Программа дополнительного образования "ТЭГ-РЕГБИ"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 09.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа дополнительного образования "ТЭГ-РЕГБИ"
Иконка файла материала ТЭГ-РЕГБИ Грачев Н.В..docx

Отдел образования администрации

Савинского муниципального района Ивановской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования для детей Савинского района»

 

 

 

 

Принята на заседании                                                                 «Утверждаю»

методического совета                                                                 Директор МБУДО ЦДО

протокол № 1 от 13.09.2022 г.                                                    ____________/Филатова Е.Н./

                                                                                                       Приказ №      от ___.09.2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТЭГ-РЕГБИ

физкультурно - спортивная направленность,

срок реализации программы 2 года:

(1 год обучения - стартовый уровень

2 год обучения – базовый уровень)

возраст детей 8-10 лет

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Грачев Николай Владимирович,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пос. Савино – 2023 г.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основании 

Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28);

Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»;

 Методические рекомендаций по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 г. № 09-3242;

Устава бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей Савинского района»

Направленность и классификация

Дополнительная общеразвивающая программа «ТЭГ-РЕГБИ» физкультурно-спортивной направленности. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа комплексная, по степени авторства – модифицированная.

Актуальность

Реализации программы «Регби» в учреждениях дополнительного образования состоит в том, что она способствует формированию здорового образа жизни учащихся, знакомит их с новым для многих видом спорта регби в адаптированном бесконтактном и не травмоопасном варианте и дает возможность ребёнку выбрать для себя путь развития в командном виде спорта. Полезность программы заключается в том, что её содержание обеспечивает постоянную двигательную активность учащихся, а это в настоящее время очень востребовано и актуально. «Регби – это идеальный вид спорта для мальчишки: ты чувствуешь команду, это очень важно. В одиночку здесь ничего не добиться. При этом, будучи с большой буквы Командным видом спорта, регби не подавляет индивидуальность. Место найдётся каждому: и маленькому, и худенькому, и крупному. Эта игра помогает преодолеть страх, учит находить решения. А в жизни это очень ценно, ведь она во многом состоит из неприятных вещей, когда нужно бороться, преодолевать, страдать. Так что регби - это школа не только спортивная, но и жизненная!». Это говорит о востребованности программы «Регби» в социуме, социальном заказе родителей и детей на развитие данной образовательной услуги, которая будет удовлетворять потребности учащихся в нравственном, интеллектуальном, физическом развитии детей, формировании культуры здорового образа жизни.

Новизна

Заключается в новом содержании и правилах обучения тактическим действиям в регби, а также в том, что занятия проводятся в игровой форме с большим количеством упражнений на координацию движений. Также используется состязательный элемент с двухсторонней игрой в таг-регби, тач-регби, в классическое регби.  Кроме того,  содержание программы «ТЭГ-РЕГБИ» сочетается практически со всеми базовыми видами спорта, входящими в учебный предмет «Физическая культура» в общеобразовательных организациях (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и т.д.).

Учет поло-возрастных особенностей

Заключается в том, что по программе «ТЭГ-РЕГБИ» могут заниматься как мальчики, так и девочки, с 8 лет, поэтому содержание программы позволяет формировать у детей уже с самых малых лет навыки здорового образа жизни, так как регби это сплав игр футбола регби. На данном возрастном этапе важное значение имеет воспитание интереса детей к командной игре регби, их начальное обучение технике и тактике, правилам игры, содействие всестороннему развитию физических качеств и воспитанию умений соревноваться индивидуально (на основе общей физической и технической подготовке) и коллективно (на основе разнообразных подвижных игр и элементов тег-регби).

Уровень реализации

на этапе начальной подготовки – 1 год - стартовый уровень;

на тренировочном этапе – 1 год - базовый уровень;

Адресат программы – обучающиеся 8 – 10 лет. 

Объем программы

- на этапе начальной подготовки – 1 год (72 ч.)

- на тренировочном этапе – 1 год (72 ч.)

Форма организации образовательного процесса

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Форма организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:

На теоретических занятиях сообщаются основные сведения об игре.

На практических занятиях учащиеся приобретают умения и навыки игры.

Методы и методические приемы:

Словесные методы создают у обучающихся предвари­тельные представления об изучаемом движении. Для этой цели используется: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания, инструкции.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные пред­ставления об изучаемых действиях.

Практические методы позволяют освоить практиче­ские навыки и умения.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, груп­повая, поточная.

Срок освоения программы – 2 года

Режим занятий

- на этапе начальной подготовки занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа;

- на тренировочном этапе 1 раз в неделю по 2 академических часа;

Цель программы:

формирование физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации с использованием средств регби для укрепления и сохранения собственного здоровья, профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями.

Задачи:

Обучающие:

-   Формирование навыков здорового образа жизни средствами тег-регби.

-    Популяризация вида спорта тег-регби среди детей и молодежи.

-    Вовлечение большого количества занимающихся тэг-регби.

Развивающие:

- Развитие основных физических качеств, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков для игры в тэг-регби.

Воспитательные:

- Укрепление и сохранение здоровья, совершенствование телосложения и воспитание гармонично развитой личности, нацеленной на многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

- Воспитание положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности средствами тэг-регби.

 

Планируемы результаты

Личностные результаты освоения предмета физической культуры

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения Модуля. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты:

• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности;

• владение знаниями по основам организации и проведения занятий по тэг-регби, с учетом индивидуальных особенностями физического развития и физической подготовленности;

• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности по тэг-регби;

• способность активно включаться в совместные физкультурно- оздоровительные и спортивные мероприятия по тэг-регби, принимать участие в их организации и проведении;

• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

•умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;

владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время занятий тэг-регби, а также в учебной и игровой деятельности.

• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами;

• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий в тэг-регби, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметные результаты освоения физической культуры

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания Модуля, в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательной деятельности (умение учиться), так и в повседневной жизни обучающихся.

Метапредметные результаты:

• восприятие вида спорта «тэг-регби» как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и ассоциального поведения.

• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

•уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

•ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий по тэг-регби;

•  рациональное планирование учебной  деятельности, умение  организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий тэг-регби для профилактики психического и физического утомления.

• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии

общих решений;

•   владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

•   владение двигательными действиями и физическими упражнениями тег-регби и активное их использование в самостоятельно организованной физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Предметные результаты освоения модуля

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы и проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по тэг-регби.

Предметные результаты

• знания истории и развития регби, олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте занятий тэг-регби в организации здорового образа жизни.

• способность организовывать самостоятельные занятия по тег-регби, направленные на формирование телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения различной направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, объективно оценивать их;

•  способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре и тег-регби, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;

• способность осуществлять судейство соревнований по тэг-регби, владеть информационными жестами судьи.

 

Учебный план

I год обучения.

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

практика

Формы аттестации/

контроля

1.

Введение. Основы знаний

2

2

0

 

2.

Общая физическая подготовка

20

0

20

Техника выполнения контрольных нормативов

3.

Специальная физическая подготовка

46

0

40

Техника выполнения контрольных нормативов

4.

Контрольные и тестовые упражнения

4

0

4

Техника выполнения контрольных нормативов

 

ИТОГО

72

8

64

 

 

II год обучения

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

практика

Формы аттестации/

контроля

1.

Введение. Основы знаний

2

2

0

 

2.

Общая физическая подготовка

20

0

20

Техника выполнения контрольных нормативов

3.

Специальная физическая подготовка

46

0

40

Техника выполнения контрольных нормативов

4.

Контрольные и тестовые упражнения

4

0

4

Техника выполнения контрольных нормативов

 

ИТОГО

72

8

64

 

 

Содержание учебного плана

I год обучения

Раздел «Основы знаний»

Теория: Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Характеристика регби. История регби. Правила техники при игре.

Раздел «Общая физическая подготовка»

Физическая подготовка слагается из общей и специальной подготовки. Между ними существует тесная связь. Общая физическая подготовка направлена на развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а также на обогащение обучающихся разнообразными двигательными навыками. Средства общей физической подготовки подбираются с учетом возраста занимающихся и специфики регби.

Раздел «Специальная физическая подготовка»

Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением обучающихся технике и тактике регби. Основным средством ее (кроме средств регби) являются специальные упражнения (специально-подготовительные). Особенно большую роль играют эти упражнения на начальном этапе обучения. Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений в ответных действиях на сигналы, специальную выносливость (прыжковую, скоростную, скоростно-силовую), прыжковую ловкость и специальную гибкость.

Раздел «Контрольные и тестовые упражнения»

содержит подбор упражнений, выполнение которых позволяет учителю определить степень усвоения учебного материала и уровень физического развития и подготовленности обучающихся.

2 год обучения

Раздел «Основы знаний»

Теория: Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Характеристика регби. История регби. Правила техники при игре.

Раздел «Общая физическая подготовка»

Физическая подготовка слагается из общей и специальной подготовки. Между ними существует тесная связь. Общая физическая подготовка направлена на развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а также на обогащение обучающихся разнообразными двигательными навыками. Средства общей физической подготовки подбираются с учетом возраста занимающихся и специфики регби.

Раздел «Специальная физическая подготовка»

Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением обучающихся технике и тактике регби. Основным средством ее (кроме средств регби) являются специальные упражнения (специально-подготовительные). Особенно большую роль играют эти упражнения на начальном этапе обучения. Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений в ответных действиях на сигналы, специальную выносливость (прыжковую, скоростную, скоростно-силовую), прыжковую ловкость и специальную гибкость.

Раздел «Контрольные и тестовые упражнения»

содержит подбор упражнений, выполнение которых позволяет учителю определить степень усвоения учебного материала и уровень физического развития и подготовленности обучающихся.

 

 

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

 

Материально-технические обеспечение программы:

Спортзал: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима;

Оборудование:

1. Мячи регбийные № 3

2. Мячи регбийные № 4

3. Мячи регбийные № 5

4. Шлем (защита головы)

5. Жилетки игровые (разные цвета)

6. Подставка для мяча

7. Щиты для контакта

8. Мешки для захвата

9. Пояс для ТЕГ-РЕГБИ

10. Утяжеленный регбийный мяч

Внешние условия:

1. Сотрудничество с МБУ СК «Атлант»;

 

Методическое обеспечение

 Методические виды продукции: аудио, видео, фото, интернет источники.

 

Формы контроля (аттестации) занимающихся:

Выполнение контрольных нормативов.

Нормативы по физической и технической подготовке

игры в тег-регби

Тесты по физической подготовке

1.      «Сила пресса». Из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы «уверенно» касаются земли, подъем туловища до касания плечами колен.

2.      Прыжок в длину с места. Фиксировалось расстояние от контрольной линии до следа ближайшей к ней ноги. Контрольное упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксируется лучший результат.

3.      Бег 30 м с низкого старта. Упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксируется лучший результат.

4.      Бег 30 м с ходу. Упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксировался лучший результат.

5 . Бег 60 м с низкого старта. Упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксируется лучший результат.

6.      Челночный бег (3*10 м). Упражнение выполняется в двух попытках. Фиксируется лучший результат.

7.      Подтягивание в висе. Упражнение выполняется одним подходом. Засчитывается максимальное количество подтягиваний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

для педагога.

1.     Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов.- М.: ФиС, 1987.

2.     Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. – М.: ФиС,1991.

3.     Варакин В.А. Предсоревновательная подготовка квалифицированных регбистов: дис. … канд. пед. наук. – М., - 1983.

4.     Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: дис. … д-ра. пед. наук. – М.,1981

5.     Иванов В.А. Интегральная подготовка в структуре тренировочного процесса квалифицированных регбистов: дис. канд. пед. наук. – М., - 2004 г.

6.     Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. – М., Спортакадемпресс, 2000 г.

для обучающихся

1. Кирияк Р. Мини-регби. – М.: ФиС, 1976. – 110с.

2. Пулен Р. Регби игра и тренировка. – М.: ФиС, 1978.

3. Тимошенко А.А. 40 уроков регби. – М., 1986 г.

 

Интернет ресурсы:

1.     Платформа https://www.youtube.com/ .

 

Календарный учебный  график

Год

обучения

Дата

начала

реализации

Дата окончания реализации

Режим

Занятий в неделю /

 в год

Количество учебных недель/часов

1-2 год

1 сентября

31 мая

2 часа в неделю  / 36 занятий в год

36 недель / 72 часа в год

 

В каникулярное время занятия ведутся в дистанционной форме:

Каникулы согласуются со сроками каникул в МБОУ Савинской средней школе.