой скорости чтения  Если   ребёнок   ещё   на   первых   ступенях   овладения   техникой   чтения,   не   надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5­7 минут, пересказал содержание. Через час­два ещё 1­2 абзаца. Перед сном ещё одна   порция.   Эффективность   такой   тренировки   гораздо   выше,   чем   чтение   в течение часа­полутора за один приём.  Хорошие   результаты   даёт   чтение   перед   сном.   Последние   события   дня фиксируются   эмоциональной   памятью,   и   те   часы,   когда   человек   спит,   он находится под их впечатлением.  Если ребёнок не любит читать, необходим режим щадящего чтения (например, можно просматривать диафильм и читать строчки под кадрами).  Необходимо отмечать рост скорости чтения, сравнивать результаты, радоваться каждому успеху.  Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать ежедневно не менее 10­ Правила чтения для учащихся 15 минут в день.  Старайся не читать лёжа.  Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор.  Обращай внимание на поступки героев, делай для себя выводы.  Делись с друзьями информацией об интересной книге.  Если тебе встретились непонятные слова, обратись за разъяснением к словарям или к взрослым.  Бережно относись к книге, используй закладки.  Веди   читательский   дневник.   Записывай   туда   автора   и   название   прочитанной книги, а также своё впечатление о книге. Памятка «Как готовить домашнее задание по чтению»  Внимательно   прочти   название   произведения,   которое   тебе   необходимо прочитать.  Посмотри, кто автор произведения.  Внимательно прочитай весь текст.  Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.  Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.  Подумай над тем, какова главная мысль этого произведения.  Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить.  Составь план пересказа текста.  Подготовь пересказ.  Не глядя в текст, вспомни действующих лиц и главного героя.  Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.  Выскажи   своё   мнение   по   прочитанному   тексту,   поделись   этим   мнением   с родными. Им это будет интересно. Как заучивать стихотворение к завтрашнему дню  Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.  Тихо прочитай стихотворение вслух.  Выясни непонятные слова.  Громко   прочитай   стихотворение.   Постарайся   уловить   мелодию,   ритм стихотворения.  Прочитай стихотворение громко и выразительно.  Через   2   минуты   повтори   стихотворение   2­3   раза   вслух   по   памяти,   при необходимости заглядывай в текст.  Через 3 часа повтори стихотворение, не заглядывая в текст.  Утром   следующего   дня   сначала   прочитай,   а   потом   расскажи   по   памяти стихотворение. Если стихотворение отвечать через 2­3 дня 1 день –  Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слова. Второй раз прочитай стихотворение про себя. 2 день – Пусть кто­нибудь прочитает тебе стихотворение  несколько раз. Постарайся запомнить его  на слух. 3 день –  Читай   стихотворение   и  проговаривай   его   шёпотом.  Выразительно   громко прочитай стихотворение. Расскажи по памяти. Перед сном расскажи вслух. Если стихотворение большое по объёму  Раздели стихотворение на четверостишия или по смысловым отрывкам.  Выучи первый отрывок.  Выучи второй отрывок.  Повтори первый и второй отрывки вместе.  Выучи третий отрывок.  Повтори первый, второй и третий отрывок вместе.  Продолжай так же.  Расскажи всё стихотворение.

Родительское собрание на тему «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему  «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему  «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему  «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему  «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему  «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему  «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему  «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему  «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему  «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)

Родительское собрание на тему  «Развитие читательского интереса у младшего школьника» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2018