Роль движения в развитии ребенка
Оценка 4.8

Роль движения в развитии ребенка

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
физическая культура
1 кл—6 кл
24.10.2022
Роль движения в развитии ребенка
Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка.
Роль движения в развитии ребенка.doc

                   Роль движения в развитии ребенка

 

   Физкультминутки, упражнения для кистей рук, для снятия усталости глаз   

                      

«Всё бесконечное разнообразие внешних

проявлений мозговой деятельности

сводится окончательно к одному лишь

явлению – мышечному движению»

                                      И. М. Сеченов

 

                                                     

         Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор  для нормального развития ребенка. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы  сердечно – сосудистой и дыхательной систем, увеличения массы головного мозга и его функциональном состоянии. Нейрофизиолог М.М. Кольцова, исследовавшая взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем развития речи у детей, высказала мысль о том, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же,   как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекция руки есть одна речевая зона мозга».

 

                       Физкультурные минутки.

           Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока можно включением в структуру урока двигательных упражнений средней интенсивности.

 

                       Вы, наверное, устали?

                       Вы, наверное, устали?

                       Ну, тогда все дружно встали.

                       Ножками потопали,

                       Ручками похлопали.

                       Покрутились, повертелись

                       И за парты все уселись.

                       Глазки крепко закрываем,

                       Дружно до пяти считаем.

                       Раз, два, три, четыре, пять.

                       Открываем, поморгаем

                       И работать продолжаем.

 

                  Упражнения для кистей рук «Театр в руке».

    Это обусловливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста, для которых чрезмерные двигательные нагрузки             ( непрерывное письмо) нежелательны.  

                                                  Осьминог

 

         Установить кисть на столе, касаясь его подушечками пальцев, запястьем вверх. Пальцы врозь. Движение по столу выполнять каждым пальцем по отдельности. Упражнение делать поочередно правой и левой рукой. Затем одновременно двумя руками ( бимануальное движение).

         Упражнение выполнять 15 – 20 секунд.

 


                               

 


                                                      Рыбка

 

             Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо – влево, вперед – назад, вверх – вниз) на длину вытянутой руки.

Упражнение выполнять 15 – 20 секунд   

   

 

                                

 

                                           

                                                 Взгляд

 

         Пальцы кисти плотно сжать в кулак. С напряжением выпрямить пальцы и развести их как можно шире. Затем опять собрать пальцы в кулак. Упражнение выполнять по очереди то правой, то левой рукой, затем одновременно двумя руками.

       Упражнение выполнять 15 – 20 секунд.

 

                              

                               

 

                                                 Конь

 

            Выполнять короткие удары пальцами рук по столу, поочередно касаясь стола подушечками пальцев. Можно изменять темп и интенсивность удара.  Упражнение выполняется 15 – 20 секунд.

 

 


                          

 


                          Сказки для «Театра в руке»

                                             Птичка

«Летать – это так здорово!» - сказала Правая рука Левой руке. Обе вздохнули и соединились. Взмахнула Правая рука – не выходит, взмахнула Левая рука – безуспешно. А если вдвоем? Раз, два, три и полетела птичка: вверх, в сторону. Вниз, то быстро летит, то медленно парит. Самое главное – вместе.  

Подумай, разве трудно летать, если очень хочется.

 

                                          

                                            Бабочка

 

           Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко – Мизинец, потом другое – Безымянный палец. Наконец, запорхало большое крыло – Средний палец. Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще не взлетела, а сидит на Ладошке другой Руки. Подуй на нее! Вот видишь – летит. Но бабочка так привыкла к тебе, что не улетает далеко, а порхает вокруг. Вот она села

на плечо, опять вспорхнула вверх, теперь села на Голову, затем перелетела на Колено. Она совсем не боится тебя. Я думаю, вы подружитесь.

 


                              

 


                                            Рыбка

 

           Сначала появилась рыбка – Правая рука. Медленно и плавно она плыла вперед – куда глаза глядят. Вот любопытной рыбке стало скучно, и она повернула в одну сторону, потом в другую. «А что там творится наверху? Хочу хоть одним глазком взглянуть! – и устремилась вверх. – А что на дне? Но как скучно играть одной …» Не успела подумать, как подплывает подружка – Левая рука. Вдвоем веселее. И стали они играть. Танцевать то вместе. То порознь. А когда устали – заснули. И правильно сделали.

 

 


                               

 

                          Динамические упражнения

 

          Упражнения выполняются в исходном положении сидя, т. е. непосредственно на рабочем месте школьника (за партой или за столом).

 

                                    Голова – мяч

 

               Положить голову на правое плечо. Сделать толчок плечом и переложить голову на левое плечо. Затем сделать толчок левым плечом и переложить голову на правое плечо. Движение повторить 6 – 8 раз. В упражнение можно включать кисти рук и «перебрасывать» голову от плеча на ладонь и обратно. Возможны движения головой вправо – влево, вперед – назад. Упражнение выполнять 15 – 20 секунд.

 

                     

                      

 

                              Любопытный нос

 

        Выполнять движения головой. Двигаясь от кончика носа в направлениях: вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево. Затем возможно последовательное включение других частей тела (плечи, грудной клетки).

  Упражнение выполнять 15 – 20 секунд.

 

                           

 

 

                                         Воронка

 

          Последовательно вращать по кругу головой, плечами и грудной клеткой. Упражнение выполнять сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

Упражнение выполнять 15 – 20 секунд.

 

                                     

             

                                Несговорчивые уши

 

             Прислушиваясь правым ухом, перемещать сначала голову, а потом и все туловище вправо. Затем из этого положения выполнять аналогичное перемещение влево. Движения делать в разных направлениях.

        Упражнение выполнять 15 – 20 секунд.

 

 

                           

 

                              

                                  Гимнастика для глаз.

 

       Согласно разным теориям одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряженные зрительные нагрузки.

Упражнения для глаз предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям.

 

                 Упражнения для снятия усталости глаз.

 

1.     Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2.     Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

 

                           Бабочка

                  Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

                  И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

                 Больше спать не захотел.

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

                 Встрепенулся. Потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).)

                 Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо – влево.)

 

                               Волшебный сон

                           Реснички опускаются..

                           Глазки закрываются…

                           Мы спокойно отдыхаем…

                           Сном волшебным засыпаем…

                           Дышится легко… ровно… глубоко…

                           Наши руки отдыхают…

                           Отдыхают…Засыпают…

                           Шея не напряжена

                           И рассла –бле – на…

                           Губы чуть приоткрываются…

                           Все чудесно расслабляется…

                          Дышится легко… ровно… глубоко…

                                      (Пауза)

                          Мы спокойно отдыхаем…

                          Сном волшебным засыпаем…

                          (Громче, быстрей, энергичней)

                          Хорошо нам отдыхать!

                          Но пора уже вставать!

                          Крепче кулачки сжимаем.

                          Их повыше поднимаем.

                          Потянулись! Улыбнулись!

                          Всем открыть глаза и встать!

 

                      Упражнения на релаксацию

 

        Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения при эмоциональной напряженности. Когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.

 

                           Игра «Дождь в лесу»

 

         Дети становятся в круг друг за другом – они «перемещаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

         Но подул сильный ветер  и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья. устойчиво стоят и только раскачиваются ( дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя своими ветвями ( дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть. Бодрость и радость жизни».

           Научись играть со своими воспитанниками на уроках. На переменах, после уроков, в свободное время, в выходные дни…

Играй с ними каждый день! И тогда обучение в школе будет желанным и полезным для каждого школьника.

 

 

                         Литература.

 Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка. - М., 2003

 Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. – М., 2007


Роль движения в развитии ребенка

Роль движения в развитии ребенка

Осьминог Установить кисть на столе, касаясь его подушечками пальцев, запястьем вверх

Осьминог Установить кисть на столе, касаясь его подушечками пальцев, запястьем вверх

Конь Выполнять короткие удары пальцами рук по столу, поочередно касаясь стола подушечками пальцев

Конь Выполнять короткие удары пальцами рук по столу, поочередно касаясь стола подушечками пальцев

Бабочка Бабочка спит в твоем кулачке

Бабочка Бабочка спит в твоем кулачке

Динамические упражнения

Динамические упражнения

Воронка Последовательно вращать по кругу головой, плечами и грудной клеткой

Воронка Последовательно вращать по кругу головой, плечами и грудной клеткой

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз.

Хорошо нам отдыхать!

Хорошо нам отдыхать!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2022