Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
РАССМОТРЕНА На педагогическом совете Протокол №1 от ______20__г.
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №1 _______________/__________ «___»___________2024г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Дзюдо»
физкультурно-спортивной направленности
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Автор-составитель:
Шепель Андрей Александрович,
педагог дополнительного образования
Сургут, 2024
Аннотация к программе
Дополнительная образовательная программа «Дзюдо» предназначена для учащихся 1-4 классов.
Небольшое описание программы:
Цель: создание условий для раскрытия физического и духовного потенциала личности средствами борьбы дзюдо
Задачи:
Обучающие:
– обучение комплексу специальных знаний, двигательных умений и навыков по дзюдо;
– формирование знаний об истории развития дзюдо;
– формирование понятий физического и психического здоровья.
Развивающие:
– развитие моторики, формирование жизненно необходимых умений и связанных с ними элементарных знаний;
– укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся;
– формирование правильной осанки и профилактика её нарушения;
– профилактика плоскостопия;
– повышение функциональных возможностей организма;
– укрепление опорно-двигательного аппарата; - повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды:
Воспитательные:
– воспитание нравственных и волевых качеств в процессе занятий, и формирование устойчивой привычки в самовоспитании личностных качеств;
– приобщение обучающихся к общечеловеческим и общекультурным ценностям;
– профилактика асоциального поведения:
– формирование эмоционального благополучия ребенка, положительного эмоционального отклика на занятия спортом и позитивной оценки собственного «я»;
– формирование устойчивого интереса к занятиям дзюдо;
– воспитание навыков самостоятельной работы;
– осуществление воспитательного процесса посредством взаимодействия тренера-преподавателя с семьей обучающегося;
– формирование нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств, а также основ знаний о гигиене.
Планируемые результаты:
– укрепление здоровья и улучшение физического развития;
– устойчивый интерес к занятиям данным видом спорта;
– владение основами техники и тактики дзюдо;
– наличие соревновательного опыта (внутришкольные соревнования);
– наличие доступных знаний в области физической культуры и спорта;
– сформированность навыков личной и общественной гигиены, самоконтроля функционального состояния организма.
Предлагаемые для участия конкурсы/соревнования/мероприятия:
Соревнования на проведение переворотов в борьбе лежа и удержаний.
Соревнования по выполнению общеразвивающих упражнений (эстафеты, игры, конкурсы, показательные выступления).
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Количество часов: 68 часа (2 часа в неделю), продолжительность одного занятия 40 минут.
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Название программы |
Дополнительная общеобразовательная программа «Дзюдо» |
Направленность программы |
физкультурно-спортивная
|
Ф.И.О. автора (составителя) программы |
Шепель Андрей Александрович |
Год разработки или модификации |
2024 год |
Где, когда и кем утверждена программа |
Программа утверждена педагогическим советом от 31.08.2024г., протокол №1 |
Информация и наличие рецензии |
Отсутствует |
Цель |
создание условий для раскрытия физического и духовного потенциала личности средствами борьбы дзюдо |
Задачи |
Обучающие: – обучение комплексу специальных знаний, двигательных умений и навыков по дзюдо; – формирование знаний об истории развития дзюдо; – формирование понятий физического и психического здоровья. Развивающие: – развитие моторики, формирование жизненно необходимых умений и связанных с ними элементарных знаний; – укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся; – формирование правильной осанки и профилактика её нарушения; – профилактика плоскостопия; – повышение функциональных возможностей организма; – укрепление опорно-двигательного аппарата; - повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды: Воспитательные: – воспитание нравственных и волевых качеств в процессе занятий, и формирование устойчивой привычки в самовоспитании личностных качеств; – приобщение обучающихся к общечеловеческим и общекультурным ценностям; – профилактика асоциального поведения: – формирование эмоционального благополучия ребенка, положительного эмоционального отклика на занятия спортом и позитивной оценки собственного «я»; – формирование устойчивого интереса к занятиям дзюдо; – воспитание навыков самостоятельной работы; – осуществление воспитательного процесса посредством взаимодействия тренера-преподавателя с семьей обучающегося; – формирование нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств, а также основ знаний о гигиене.
|
Ожидаемые результаты освоения программы |
– укрепление здоровья и улучшение физического развития; – устойчивый интерес к занятиям данным видом спорта; – владение основами техники и тактики дзюдо; – наличие соревновательного опыта (внутришкольные соревнования); – наличие доступных знаний в области физической культуры и спорта; – сформированность навыков личной и общественной гигиены, самоконтроля функционального состояния организма. |
Срок реализации программы |
1 год |
Количество часов в неделю / год |
2 часа в неделю / 68 часов в год |
Возраст обучающихся |
7-10 лет |
Формы занятий |
групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия |
Методическое обеспечение |
1. С.В. Ерегина, И.Д. Свищев, С.И. Соловейчик, В.А. Шишкин, Р.М.Дмитриев, Н.Л. Зорин, Д.С. Филиппов Дзюдо: программа спортивнойподготовки для учреждений дополнительного образования и портивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России. - М.: Советский спорт, 2005. 2. С.В. Ерегина, И.Д. Свищев, С.И. Соловейчик, В.А. Шишкин, Р.М.Дмитриев, Н.Л. Зорин, Д.С. Филиппов Дзюдо: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва /Национальный союз дзюдо. - М.: Советский спорт, 2006. 3. Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев Дзюдо. Система и борьба: учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва/Ю.А. Шулика и др.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ, и др.) |
Спортивный зал с татами, скакалки, гантели, мячи, набивные мячи, кимоно. |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа физкультурно-оздоровительной направленности «Дзюдо» реализуется на базе МБОУ СОШ № 1 г. Сургута ХМАО-Югры.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
6. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Развитие образования;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» ред. от 02.02.2021г.;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09–3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».
Реализация общеразвивающей программы осуществляется за пределами ФГОС и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению ГИА по образовательным программам.
Актуальность программы: Дзюдо – это вид спортивной борьбы, культивируемый в большинстве стран мира. В России дзюдо является одним из популярных видов спорта. На сегодняшний день дзюдо является олимпийским видом спорта. Технический арсенал дзюдо включает в себя: - бросковую технику; - технику удержаний; - технику болевых приёмов на локтевой сустав; - технику удушающих приёмов. Занятия этим видом единоборства направлены на физическое и духовное совершенствование личности на основе совершенствования техники, тактики и философии дзюдо. Абсолютная цель занятия дзюдо – изучить себя, чтобы принести больше пользы окружающему миру.
Направленность программы: физкультурно-оздоровительная
Уровень освоения программы: стартовый
Отличительные особенности: Данная Программа предназначена для обучающихся спортивно-оздоровительных групп в МБОУ СОШ № 1.
Цель: – создание условий для раскрытия физического и духовного потенциала личности средствами борьбы дзюдо
Задачи:
Обучающие:
– обучение комплексу специальных знаний, двигательных умений и навыков по дзюдо;
– формирование знаний об истории развития дзюдо;
– формирование понятий физического и психического здоровья.
Развивающие:
– развитие моторики, формирование жизненно необходимых умений и связанных с ними элементарных знаний;
– укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся;
– формирование правильной осанки и профилактика её нарушения;
– профилактика плоскостопия;
– повышение функциональных возможностей организма;
– укрепление опорно-двигательного аппарата; - повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды:
Воспитательные:
– воспитание нравственных и волевых качеств в процессе занятий, и формирование устойчивой привычки в самовоспитании личностных качеств;
– приобщение обучающихся к общечеловеческим и общекультурным ценностям;
– профилактика асоциального поведения:
– формирование эмоционального благополучия ребенка, положительного эмоционального отклика на занятия спортом и позитивной оценки собственного «я»;
– формирование устойчивого интереса к занятиям дзюдо;
– воспитание навыков самостоятельной работы;
– осуществление воспитательного процесса посредством взаимодействия тренера-преподавателя с семьей обучающегося;
– формирование нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств, а также основ знаний о гигиене.
Организационно-педагогические условия
Адресат программы / количество обучающихся в группе: учащиеся 1-4 классов / 10-14 человек.
Срок реализации программы / количество часов: 1 год / 68 часов, 2 раза в неделю
В условиях карантинных мероприятий, актированных дней реализация программы возможна в дистанционном режиме с использованием программ «Сферум».
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Формы обучения: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия.
Методы обучения: групповой метод, метод круговой тренировки.
Формы занятий: очная
Планируемые результаты:
– укрепление здоровья и улучшение физического развития;
– устойчивый интерес к занятиям данным видом спорта;
– владение основами техники и тактики дзюдо;
– наличие соревновательного опыта (внутришкольные соревнования);
– наличие доступных знаний в области физической культуры и спорта;
– сформированность навыков личной и общественной гигиены, самоконтроля функционального состояния организма.
Формы промежуточной аттестации и итогового контроля:
Тестирование по общей и специальной физической подготовке.
Материально-техническое обеспечение:
Спортивный зал с татами, скакалки, гантели, мячи, набивные мячи, кимоно.
Учебно-тематический план
№ |
Наименованием разделов и тем |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Введение |
1 |
1 |
0 |
беседа |
2 |
Гигиенические требования и навыки, врачебный контроль |
1 |
1 |
0 |
беседа |
3 |
Основы техники и тактики борьбы |
1 |
1 |
0 |
Беседа Наблюдение Самостоятельная работа |
4 |
Правила соревнований |
2 |
2 |
0 |
Беседа Наблюдение Самостоятельная работа |
|
Физическая подготовка |
30 |
0 |
30 |
Беседа Наблюдение Самостоятельная работа |
|
Технико-тактическая подготовка |
31 |
0 |
31 |
Беседа Наблюдение Самостоятельная работа |
|
Соревновательная подготовка |
1 |
0 |
1 |
Беседа Наблюдение Самостоятельная работа |
|
Зачётные требования |
1 |
0 |
1 |
Беседа Наблюдение Самостоятельная работа |
|
Всего: |
68 |
5 |
63 |
|
Календарный учебный график
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятий |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место прове-дения |
Форма конт-роля |
|
Раздел 1. *** |
|||||||
1. |
|
|
|
|
|
Инструктаж ТБ. История, этикет в дзюдо. Тестирование. |
Спорти-вный зал |
|
2. |
|
|
|
|
|
Стойка дзюдоиста. Дистанция. Игра «Транспортировка». Тестирование. |
Спорти-вный зал |
|
3. |
|
|
|
|
|
Передвижения. Игра «Перестрелка». Тестирование. |
Спорти-вный зал |
|
4. |
|
|
|
|
|
Падения на спину. Акробатика. Тестирование. |
Спорти-вный зал |
|
5. |
|
|
|
|
|
Падения на спину. Акробатика. Тестирование. |
Спорти-вный зал |
|
6. |
|
|
|
|
|
Падения на спину. Захваты атакующие. Акробатика. Тестирование. |
Спорти-вный зал |
|
7. |
|
|
|
|
|
Падения на спину. Захваты атакующие. Акробатика. Тестирование. |
Спорти-вный зал |
|
8. |
|
|
|
|
|
Падения на спину. Самостраховка. Тестирование. |
Спорти-вный зал |
|
9. |
|
|
|
|
|
Падения на спину. Самостраховка. Тестирование. |
Спорти-вный зал |
|
10. |
|
|
|
|
|
Падения на спину. Самостраховка. Тестирование. |
Спорти-вный зал |
|
11. |
|
|
|
|
|
Падения на бок. Самостраховка. Захваты. Акробатика. |
Спорти-вный зал |
|
12. |
|
|
|
|
|
Падения на бок. Самостраховка. Захваты. Акробатика. |
Спорти-вный зал |
|
13. |
|
|
|
|
|
Падения на бок. Самостраховка. Выведение из равновесия. |
Спорти-вный зал |
|
14. |
|
|
|
|
|
Падения на бок. Самостраховка. Выведение из равновесия. |
Спорти-вный зал |
|
15. |
|
|
|
|
|
Падения. Самостраховка. Акробатика. |
Спорти-вный зал |
|
16. |
|
|
|
|
|
Падения. Самостраховка. Акробатика. |
Спорти-вный зал |
|
17. |
|
|
|
|
|
Падение через партнёра. Удержание сбоку. |
Спорти-вный зал |
|
18. |
|
|
|
|
|
Падение через партнёра. Удержание сбоку. |
Спорти-вный зал |
|
19. |
|
|
|
|
|
Падение через партнёра. Удержание сбоку. |
Спорти-вный зал |
|
20. |
|
|
|
|
|
Падение через партнёра. Удержание сбоку. |
Спорти-вный зал |
|
|
Раздел 2. *** |
|||||||
21. |
|
|
|
|
|
Падение через партнёра. Уходы с удержания сбоку. |
Спорти-вный зал |
|
22. |
|
|
|
|
|
Падение через партнёра. Уходы с удержания сбоку. |
Спорти-вный зал |
|
23. |
|
|
|
|
|
Падение через партнёра. Бросок «Отхват». |
Спорти-вный зал |
|
24. |
|
|
|
|
|
Падение через партнёра. Бросок «Отхват». |
Спорти-вный зал |
|
25. |
|
|
|
|
|
Бросок «Отхват». Уходы с удержания сбоку. |
Спорти-вный зал |
|
26. |
|
|
|
|
|
Падение через партнёра. Бросок «Отхват». |
Спорти-вный зал |
|
27. |
|
|
|
|
|
Бросок «Отхват». Уходы с удержания сбоку. |
Спорти-вный зал |
|
28. |
|
|
|
|
|
Падения. Страховка. Бросок через бедро. |
Спорти-вный зал |
|
29. |
|
|
|
|
|
Падения. Страховка. Бросок через бедро. |
Спорти-вный зал |
|
30. |
|
|
|
|
|
Падения. Страховка. Удержание поперек. |
Спорти-вный зал |
|
31. |
|
|
|
|
|
Падения. Страховка. Удержание поперек. |
Спорти-вный зал |
|
32. |
|
|
|
|
|
Падения. Страховка. Удержание поперек. |
Спорти-вный зал |
|
33. |
|
|
|
|
|
Падения. Страховка. Удержание поперек. |
Спорти-вный зал |
|
34. |
|
|
|
|
|
Падения. Страховка. Бросок через бедро. |
Спорти-вный зал |
|
35. |
|
|
|
|
|
Падения. Страховка. Удержание поперек. |
Спорти-вный зал |
|
36. |
|
|
|
|
|
Падения. Страховка. Удержание поперек. |
Спорти-вный зал |
|
|
Раздел 3. *** |
|||||||
37. |
|
|
|
|
|
Падения. Страховка. Удержание поперек. |
Спорти-вный зал |
|
38. |
|
|
|
|
|
Падения. Страховка. Уходы с удержания поперек. |
Спорти-вный зал |
|
39. |
|
|
|
|
|
Падения. Страховка. Уходы с удержания поперек. |
Спорти-вный зал |
|
40. |
|
|
|
|
|
Падения. Страховка. Уходы с удержания поперек. |
Спорти-вный зал |
|
41. |
|
|
|
|
|
Падения. Страховка. Уходы с удержания поперек. |
Спорти-вный зал |
|
42. |
|
|
|
|
|
Бросок «Отхват» в движении. |
Спорти-вный зал |
|
43. |
|
|
|
|
|
Бросок «Отхват» в движении. |
Спорти-вный зал |
|
44. |
|
|
|
|
|
Бросок «Отхват» в движении. |
Спорти-вный зал |
|
45. |
|
|
|
|
|
Бросок «Отхват» в движении. |
Спорти-вный зал |
|
46. |
|
|
|
|
|
Бросок через бедро в движении. |
Спорти-вный зал |
|
47. |
|
|
|
|
|
Бросок через бедро в движении. |
Спорти-вный зал |
|
48. |
|
|
|
|
|
Бросок через бедро в движении. |
Спорти-вный зал |
|
49. |
|
|
|
|
|
Бросок через бедро в движении. |
Спорти-вный зал |
|
50. |
|
|
|
|
|
Переворот захватом двух рук. |
Спорти-вный зал |
|
51. |
|
|
|
|
|
Переворот захватом двух рук. |
Спорти-вный зал |
|
52. |
|
|
|
|
|
Переворот захватом двух рук. |
Спорти-вный зал |
|
53. |
|
|
|
|
|
Переворот захватом двух рук. |
Спорти-вный зал |
|
54. |
|
|
|
|
|
Бросок «Отхват» в движении. |
Спорти-вный зал |
|
55. |
|
|
|
|
|
Бросок «Отхват» в движении. |
Спорти-вный зал |
|
56. |
|
|
|
|
|
Бросок «Зацеп изнутри». |
Спорти-вный зал |
|
57. |
|
|
|
|
|
Бросок «Зацеп изнутри». |
Спорти-вный зал |
|
58. |
|
|
|
|
|
Бросок «Зацеп изнутри». |
Спорти-вный зал |
|
59. |
|
|
|
|
|
Бросок «Зацеп изнутри». |
Спорти-вный зал |
|
60. |
|
|
|
|
|
Переворот захватом за пояс и из под руки. |
Спорти-вный зал |
|
61. |
|
|
|
|
|
Переворот рывком на себя. |
Спорти-вный зал |
|
62. |
|
|
|
|
|
Переворот рывком на себя. |
Спорти-вный зал |
|
63. |
|
|
|
|
|
Удержание со стороны головы. |
Спорти-вный зал |
|
64. |
|
|
|
|
|
Бросок через спину. |
Спорти-вный зал |
|
65. |
|
|
|
|
|
Бросок через спину. |
Спорти-вный зал |
|
66. |
|
|
|
|
|
Уходы с удержания верхом. |
Спорти-вный зал |
|
67. |
|
|
|
|
|
Уходы с удержания верхом. ОФП. Тестирование |
Спорти-вный зал |
|
68. |
|
|
|
|
|
Соревнования. |
Спорти-вный зал |
|
|
ИТОГО часов: |
68 |
|
|
|
Содержание программы
Физическая культура и спорт в России
Физическая культура – часть общей культуры. Её значение для укрепления здоровья и всестороннего физического развития.
История дзюдо
История зарождения и развития дзюдо в Японии.
Общее понятие о гигиене
Гигиенические требования к занимающимся дзюдо. Личная гигиена. Гигиена мест занятий. Предупреждение травм. Причина травм.
Врачебный контроль и самоконтроль
Значение и содержание врачебного контроля. Порядок осуществления врачебного контроля в ДЮЦ и в ДЮСШ. Значение медицинских и педагогических наблюдений для правильной организации учебно-тренировочного процесса.
Общее понятие о приёмах
Характеристика бросков. Характеристика удержаний. Характеристика болевых и удушающих приёмов.
Этикет в дзюдо
Поклоны перед выходом на татами (Tachi Rei), партнёру при вызове его на совместные упражнения или поединок (Za Rei), а также окончания упражнения или поединка, тренеру при индивидуальном общении и стоя в общем строю. Во время занятий не рекомендуется много разговаривать, опираться на стенку, не лежать. Относится к товарищам с уважением. Вести себя с достоинством.
Запрещённые приёмы в дзюдо
В дзюдо запрещается: бросать противника на голову, выполнять резкие движения с захватом руки противника на рычаг, при броске падать на противника всем телом, зажимать противнику рот, нос, наносить удары, царапаться, кусаться, выкручивать шею, упираться руками, ногами или головой в лицо противника, надавливать локтем или коленом на любую часть тела противника в борьбе лёжа, захватывать пальцы рук, ног, болевые приёмы на кисть и ноги, проводить болевые удушения рывком, держаться за татами.
Сведения о физиологических основах тренировки борца
Мышечная деятельность как необходимое условие физического развития
Правила соревнований
Возрастные группы и весовые категории. Взвешивание. Начало и конец схватки. Продолжительность схватки и возможные перерывы для оказания медицинской помощи, приведения в порядок костюма. Определение победителя в схватке. Оценки приёмов.
Команды и жесты арбитра (основные).
Сведения о строении и функциях человеческого организма человека
Нервная, кровеносная, дыхательная и пищеварительная системы организма. Костная система. Скелет. Форма костей. Суставы. Мышцы. Связочный аппарат. Деятельность мышц. Прикрепление мышц к костям.
Общая и специальная физическая подготовка борцов.
Направленность общей и специальной физической подготовки борцов.
Воспитательное значение обучения
Взаимосвязь обучения и воспитания. Роль коллектива в обучении и воспитании.
Места занятий, оборудование и инвентарь
Оборудование зала и инвентарь. Эксплуатация и сохранение. Форма дзюдоиста (дзюдога), уход за ней.
Техническая подготовка
Элементарные технические действия
Стойка дзюдоиста (Shi Sei): высокая, низкая, средняя, левая, правая, фронтальная.
Дистанция(Sin Tai): дальняя, средняя, ближняя, вплотную.
Передвижения(Tai Sabaki): вперёд, назад, вперёд вправо, влево по кругу, назад вправо, влево по кругу, влево, вправо.
Самостраховка (Ukemi): на левый бок /правый бок, на спину/ живот, падение через партнёра, шест.
Начальные технические действия
Захваты (Kumi Kata): атакующие, защитные, вспомогательные:
- двух рукавов; - рукава и одноимённого отворота; - рукава и разноимённого отворота;
- двух отворотов; - рукава и пояса спереди или сзади; - рукава – отворота или туловища;
- одноимённого и разноимённого рукава, ворота (шеи).
Выведение из равновесия (Kuzushi):
- вперёд на носки (Mae Kuzushi); - назад на пятки (Ushiro Kuzushi); - влево (Hidari Kuzushi);
- вправо (Migi Kuzushi); - вперёд вправо (Mae Migi Kuzushi); - вперёд влево (Mae Hidari Kuzushi);
- назад вправо (Ushiro Migi Kuzushi); - назад влево (Ushiro Hidari Kuzushi);
- сбиванием, осаживанием, зависанием.
Техника 5 киу, желтый пояс.
Броски – Nage Waza
1. Боковая подсечка – De ashi-barai
2. Передняя подсечка в колено – Hiza Guruma
3. Передняя подсечка – Sasae Tsuri Komi Ashi
4. Бросок через бедро с захватом туловища – Uki Goshi
5. Отхват – O soto Gari
6. Бросок через бедро – O Goshi
7. Зацеп изнутри – O Uchi Gari
8. Бросок через спину – Seoi Nage
Приемы борьбы лежа – Ne Waza
1.Удержание сбоку – Hon Kesa Gatane
2.Удержание сбоку с выключением руки – Kata Gatame
3.Удержание поперек – Yoko Shino Gatame
4.Удержание со стороны головы, захватом пояса – Kami Shino Gatame
5.Удержание верхом – Tate Shino Gatame
6. Рычаг локтя через бедро от удержания сбоку – Kasa-Ude-Hishigi-Gatame
7. Переворачивание захватом двух рук Yoko Kaeri Waza;
8. Переворачивание захватом шеи и руки из под плеча (ключом);
9. Переворачивание захватом бедра и руки Yoko Kaeri Waza.
Физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития специальных физических качеств
Силы: выполнение приёмов на более тяжёлом партнёре, приседание с партнёром, перенос партнёра перед собой.
Быстроты: выполнение бросков на скорость
Выносливости: выполнение бросков, удержаний на длительность
Ловкость: выполнение приёмов с использованием движения партнёра
Имитация упражнений для подсечек с набивным мячом, удары стопой по движущемуся мячу.
Борьба на одной ноге для освоения боковой подсечки. Uci-komi
Общая физическая подготовка
Упражнения для развития общих физических качеств
Силы: гимнастика – подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лёжа, сгибание туловища лёжа на спине, ноги закреплены, поднимание ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке, лазание по канату с помощью ног, без помощи ног.
Спортивная борьба: - приседание, повороты туловища, наклоны с партнёром на плечах, подъем партнёра захватом туловища сзади, стоя на параллельных скамейках.
Быстрота: лёгкая атлетика – бег 30 м, прыжки в длину с места.
Гимнастика – подтягивание на перекладине за 20 с, сгибание рук в упоре лёжа за 20 с, с
Гибкости: спортивная борьба – вставание на мост из стойки, переворачивания на мосту с помощью партнёра; гимнастика – упражнения на гимнастической стенке, упражнения для формирования осанки.
Ловкости: лёгкая атлетика – челночный бег 3х10 м, гимнастика – кувырки вперёд, назад (вдвоём, втроём), боковой переворот, подъем разгибом; спортивные игры – футбол, баскетбол, волейбол; подвижные игры – эстафеты, игры в касания, в захваты.
Выносливости: лёгкая атлетика – кросс 800 м;
Упражнения для комплексного развития качеств
Поднимание и опускание плеч, круговые движения, из упора присев в упор лёжа и снова в упор присев; стойка на лопатках, вращение шеи, туловища, таза; наклоны вперёд, назад, в сторону; прыжки на месте с поворотом на 90°, 180°, 360°; ходьба по рейке гимнастической скамейки, с поворотом, перешагивания через набивной мяч; кувырок вперёд с захватом скрещенных ног, с закрытыми глазами, из стойки, с набивным мячом в руках, полёт кувырок; стойка на руках; переползания; лазание по гимнастической стенке, метания теннисного мяча на дальность, после кувырка вперёд, на точность, перебрасывания мяча в парах; строевые упражнения – выполнение команд «направо», «налево», «кругом», построение из колонны по одному в колонну по трое, размыкание вправо, влево от середины на вытянутые в сторону руки.
Психологическая подготовка
Волевая подготовка
Упражнения для развития волевых качеств средствами дзюдо
Решительности: проведение поединков с моделированием реальных ситуаций, которые могут встретится в предстоящих соревнованиях; поединки с заданием и ограничением времени на его выполнение.
Настойчивости: освоение сложных, не удающихся для выполнения с первой попытки бросков, удержаний, болевых приёмов; поединки с односторонним сопротивлением.
Выдержки: проведение поединка с непривычным, неудобным противником.
Смелости: поединки с более сильным противником (выполнение при этом посильных задач – не позволить выиграть противнику «иппоном», продержатся до оценки за атакующее действие определённое время, выполнить атакующее действие на минимальную оценку).
Упражнения для развития волевых качеств средствами
других видов деятельности
Выдержки: не пить сырую воду после тренировки, не есть сладкого или солёного один день; задержка дыхания до 90 с, преодоление болевого рефлекса; преодоление усталости.
Настойчивости: освоение сложных двигательных действий из различных видов спорта не удавшихся при выполнении с первой попытки, строгое соблюдение режима дня и тренировки (домашняя работа и учёт её выполнения); своевременное выполнение обещаний, точность явки на тренировку.
Нравственная подготовка
Упражнения для развития нравственных качеств средствами дзюдо
Трудолюбия: поддержание в порядке спортивной формы (стирка, глажка, ремонт).
Взаимопомощи: поддержка, страховка партнёра, помощь партнёру при выполнении различных упражнений и задач тренировки.
Дисциплинированности: выполнение строевых команд, выполнение требований тренера и традиций учебно-тренировочного коллектива дзюдо.
Инициативности: выполнение некоторых обязанностей помощника тренера (частичный показ выполнения бросков, удержаний, болевых), самостоятельная работа по освоению техники и тактики; проведение поединков со слабыми, менее квалифицированными партнёрами с задачей действовать не стандартными способами и методами.
Упражнения для развития нравственных качеств средствами
других видов деятельности
Инициативности: выполнение порученной работы с установкой сделать лучше, быстрее и качественнее, чем другие.
Честности: выполнение требований говорить правду товарищам, тренеру, родителям (при опозданиях, при выявлении причин ошибок).
Доброжелательности: стремление подружиться с партнёром по выполнению упражнения, по тренировкам.
Трудолюбия: выполнение необходимой работы в спортивном зале (уборка, мелкий ремонт инвентаря) обязательно сопровождаемое положительными эмоциями, положительной оценкой результатов работы.
Тактическая подготовка
- простейшие способы выведения из равновесия, для подготовки бросков – сковывание, маневрирование.
Соревновательная подготовка
Участвовать в 1-2 соревнованиях (командных) в конце года.
Зачетные требования теоретической подготовки
![]() |
Критерии освоения технических Назвать
и выполнить технической
и тактических действий, уровень (тактической) действие в стандартных
освоения, оценка условиях
Неудовлетворительно Не выполнил, назвал и выполнил с
грубыми ошибками
Хорошо Назвал и выполнил с незначительными
ошибками
Отлично Назвал и выполнил без ошибок
Основные показатели для контроля развития физических качеств
Вид двиг. Развиваемое Упражнения
Возраст
физической дзюдоистов
деят-ти качество
7-8 9-10
Л/атлетика Быстрота Бег на 30 м (с) 5,8 5,6
Гимнастика Сила Подтягивание на перекладине 3 5
(кол-во раз)
Выносливость Сгибание рук в упоре лёжа 15 20
(кол-во раз)
Быстрота Сгибание туловища лёжа на спине 32 46
за 1 мин, ноги закреплены (кол-во раз)
Зачётные требования по общей физической подготовке
Возраст
Виды упражнений 8-9
лет 10-11 лет
![]() |
Хорошо Удов-но Хорошо Удов-но
Бег 30 м 5,9 6.7 5,6 6,0
Прыжок в длину (см) 150 140 160 150
Кросс (без учёта времени) 1000 500 1000 500
Подтягивание на перекладине 5 3 5 3
Результаты обучения:
Учащиеся должны:
- выполнить зачётные требования по ОФП и СФП;
- знать основы гигиены;
- знать правила безопасного поведения на занятии и в условиях соревнования;
- знать теоретический раздел программы;
- иметь определённый опыт участия в соревнованиях;
- иметь соответствующий уровень развития нравственных и волевых качеств.
Список литературы:
1. Маркс, Роджер Дзюдо. Все техники и основные упражнения / Роджер Маркс. - М.: Эксмо, 2015. - 112 c.
2. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта дзюдо // приказ Министерства спорта РФ № 767 от 21 августа 2017 года: официальный сайт. – 2017. – URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physicalculture/prikaz767-21082017.pdf (дата обращения:17.01.2022)
3. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. – Москва: Физкультура и спорт, 2015. – 176 с.
4. Дахновский, B. C. Обучение и тренировка дзюдоистов / B. C. Дахновский, Б. Н. Рукавицин. – Москва. : Полымя, 2017. – 192 с.
5. Еганов, А. В. Разработка методологии индивидуальной спортивно-технической подготовки в дзюдо / А. В. Еганов // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 9. – С. 7 – 10.
6. Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «дзюдо» (этап начальной подготовки). Методическое пособие. Авторы-составители: Денисов К.Г., Ерегина С.В., Кулдин Е.Л. – М.: ФГБУ ФЦПСР 2022. – 170 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.