Роль человеческого фактора в процессе подготовки УР.
Человеческий фактор оказывает влияние как на процесс разработки УР, так и на оценку имеющейся ситуации и проблем, требующих решения.
Действительно, руководители по-разному реагируют на существование и серьезность проблемы. Это, в частности, зависит от места работы, должности, опыта, личных пристрастий, сложившихся в коллективе отношений. Каждое УР характеризуется определенным уровнем фантазии, творчества, интеллекта и осмотрительности и т.д. Несомненно, что личностной чертой является и выбор степени проработанности проектов, в частности, состава и объема необходимых ресурсов, а также учет возможного проявления риска и готовность к нему. Важным моментом оказывается и готовность руководителя идти на компромисс, а также сама техника согласования интересов.
Человеческий фактор принятия УР включает:
Ø умелое делегирование полномочий;
Ø осуществление коммуникаций, наличие обратной связи с персоналом;
Ø поведенческие особенности руководителей, организационная культура;
Ø стиль руководства, отношение к персоналу и организация совместной работы по разработке УР;
Ø система управления персоналом и
Ø своевременное предупреждение конфликтов.
При разработке и реализации УР особо значимыми оказываются качества личности, которые можно подразделить на:
§ постоянные качества – стабильные черты, которыми обладают все лица, принимающие решения (целеустремленность, характеристика систем памяти, последовательность познания, стремление к успеху и др.) и
§ индивидуальные качества – специфические, переменные свойства, которыми обладают конкретные люди (творческие способности, оригинальность и гибкость мышления, воображение, уровень тревоги, самостоятельность, профессионализм и др.).
Психологические параметры, учитываемые при принятии УР:
§ Интуиция – наиболее часто применяется в оперативном управлении, когда можно связать решение проблемы с полученным ранее опытом ее решения.
§ Суждение. В основе решений, основанных на суждении, лежат знания, осмысленный опыт прошлого, здравый смысл. Способ принятия решений, основанный только на суждении, хотя и требует достаточно мало времени и средств, не очень эффективен, т.к. увеличивается риск упустить хороший вариант решения проблемы.
§ Рациональность. Рациональные решения основаны на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Без рациональных решений невозможно разработать эффективную стратегию и тактику управления.
Характер руководителя так же влияет на принимаемые им решения:
§ Уравновешенный руководитель принимает решения внимательно и критически; выбирает лучший из множества вариантов на основе выбранных критериев.
§ Импульсивный руководитель легко генерирует идеи, однако его решения, как правило, не достаточно обоснованы, поэтому часто не дают необходимого эффекта при решении проблемы, загоняют руководителя в тупик. Усугубленная проблема требует значительно больших затрат на ее решение.
§ Инертный руководитель не всегда применяет новаторские методы, его решения не оригинальны, не содержат ноу-хау, зато многократно выверены и гарантируют эффективное решение проблемы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.