Отдел образования администрации
Савинского муниципального района Ивановской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей Савинского района»
Принята на заседании «Утверждаю»
методического совета Директор МБУДО ЦДО
протокол № 1 от 13.09.2022 г. ____________/Филатова Е.Н./
Приказ № от ___.09.2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЭГ-РЕГБИ
физкультурно - спортивная направленность,
срок реализации программы 2 года:
(1 год обучения - стартовый уровень
2 год обучения – базовый уровень)
возраст детей 8-10 лет
Автор-составитель:
Грачев Николай Владимирович,
педагог дополнительного образования
пос. Савино – 2023 г.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основании
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28);
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»;
Методические рекомендаций по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 г. № 09-3242;
Устава бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей Савинского района»
Направленность и классификация
Дополнительная общеразвивающая программа «ТЭГ-РЕГБИ» физкультурно-спортивной направленности. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа комплексная, по степени авторства – модифицированная.
Актуальность
Реализации программы «Регби» в учреждениях дополнительного образования состоит в том, что она способствует формированию здорового образа жизни учащихся, знакомит их с новым для многих видом спорта регби в адаптированном бесконтактном и не травмоопасном варианте и дает возможность ребёнку выбрать для себя путь развития в командном виде спорта. Полезность программы заключается в том, что её содержание обеспечивает постоянную двигательную активность учащихся, а это в настоящее время очень востребовано и актуально. «Регби – это идеальный вид спорта для мальчишки: ты чувствуешь команду, это очень важно. В одиночку здесь ничего не добиться. При этом, будучи с большой буквы Командным видом спорта, регби не подавляет индивидуальность. Место найдётся каждому: и маленькому, и худенькому, и крупному. Эта игра помогает преодолеть страх, учит находить решения. А в жизни это очень ценно, ведь она во многом состоит из неприятных вещей, когда нужно бороться, преодолевать, страдать. Так что регби - это школа не только спортивная, но и жизненная!». Это говорит о востребованности программы «Регби» в социуме, социальном заказе родителей и детей на развитие данной образовательной услуги, которая будет удовлетворять потребности учащихся в нравственном, интеллектуальном, физическом развитии детей, формировании культуры здорового образа жизни.
Новизна
Заключается в новом содержании и правилах обучения тактическим действиям в регби, а также в том, что занятия проводятся в игровой форме с большим количеством упражнений на координацию движений. Также используется состязательный элемент с двухсторонней игрой в таг-регби, тач-регби, в классическое регби. Кроме того, содержание программы «ТЭГ-РЕГБИ» сочетается практически со всеми базовыми видами спорта, входящими в учебный предмет «Физическая культура» в общеобразовательных организациях (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и т.д.).
Учет поло-возрастных особенностей
Заключается в том, что по программе «ТЭГ-РЕГБИ» могут заниматься как мальчики, так и девочки, с 8 лет, поэтому содержание программы позволяет формировать у детей уже с самых малых лет навыки здорового образа жизни, так как регби это сплав игр футбола регби. На данном возрастном этапе важное значение имеет воспитание интереса детей к командной игре регби, их начальное обучение технике и тактике, правилам игры, содействие всестороннему развитию физических качеств и воспитанию умений соревноваться индивидуально (на основе общей физической и технической подготовке) и коллективно (на основе разнообразных подвижных игр и элементов тег-регби).
Уровень реализации –
на этапе начальной подготовки – 1 год - стартовый уровень;
на тренировочном этапе – 1 год - базовый уровень;
Адресат программы – обучающиеся 8 – 10 лет.
Объем программы
- на этапе начальной подготовки – 1 год (72 ч.)
- на тренировочном этапе – 1 год (72 ч.)
Форма организации образовательного процесса
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Форма организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:
На теоретических занятиях сообщаются основные сведения об игре.
На практических занятиях учащиеся приобретают умения и навыки игры.
Методы и методические приемы:
Словесные методы создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используется: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания, инструкции.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Срок освоения программы – 2 года
Режим занятий
- на этапе начальной подготовки занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа;
- на тренировочном этапе 1 раз в неделю по 2 академических часа;
Цель программы:
формирование физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации с использованием средств регби для укрепления и сохранения собственного здоровья, профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование навыков здорового образа жизни средствами тег-регби.
- Популяризация вида спорта тег-регби среди детей и молодежи.
- Вовлечение большого количества занимающихся тэг-регби.
Развивающие:
- Развитие основных физических качеств, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков для игры в тэг-регби.
Воспитательные:
- Укрепление и сохранение здоровья, совершенствование телосложения и воспитание гармонично развитой личности, нацеленной на многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
- Воспитание положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности средствами тэг-регби.
Планируемы результаты
Личностные результаты освоения предмета физической культуры
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения Модуля. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий по тэг-регби, с учетом индивидуальных особенностями физического развития и физической подготовленности;
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности по тэг-регби;
• способность активно включаться в совместные физкультурно- оздоровительные и спортивные мероприятия по тэг-регби, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
•умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время занятий тэг-регби, а также в учебной и игровой деятельности.
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий в тэг-регби, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты освоения физической культуры
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания Модуля, в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательной деятельности (умение учиться), так и в повседневной жизни обучающихся.
Метапредметные результаты:
• восприятие вида спорта «тэг-регби» как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и ассоциального поведения.
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
•уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
•ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий по тэг-регби;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий тэг-регби для профилактики психического и физического утомления.
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии
общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
• владение двигательными действиями и физическими упражнениями тег-регби и активное их использование в самостоятельно организованной физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Предметные результаты освоения модуля
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы и проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по тэг-регби.
Предметные результаты
• знания истории и развития регби, олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте занятий тэг-регби в организации здорового образа жизни.
• способность организовывать самостоятельные занятия по тег-регби, направленные на формирование телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения различной направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, объективно оценивать их;
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре и тег-регби, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность осуществлять судейство соревнований по тэг-регби, владеть информационными жестами судьи.
Учебный план
I год обучения.
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
|||
Всего |
Теория |
практика |
Формы аттестации/ контроля |
||
1. |
Введение. Основы знаний |
2 |
2 |
0 |
|
2. |
Общая физическая подготовка |
20 |
0 |
20 |
Техника выполнения контрольных нормативов |
3. |
Специальная физическая подготовка |
46 |
0 |
40 |
Техника выполнения контрольных нормативов |
4. |
Контрольные и тестовые упражнения |
4 |
0 |
4 |
Техника выполнения контрольных нормативов |
|
ИТОГО |
72 |
8 |
64 |
|
II год обучения
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
|||
Всего |
Теория |
практика |
Формы аттестации/ контроля |
||
1. |
Введение. Основы знаний |
2 |
2 |
0 |
|
2. |
Общая физическая подготовка |
20 |
0 |
20 |
Техника выполнения контрольных нормативов |
3. |
Специальная физическая подготовка |
46 |
0 |
40 |
Техника выполнения контрольных нормативов |
4. |
Контрольные и тестовые упражнения |
4 |
0 |
4 |
Техника выполнения контрольных нормативов |
|
ИТОГО |
72 |
8 |
64 |
|
Содержание учебного плана
I год обучения
Раздел «Основы знаний»
Теория: Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Характеристика регби. История регби. Правила техники при игре.
Раздел «Общая физическая подготовка»
Физическая подготовка слагается из общей и специальной подготовки. Между ними существует тесная связь. Общая физическая подготовка направлена на развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а также на обогащение обучающихся разнообразными двигательными навыками. Средства общей физической подготовки подбираются с учетом возраста занимающихся и специфики регби.
Раздел «Специальная физическая подготовка»
Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением обучающихся технике и тактике регби. Основным средством ее (кроме средств регби) являются специальные упражнения (специально-подготовительные). Особенно большую роль играют эти упражнения на начальном этапе обучения. Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений в ответных действиях на сигналы, специальную выносливость (прыжковую, скоростную, скоростно-силовую), прыжковую ловкость и специальную гибкость.
Раздел «Контрольные и тестовые упражнения»
содержит подбор упражнений, выполнение которых позволяет учителю определить степень усвоения учебного материала и уровень физического развития и подготовленности обучающихся.
2 год обучения
Раздел «Основы знаний»
Теория: Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Характеристика регби. История регби. Правила техники при игре.
Раздел «Общая физическая подготовка»
Физическая подготовка слагается из общей и специальной подготовки. Между ними существует тесная связь. Общая физическая подготовка направлена на развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а также на обогащение обучающихся разнообразными двигательными навыками. Средства общей физической подготовки подбираются с учетом возраста занимающихся и специфики регби.
Раздел «Специальная физическая подготовка»
Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением обучающихся технике и тактике регби. Основным средством ее (кроме средств регби) являются специальные упражнения (специально-подготовительные). Особенно большую роль играют эти упражнения на начальном этапе обучения. Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений в ответных действиях на сигналы, специальную выносливость (прыжковую, скоростную, скоростно-силовую), прыжковую ловкость и специальную гибкость.
Раздел «Контрольные и тестовые упражнения»
содержит подбор упражнений, выполнение которых позволяет учителю определить степень усвоения учебного материала и уровень физического развития и подготовленности обучающихся.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Материально-технические обеспечение программы:
Спортзал: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима;
Оборудование:
1. Мячи регбийные № 3
2. Мячи регбийные № 4
3. Мячи регбийные № 5
4. Шлем (защита головы)
5. Жилетки игровые (разные цвета)
6. Подставка для мяча
7. Щиты для контакта
8. Мешки для захвата
9. Пояс для ТЕГ-РЕГБИ
10. Утяжеленный регбийный мяч
Внешние условия:
1. Сотрудничество с МБУ СК «Атлант»;
Методическое обеспечение
Методические виды продукции: аудио, видео, фото, интернет источники.
Формы контроля (аттестации) занимающихся:
Выполнение контрольных нормативов.
Нормативы по физической и технической подготовке
игры в тег-регби
Тесты по физической подготовке
1. «Сила пресса». Из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы «уверенно» касаются земли, подъем туловища до касания плечами колен.
2. Прыжок в длину с места. Фиксировалось расстояние от контрольной линии до следа ближайшей к ней ноги. Контрольное упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксируется лучший результат.
3. Бег 30 м с низкого старта. Упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксируется лучший результат.
4. Бег 30 м с ходу. Упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксировался лучший результат.
5 . Бег 60 м с низкого старта. Упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксируется лучший результат.
6. Челночный бег (3*10 м). Упражнение выполняется в двух попытках. Фиксируется лучший результат.
7. Подтягивание в висе. Упражнение выполняется одним подходом. Засчитывается максимальное количество подтягиваний.
Список литературы
для педагога.
1. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов.- М.: ФиС, 1987.
2. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. – М.: ФиС,1991.
3. Варакин В.А. Предсоревновательная подготовка квалифицированных регбистов: дис. … канд. пед. наук. – М., - 1983.
4. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: дис. … д-ра. пед. наук. – М.,1981
5. Иванов В.А. Интегральная подготовка в структуре тренировочного процесса квалифицированных регбистов: дис. канд. пед. наук. – М., - 2004 г.
6. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. – М., Спортакадемпресс, 2000 г.
для обучающихся
1. Кирияк Р. Мини-регби. – М.: ФиС, 1976. – 110с.
2. Пулен Р. Регби игра и тренировка. – М.: ФиС, 1978.
3. Тимошенко А.А. 40 уроков регби. – М., 1986 г.
Интернет ресурсы:
1. Платформа https://www.youtube.com/ .
Календарный учебный график
Год обучения |
Дата начала реализации |
Дата окончания реализации |
Режим Занятий в неделю / в год |
Количество учебных недель/часов |
1-2 год |
1 сентября |
31 мая |
2 часа в неделю / 36 занятий в год |
36 недель / 72 часа в год |
В каникулярное время занятия ведутся в дистанционной форме:
Каникулы согласуются со сроками каникул в МБОУ Савинской средней школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.