Дополнительная общеобразовательная программа «Дзюдо»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 31.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дополнительная общеобразовательная программа «Дзюдо» физкультурно-спортивной направленности
Иконка файла материала Программа Дзюдо.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

 

 

 

РАССМОТРЕНА

На педагогическом совете

Протокол №1

от ______20__г.

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №1

_______________/__________

«___»___________2024г.

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Дзюдо»

физкультурно-спортивной направленности

 

 

 

 

 

 

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 7-10 лет

 

Автор-составитель:

Шепель Андрей Александрович,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут, 2024

 

 

 

Аннотация к программе

 

Дополнительная образовательная программа «Дзюдо» предназначена для учащихся 1-4 классов.

Небольшое описание программы:

Цель: создание условий для раскрытия физического и духовного потенциала личности средствами борьбы дзюдо

Задачи:

Обучающие:

– обучение комплексу специальных знаний, двигательных умений и навыков по дзюдо;

– формирование знаний об истории развития дзюдо;

– формирование понятий физического и психического здоровья.

Развивающие:

– развитие моторики, формирование жизненно необходимых умений и связанных с ними элементарных знаний;

– укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся;

– формирование правильной осанки и профилактика её нарушения;

– профилактика плоскостопия;

– повышение функциональных возможностей организма;

– укрепление опорно-двигательного аппарата; - повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды:

Воспитательные:

– воспитание нравственных и волевых качеств в процессе занятий, и формирование устойчивой привычки в самовоспитании личностных качеств;

– приобщение обучающихся к общечеловеческим и общекультурным ценностям;

– профилактика асоциального поведения:

– формирование эмоционального благополучия ребенка, положительного эмоционального отклика на занятия спортом и позитивной оценки собственного «я»;

– формирование устойчивого интереса к занятиям дзюдо;

– воспитание навыков самостоятельной работы;

– осуществление воспитательного процесса посредством взаимодействия тренера-преподавателя с семьей обучающегося;

– формирование нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств, а также основ знаний о гигиене.

Планируемые результаты:

– укрепление здоровья и улучшение физического развития;

– устойчивый интерес к занятиям данным видом спорта;

– владение основами техники и тактики дзюдо;

– наличие соревновательного опыта (внутришкольные соревнования);

– наличие доступных знаний в области физической культуры и спорта;

– сформированность навыков личной и общественной гигиены, самоконтроля функционального состояния организма.

 

Предлагаемые для участия конкурсы/соревнования/мероприятия:

Соревнования на проведение переворотов в борьбе лежа и удержаний.

Соревнования по выполнению общеразвивающих упражнений (эстафеты, игры, конкурсы, показательные выступления).

 

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Количество часов: 68 часа (2 часа в неделю), продолжительность одного занятия 40 минут.

 

 

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Название программы

Дополнительная общеобразовательная программа

«Дзюдо»

Направленность программы

физкультурно-спортивная

 

Ф.И.О. автора (составителя) программы

Шепель Андрей Александрович

Год разработки или модификации

2024 год

Где, когда и кем утверждена программа

Программа утверждена педагогическим советом от 31.08.2024г., протокол №1

Информация и наличие рецензии

Отсутствует

Цель

создание условий для раскрытия физического и духовного потенциала личности средствами борьбы дзюдо

Задачи

Обучающие:

– обучение комплексу специальных знаний, двигательных умений и навыков по дзюдо;

– формирование знаний об истории развития дзюдо;

– формирование понятий физического и психического здоровья.

Развивающие:

– развитие моторики, формирование жизненно необходимых умений и связанных с ними элементарных знаний;

– укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся;

– формирование правильной осанки и профилактика её нарушения;

– профилактика плоскостопия;

– повышение функциональных возможностей организма;

– укрепление опорно-двигательного аппарата; - повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды:

Воспитательные:

– воспитание нравственных и волевых качеств в процессе занятий, и формирование устойчивой привычки в самовоспитании личностных качеств;

– приобщение обучающихся к общечеловеческим и общекультурным ценностям;

– профилактика асоциального поведения:

– формирование эмоционального благополучия ребенка, положительного эмоционального отклика на занятия спортом и позитивной оценки собственного «я»;

– формирование устойчивого интереса к занятиям дзюдо;

– воспитание навыков самостоятельной работы;

– осуществление воспитательного процесса посредством взаимодействия тренера-преподавателя с семьей обучающегося;

– формирование нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств, а также основ знаний о гигиене.

 

Ожидаемые результаты освоения программы

– укрепление здоровья и улучшение физического развития;

– устойчивый интерес к занятиям данным видом спорта;

– владение основами техники и тактики дзюдо;

– наличие соревновательного опыта (внутришкольные соревнования);

– наличие доступных знаний в области физической культуры и спорта;

– сформированность навыков личной и общественной гигиены, самоконтроля функционального состояния организма.

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю / год

2 часа в неделю / 68 часов в год

Возраст обучающихся

7-10 лет

Формы занятий

групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия

Методическое обеспечение

1. С.В. Ерегина, И.Д. Свищев, С.И. Соловейчик, В.А. Шишкин, Р.М.Дмитриев, Н.Л. Зорин, Д.С. Филиппов Дзюдо: программа спортивнойподготовки для учреждений дополнительного образования и портивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России. - М.: Советский спорт, 2005.

2. С.В. Ерегина, И.Д. Свищев, С.И. Соловейчик, В.А. Шишкин, Р.М.Дмитриев, Н.Л. Зорин, Д.С. Филиппов Дзюдо: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва /Национальный союз дзюдо. - М.: Советский спорт, 2006.

3. Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев Дзюдо. Система и борьба: учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва/Ю.А. Шулика и др.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ, и др.)

Спортивный зал с татами, скакалки, гантели, мячи, набивные мячи, кимоно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  физкультурно-оздоровительной направленности «Дзюдо» реализуется на базе МБОУ СОШ № 1 г. Сургута ХМАО-Югры.

 

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1.    Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.    Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

3.    Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4.    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

5.    Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

6.    Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

7.    Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Развитие образования;

8.    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» ред. от 02.02.2021г.;

9.    Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

10.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

11.    Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09–3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».

 

Реализация общеразвивающей программы осуществляется за пределами ФГОС и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению ГИА по образовательным программам.

 

Актуальность программы: Дзюдо – это вид спортивной борьбы, культивируемый в большинстве стран мира. В России дзюдо является одним из популярных видов спорта. На сегодняшний день дзюдо является олимпийским видом спорта. Технический арсенал дзюдо включает в себя: - бросковую технику; - технику удержаний; - технику болевых приёмов на локтевой сустав; - технику удушающих приёмов. Занятия этим видом единоборства направлены на физическое и духовное совершенствование личности на основе совершенствования техники, тактики и философии дзюдо. Абсолютная цель занятия дзюдо – изучить себя, чтобы принести больше пользы окружающему миру.

Направленность программы: физкультурно-оздоровительная

Уровень освоения программы: стартовый

Отличительные особенности: Данная Программа предназначена для обучающихся спортивно-оздоровительных групп в МБОУ СОШ № 1.

Цель:создание условий для раскрытия физического и духовного потенциала личности средствами борьбы дзюдо

Задачи:

Обучающие:

– обучение комплексу специальных знаний, двигательных умений и навыков по дзюдо;

– формирование знаний об истории развития дзюдо;

– формирование понятий физического и психического здоровья.

Развивающие:

– развитие моторики, формирование жизненно необходимых умений и связанных с ними элементарных знаний;

– укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся;

– формирование правильной осанки и профилактика её нарушения;

– профилактика плоскостопия;

– повышение функциональных возможностей организма;

– укрепление опорно-двигательного аппарата; - повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды:

Воспитательные:

– воспитание нравственных и волевых качеств в процессе занятий, и формирование устойчивой привычки в самовоспитании личностных качеств;

– приобщение обучающихся к общечеловеческим и общекультурным ценностям;

– профилактика асоциального поведения:

– формирование эмоционального благополучия ребенка, положительного эмоционального отклика на занятия спортом и позитивной оценки собственного «я»;

– формирование устойчивого интереса к занятиям дзюдо;

– воспитание навыков самостоятельной работы;

– осуществление воспитательного процесса посредством взаимодействия тренера-преподавателя с семьей обучающегося;

– формирование нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств, а также основ знаний о гигиене.

 

 

 

 

Организационно-педагогические условия

Адресат программы / количество обучающихся в группе: учащиеся 1-4 классов / 10-14 человек.

Срок реализации программы / количество часов: 1 год / 68 часов, 2 раза в неделю

В условиях карантинных мероприятий, актированных дней реализация программы возможна в дистанционном режиме с использованием программ «Сферум».

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

Формы обучения: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия.

Методы обучения: групповой метод, метод круговой тренировки.

Формы занятий: очная

 

Планируемые результаты:

– укрепление здоровья и улучшение физического развития;

– устойчивый интерес к занятиям данным видом спорта;

– владение основами техники и тактики дзюдо;

– наличие соревновательного опыта (внутришкольные соревнования);

– наличие доступных знаний в области физической культуры и спорта;

– сформированность навыков личной и общественной гигиены, самоконтроля функционального состояния организма.

 

Формы промежуточной аттестации и итогового контроля:

Тестирование по общей и специальной физической подготовке.

Материально-техническое обеспечение:

Спортивный зал с татами, скакалки, гантели, мячи, набивные мячи, кимоно.

 

Учебно-тематический план

Наименованием разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

0

беседа

2

Гигиенические требования и навыки, врачебный контроль

1

1

0

беседа

3

Основы техники и тактики борьбы

1

1

0

Беседа

Наблюдение

Самостоятельная работа

4

Правила соревнований

2

2

0

Беседа

Наблюдение

Самостоятельная работа

 

Физическая подготовка

30

0

30

Беседа

Наблюдение

Самостоятельная работа

 

Технико-тактическая подготовка

31

0

31

Беседа

Наблюдение

Самостоятельная работа

 

Соревновательная подготовка

1

0

1

Беседа

Наблюдение

Самостоятельная работа

 

Зачётные требования

1

0

1

Беседа

Наблюдение

Самостоятельная работа

 

Всего:

68

5

63

 

 

 

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место прове-дения

Форма конт-роля

 

Раздел 1. ***

1.        

 

 

 

 

 

Инструктаж ТБ. История, этикет в дзюдо. Тестирование.

Спорти-вный зал

 

2.        

 

 

 

 

 

Стойка дзюдоиста. Дистанция. Игра «Транспортировка». Тестирование.

Спорти-вный зал

 

3.        

 

 

 

 

 

Передвижения. Игра «Перестрелка». Тестирование.

Спорти-вный зал

 

4.        

 

 

 

 

 

Падения на спину. Акробатика. Тестирование.

Спорти-вный зал

 

5.        

 

 

 

 

 

Падения на спину. Акробатика. Тестирование.

Спорти-вный зал

 

6.        

 

 

 

 

 

Падения на спину. Захваты атакующие. Акробатика. Тестирование.

Спорти-вный зал

 

7.        

 

 

 

 

 

Падения на спину. Захваты атакующие. Акробатика. Тестирование.

Спорти-вный зал

 

8.        

 

 

 

 

 

Падения на спину. Самостраховка. Тестирование.

Спорти-вный зал

 

9.        

 

 

 

 

 

Падения на спину. Самостраховка. Тестирование.

Спорти-вный зал

 

10.    

 

 

 

 

 

Падения на спину. Самостраховка. Тестирование.

Спорти-вный зал

 

11.    

 

 

 

 

 

Падения на бок.  Самостраховка. Захваты. Акробатика.

Спорти-вный зал

 

12.    

 

 

 

 

 

Падения на бок.  Самостраховка. Захваты. Акробатика.

Спорти-вный зал

 

13.    

 

 

 

 

 

Падения на бок.  Самостраховка. Выведение из равновесия.

Спорти-вный зал

 

14.    

 

 

 

 

 

Падения на бок.  Самостраховка. Выведение из равновесия.

Спорти-вный зал

 

15.    

 

 

 

 

 

Падения. Самостраховка. Акробатика.

Спорти-вный зал

 

16.    

 

 

 

 

 

Падения. Самостраховка. Акробатика.

Спорти-вный зал

 

17.    

 

 

 

 

 

Падение через партнёра. Удержание сбоку.

Спорти-вный зал

 

18.    

 

 

 

 

 

Падение через партнёра. Удержание сбоку.

Спорти-вный зал

 

19.    

 

 

 

 

 

Падение через партнёра. Удержание сбоку.

Спорти-вный зал

 

20.    

 

 

 

 

 

Падение через партнёра. Удержание сбоку.

Спорти-вный зал

 

 

Раздел 2. ***

21.    

 

 

 

 

 

Падение через партнёра. Уходы с удержания сбоку.

Спорти-вный зал

 

22.    

 

 

 

 

 

Падение через партнёра. Уходы с удержания сбоку.

Спорти-вный зал

 

23.    

 

 

 

 

 

Падение через партнёра. Бросок «Отхват».

Спорти-вный зал

 

24.    

 

 

 

 

 

Падение через партнёра. Бросок «Отхват».

Спорти-вный зал

 

25.    

 

 

 

 

 

Бросок «Отхват». Уходы с  удержания сбоку.

Спорти-вный зал

 

26.    

 

 

 

 

 

Падение через партнёра. Бросок «Отхват».

Спорти-вный зал

 

27.    

 

 

 

 

 

Бросок «Отхват». Уходы с  удержания сбоку.

Спорти-вный зал

 

28.    

 

 

 

 

 

Падения. Страховка. Бросок через бедро.

Спорти-вный зал

 

29.    

 

 

 

 

 

Падения. Страховка. Бросок через бедро.

Спорти-вный зал

 

30.    

 

 

 

 

 

Падения. Страховка. Удержание поперек.

Спорти-вный зал

 

31.    

 

 

 

 

 

Падения. Страховка. Удержание поперек.

Спорти-вный зал

 

32.    

 

 

 

 

 

Падения. Страховка. Удержание поперек.

Спорти-вный зал

 

33.    

 

 

 

 

 

Падения. Страховка. Удержание поперек.

Спорти-вный зал

 

34.    

 

 

 

 

 

Падения. Страховка. Бросок через бедро.

Спорти-вный зал

 

35.    

 

 

 

 

 

Падения. Страховка. Удержание поперек.

Спорти-вный зал

 

36.    

 

 

 

 

 

Падения. Страховка. Удержание поперек.

Спорти-вный зал

 

 

Раздел 3. ***

37.    

 

 

 

 

 

Падения. Страховка. Удержание поперек.

Спорти-вный зал

 

38.    

 

 

 

 

 

Падения. Страховка. Уходы с удержания поперек.

Спорти-вный зал

 

39.    

 

 

 

 

 

Падения. Страховка. Уходы с удержания поперек.

Спорти-вный зал

 

40.    

 

 

 

 

 

Падения. Страховка. Уходы с удержания поперек.

Спорти-вный зал

 

41.    

 

 

 

 

 

Падения. Страховка. Уходы с удержания поперек.

Спорти-вный зал

 

42.    

 

 

 

 

 

Бросок  «Отхват» в движении.

Спорти-вный зал

 

43.    

 

 

 

 

 

Бросок  «Отхват» в движении.

Спорти-вный зал

 

44.    

 

 

 

 

 

Бросок  «Отхват» в движении.

Спорти-вный зал

 

45.    

 

 

 

 

 

Бросок  «Отхват» в движении.

Спорти-вный зал

 

46.    

 

 

 

 

 

Бросок через бедро в движении.

Спорти-вный зал

 

47.    

 

 

 

 

 

Бросок через бедро в движении.

Спорти-вный зал

 

48.    

 

 

 

 

 

Бросок через бедро в движении.

Спорти-вный зал

 

49.    

 

 

 

 

 

Бросок через бедро в движении.

Спорти-вный зал

 

50.    

 

 

 

 

 

Переворот  захватом двух рук.

Спорти-вный зал

 

51.    

 

 

 

 

 

Переворот  захватом двух рук.

Спорти-вный зал

 

52.    

 

 

 

 

 

Переворот  захватом двух рук.

Спорти-вный зал

 

53.    

 

 

 

 

 

Переворот  захватом двух рук.

Спорти-вный зал

 

54.    

 

 

 

 

 

Бросок  «Отхват» в движении.

Спорти-вный зал

 

55.    

 

 

 

 

 

Бросок  «Отхват» в движении.

Спорти-вный зал

 

56.    

 

 

 

 

 

Бросок «Зацеп изнутри».

Спорти-вный зал

 

57.    

 

 

 

 

 

Бросок «Зацеп изнутри».

Спорти-вный зал

 

58.    

 

 

 

 

 

Бросок «Зацеп изнутри».

Спорти-вный зал

 

59.    

 

 

 

 

 

Бросок «Зацеп изнутри».

Спорти-вный зал

 

60.    

 

 

 

 

 

Переворот захватом за пояс и из под руки.

Спорти-вный зал

 

61.    

 

 

 

 

 

Переворот рывком на себя.

Спорти-вный зал

 

62.    

 

 

 

 

 

Переворот рывком на себя.

Спорти-вный зал

 

63.    

 

 

 

 

 

Удержание со стороны головы.

Спорти-вный зал

 

64.    

 

 

 

 

 

Бросок через спину.

Спорти-вный зал

 

65.    

 

 

 

 

 

Бросок через спину.

Спорти-вный зал

 

66.    

 

 

 

 

 

Уходы с удержания верхом.

Спорти-вный зал

 

67.    

 

 

 

 

 

Уходы с удержания верхом. ОФП. Тестирование

Спорти-вный зал

 

68.    

 

 

 

 

 

Соревнования.

Спорти-вный зал

 

 

ИТОГО часов:

68

 

 

 

 

 

Содержание программы

Физическая культура и спорт в России

Физическая культура – часть общей культуры. Её значение для укрепления здоровья и всестороннего физического развития.

История дзюдо

История зарождения и развития дзюдо в Японии.

Общее понятие о гигиене

Гигиенические требования к занимающимся дзюдо. Личная гигиена. Гигиена мест занятий. Предупреждение травм. Причина травм.

Врачебный контроль и самоконтроль

Значение и содержание врачебного контроля. Порядок осуществления врачебного контроля в ДЮЦ и в ДЮСШ. Значение медицинских и педагогических наблюдений для правильной организации учебно-тренировочного процесса.

Общее понятие о приёмах

Характеристика бросков. Характеристика удержаний. Характеристика болевых и удушающих приёмов.

Этикет в дзюдо

Поклоны перед выходом на татами (Tachi Rei), партнёру при вызове его на совместные упражнения или поединок (Za Rei), а также окончания упражнения или поединка, тренеру при индивидуальном общении и стоя в общем строю. Во время занятий не рекомендуется много разговаривать, опираться на стенку, не лежать. Относится к товарищам с уважением. Вести себя с достоинством.

Запрещённые приёмы в дзюдо

В дзюдо запрещается: бросать противника на голову, выполнять резкие движения с захватом руки противника на рычаг, при броске падать на противника всем телом, зажимать противнику рот, нос, наносить удары, царапаться, кусаться, выкручивать шею, упираться руками, ногами или головой в лицо противника, надавливать локтем или коленом на любую часть тела противника в борьбе лёжа, захватывать пальцы рук, ног, болевые приёмы на кисть и ноги, проводить болевые удушения рывком, держаться за татами.

 

Сведения о физиологических основах тренировки борца

 

Мышечная деятельность как необходимое условие физического развития

Правила соревнований

Возрастные группы и весовые категории. Взвешивание. Начало и конец схватки. Продолжительность схватки и возможные перерывы для оказания медицинской помощи, приведения в порядок костюма. Определение победителя в схватке. Оценки приёмов.

Команды и жесты арбитра (основные).

Сведения о строении и функциях человеческого организма человека

Нервная, кровеносная, дыхательная и пищеварительная системы организма. Костная система. Скелет. Форма костей. Суставы. Мышцы. Связочный аппарат. Деятельность мышц. Прикрепление мышц к костям.

Общая и специальная физическая подготовка борцов.

Направленность общей и специальной физической подготовки борцов.

Воспитательное значение обучения

Взаимосвязь обучения и воспитания. Роль коллектива в обучении и воспитании.

Места занятий, оборудование и инвентарь

Оборудование зала и инвентарь. Эксплуатация и сохранение. Форма дзюдоиста (дзюдога), уход за ней.

 

 

Техническая подготовка

Элементарные технические действия

 

Стойка дзюдоиста (Shi Sei): высокая, низкая, средняя, левая, правая, фронтальная.

Дистанция(Sin Tai): дальняя, средняя, ближняя, вплотную.

Передвижения(Tai Sabaki): вперёд, назад, вперёд вправо, влево по кругу, назад вправо, влево по кругу, влево, вправо.

Самостраховка (Ukemi): на левый бок /правый бок, на спину/ живот, падение через партнёра, шест.

Начальные технические действия

Захваты (Kumi Kata): атакующие, защитные, вспомогательные:

- двух рукавов; - рукава и одноимённого отворота; - рукава и разноимённого отворота;

- двух отворотов; - рукава и пояса спереди или сзади; - рукава – отворота или туловища;

- одноимённого и разноимённого рукава, ворота (шеи).

Выведение из равновесия (Kuzushi):

- вперёд на носки (Mae Kuzushi); - назад на пятки (Ushiro Kuzushi); - влево (Hidari Kuzushi);

- вправо (Migi Kuzushi); - вперёд вправо (Mae Migi Kuzushi); - вперёд влево (Mae Hidari Kuzushi);

- назад вправо (Ushiro Migi Kuzushi); - назад влево (Ushiro Hidari Kuzushi);

- сбиванием, осаживанием, зависанием.

 

Техника 5 киу, желтый пояс.

Броски – Nage Waza

1.      Боковая подсечка – De ashi-barai

2.      Передняя подсечка в колено – Hiza Guruma

3.      Передняя подсечка – Sasae Tsuri Komi Ashi

4.      Бросок через бедро с захватом туловища – Uki Goshi

5.      Отхват – O soto Gari

6.      Бросок через бедро – O Goshi

7.      Зацеп изнутри – O Uchi Gari

8.      Бросок через спину – Seoi Nage

 

Приемы борьбы лежа – Ne Waza

1.Удержание сбоку – Hon Kesa Gatane

2.Удержание сбоку с выключением руки – Kata Gatame

3.Удержание поперек – Yoko Shino Gatame

4.Удержание со стороны головы, захватом пояса – Kami Shino Gatame

5.Удержание верхом – Tate Shino Gatame

6. Рычаг локтя через бедро от удержания сбоку – Kasa-Ude-Hishigi-Gatame

7. Переворачивание захватом двух рук Yoko Kaeri Waza;

8. Переворачивание захватом шеи и руки из под плеча (ключом);

9. Переворачивание захватом бедра и руки Yoko Kaeri Waza.

 

Физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Упражнения для развития специальных физических качеств

Силы: выполнение приёмов на более тяжёлом партнёре, приседание с партнёром, перенос партнёра перед собой.

Быстроты: выполнение бросков на скорость

Выносливости: выполнение бросков, удержаний на длительность

Ловкость: выполнение приёмов с использованием движения партнёра

Имитация упражнений для подсечек с набивным мячом, удары стопой по движущемуся мячу.

Борьба на одной ноге для освоения боковой подсечки. Uci-komi

 

Общая физическая подготовка

Упражнения для развития общих физических качеств

Силы: гимнастика – подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лёжа, сгибание туловища лёжа на спине, ноги закреплены, поднимание ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке, лазание по канату с помощью ног, без помощи ног.

Спортивная борьба: - приседание, повороты туловища, наклоны с партнёром на плечах, подъем партнёра захватом туловища сзади, стоя на параллельных скамейках.

Быстрота: лёгкая атлетика – бег 30 м, прыжки в длину с места.

Гимнастика – подтягивание на перекладине за 20 с, сгибание рук в упоре лёжа за 20 с, с

Гибкости: спортивная борьба – вставание на мост из стойки, переворачивания на мосту с помощью партнёра; гимнастика – упражнения на гимнастической стенке, упражнения для формирования осанки.

Ловкости: лёгкая атлетика – челночный бег 3х10 м, гимнастика – кувырки вперёд, назад (вдвоём, втроём), боковой переворот, подъем разгибом; спортивные игры – футбол, баскетбол, волейбол; подвижные игры – эстафеты, игры в касания, в захваты.

Выносливости: лёгкая атлетика – кросс 800 м;

 

Упражнения для комплексного развития качеств

 

Поднимание и опускание плеч, круговые движения, из упора присев в упор лёжа и снова в упор присев; стойка на лопатках, вращение шеи, туловища, таза; наклоны вперёд, назад, в сторону; прыжки на месте с поворотом на 90°, 180°, 360°; ходьба по рейке гимнастической скамейки, с поворотом, перешагивания через набивной мяч; кувырок вперёд с захватом скрещенных ног, с закрытыми глазами, из стойки, с набивным мячом в руках, полёт кувырок; стойка на руках; переползания; лазание по гимнастической стенке, метания теннисного мяча на дальность, после кувырка вперёд, на точность, перебрасывания мяча в парах; строевые упражнения – выполнение команд «направо», «налево», «кругом», построение из колонны по одному в колонну по трое, размыкание вправо, влево от середины на вытянутые в сторону руки.

 

 

Психологическая подготовка

Волевая подготовка

 

               Упражнения для развития волевых качеств средствами дзюдо

Решительности: проведение поединков с моделированием реальных ситуаций, которые могут встретится в предстоящих соревнованиях; поединки с заданием и ограничением времени на его выполнение.

Настойчивости: освоение сложных, не удающихся для выполнения с первой попытки бросков, удержаний, болевых приёмов; поединки с односторонним сопротивлением.

Выдержки: проведение поединка с непривычным, неудобным противником.

Смелости: поединки с более сильным противником (выполнение при этом посильных задач – не позволить выиграть противнику «иппоном», продержатся до оценки за атакующее действие определённое время, выполнить атакующее действие на минимальную оценку).

 

Упражнения для развития волевых качеств средствами

других видов деятельности

Выдержки: не пить сырую воду после тренировки, не есть сладкого или солёного один день; задержка дыхания до 90 с, преодоление болевого рефлекса; преодоление усталости.

Настойчивости: освоение сложных двигательных действий из различных видов спорта не удавшихся при выполнении с первой попытки, строгое соблюдение режима дня и тренировки (домашняя работа и учёт её выполнения); своевременное выполнение обещаний, точность явки на тренировку.

 

Нравственная подготовка

 

Упражнения для развития нравственных качеств средствами дзюдо

Трудолюбия: поддержание в порядке спортивной формы (стирка, глажка, ремонт).

Взаимопомощи: поддержка, страховка партнёра, помощь партнёру при выполнении различных упражнений и задач тренировки.

Дисциплинированности: выполнение строевых команд, выполнение требований тренера и традиций учебно-тренировочного коллектива дзюдо.

Инициативности: выполнение некоторых обязанностей помощника тренера (частичный показ выполнения бросков, удержаний, болевых), самостоятельная работа по освоению техники и тактики; проведение поединков со слабыми, менее квалифицированными партнёрами с задачей действовать не стандартными способами и методами.

 

Упражнения для развития нравственных качеств средствами

других видов деятельности

Инициативности: выполнение порученной работы с установкой сделать лучше, быстрее и качественнее, чем другие.

Честности: выполнение требований говорить правду товарищам, тренеру, родителям (при опозданиях, при выявлении причин ошибок).

Доброжелательности: стремление подружиться с партнёром по выполнению упражнения, по тренировкам.

Трудолюбия: выполнение необходимой работы в спортивном зале  (уборка, мелкий ремонт инвентаря) обязательно сопровождаемое положительными эмоциями, положительной оценкой результатов работы.

Тактическая подготовка

- простейшие способы выведения из равновесия, для подготовки бросков – сковывание, маневрирование.

Соревновательная подготовка

Участвовать в 1-2 соревнованиях (командных) в конце года.

 

Зачетные требования теоретической подготовки

 

 


Критерии освоения технических                        Назвать и выполнить технической

и тактических действий, уровень                      (тактической) действие в стандартных

освоения, оценка                                                    условиях

 


Неудовлетворительно                                             Не выполнил, назвал и выполнил с

                                                                                   грубыми ошибками

 


Хорошо                                                                     Назвал и выполнил с незначительными

                                                                                   ошибками

 


Отлично                                                                   Назвал и выполнил без ошибок

 

 


Основные показатели для контроля развития физических качеств

 

Вид двиг.       Развиваемое              Упражнения                                                      Возраст

                        физической                                                                                      дзюдоистов

деят-ти           качество

7-8        9-10

      

Л/атлетика     Быстрота                    Бег на 30 м (с)                                              5,8       5,6

 


Гимнастика   Сила                           Подтягивание на перекладине                   3                5

                                                           (кол-во раз)

 


                        Выносливость           Сгибание рук в упоре лёжа                         15          20

                                                           (кол-во раз)

 

 


                        Быстрота                Сгибание туловища лёжа на спине             32          46

                                                       за 1 мин, ноги закреплены (кол-во раз)

 

 

 

 


Зачётные требования по общей физической подготовке

 


                                                                                   Возраст

Виды упражнений                                       8-9 лет                                    10-11 лет

 


                                                           Хорошо          Удов-но          Хорошо          Удов-но

 


Бег 30 м                                             5,9                   6.7                   5,6                   6,0

Прыжок в длину (см)                       150                  140                  160                  150

Кросс (без учёта времени)              1000                500                  1000                500

Подтягивание на перекладине        5                      3                      5                      3

 

 

 

 

 


Результаты обучения:

 

Учащиеся должны:

- выполнить зачётные требования по ОФП и СФП;

- знать основы гигиены;

- знать правила безопасного поведения на занятии и в условиях соревнования;

- знать теоретический раздел программы;

- иметь определённый опыт участия в соревнованиях;

- иметь соответствующий уровень развития нравственных и волевых качеств.

 

 

Список литературы:

 

1.      Маркс, Роджер Дзюдо. Все техники и основные упражнения / Роджер Маркс. - М.: Эксмо, 2015. - 112 c.

2.      Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта дзюдо // приказ Министерства спорта РФ № 767 от 21 августа 2017 года: официальный сайт. – 2017. – URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physicalculture/prikaz767-21082017.pdf (дата обращения:17.01.2022)

3.      Верхошанский, Ю. В.  Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. – Москва: Физкультура и спорт, 2015. – 176 с. 

4.      Дахновский, B. C.  Обучение и тренировка дзюдоистов / B. C. Дахновский, Б. Н. Рукавицин. – Москва. : Полымя, 2017. – 192 с. 

5.      Еганов, А. В. Разработка методологии индивидуальной спортивно-технической подготовки в дзюдо / А. В. Еганов  // Теория  и практика физической культуры. – 2017. – № 9. – С. 7 – 10. 

6.     Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «дзюдо» (этап начальной подготовки). Методическое пособие. Авторы-составители: Денисов К.Г., Ерегина С.В., Кулдин Е.Л. – М.: ФГБУ ФЦПСР 2022. – 170 с.