МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №2
РАССМОТРЕНА от «____» _____________
2025г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ ______________И.В. Лемешева «____» _______________2025г. Приказ № ________________ |
программа «Волейбол»
физкультурно-спортивной направленности
Срок реализации: 9 месяцев
Возраст обучающихся: 14-18 лет
Автор-составитель программы/
педагог, реализующий программу:
Луцык В.П., преподаватель
Сургут, 2025
Аннотация
Программа «Волейбол» физкультурно - спортивной направленности является модифицированной и составлена на основе типовой программы с учетом возраста и уровня подготовки детей.
Программа «Волейбол» ориентирована на учащихся 14-18 лет общеобразовательной школы, рассчитана на базовое изучение предмета, реализуется в течение учебного года (9 месяцев). Количество часов в год –68 / 2 часа в неделю.
Программа включает следующие разделы:
1. Основы знаний игры волейбол.
2. Технико-тактические приемы
3. Комбинированные упражнения
4. Физическая подготовка. Техническая подготовка.
5. Интегральная подготовка.
Реализация программы позволит приобщить детей и подростков к физической культуре и спорту. Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью.
Программа позволит решать задачи физического воспитания. Технические приемы, действия и игра волейбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. На занятиях у детей развивается ловкость и сила рук, быстрота реакции, костно-мышечная система. Во время соревновательного процесса воспитывается физкультурно-спортивная этика.
ПАСПОРТ программы «Волейбол»
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГИМНАЗИИ №2
Название программы
|
«Волейбол» |
Направленность программы |
физкультурно – спортивная |
Уровень программы |
базовый |
Ф.И.О. автора (разработчика) / составителя программы |
Преподаватель - Луцык Владимир Петрович
Уровень образования – высшее, Винницкий государственный педагогический институт им. Н.Островского, по специальности, физическое воспитание. (Диплом от 1.06.1989г. №879)
Профессиональная категория – первая Соответствие профилю – учитель физической культуры
Достижения – Благодарность педагогам-наставникам, подготовившим призёра регионального этапа олимпиад в 2023-2024 учебном году, Департамент образования и науки ХМАО-Югры, Приказ №12-03-377/4 от 27.04.2024, подготовка победителей и призёров муниципальных конкурсов. |
Год разработки/ модификации |
2025 год |
Где, когда и кем утверждена программа |
Утверждена директором МБОУ гимназии №2 И.В. Лемешевой в 2025 году |
Информация о наличии рецензии |
Рецензия отсутствует |
Цель
|
Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия волейболом. |
Задачи
|
Обучающие: · обучать приемам волейбола, жизненно важным двигательным умениям и навыкам, формировать начальные навыки судейства; Развивающие: · развивать и формировать общие представления о технике и тактике игры в волейбол. · развивать двигательные способности; Воспитательные: · воспитывать привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями для отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; · формировать нравственно - волевые качеств; · воспитать потребность в здоровом образе жизни; |
Планируемые результаты освоения программы |
Личностные результаты: · воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; · формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; · развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; · формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе игры в волейбол. Метапредметные результаты: отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому современному человеку: · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; · умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; · владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; · умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; · формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практики и профессиональной ориентации. Предметные результаты: · понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; · приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга; · формирование умения вести наблюдения за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией; · формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности. |
Срок реализации программы |
2025-2026 учебный год |
Количество часов в неделю, год |
2 часа в неделю, 68 часов в год |
Возраст учащихся |
от 14 до 18 лет |
Формы занятий |
· групповые учебно-практические и теоретические занятия; · комбинированные занятия; · учебно-тренировочные игры, · соревнования (товарищеские (контрольные) игры) |
Методическое обеспечение (применяемые методики, технологии) |
- учебные пособия; Форма занятий, предусмотренных программой: тренировки, учебно-тренировочные игры, соревнования (товарищеские (контрольные) игры); работа уменьшенными составами 2x2, 3x3, 4x4, 6x6; мастер-классы, открытые занятия, соревнования. Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, игровой. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) |
· волейбольные мячи-10 шт; · набивные мячи-10 шт; · скакалки-30 шт.; · сетка-1 шт. Средством обучения игры в волейбол, являются физические упражнения.
|
Направление: физкультурно – спортивное
Наименование образовательной организации: МБОУ гимназия №2
Срок реализации программы: 2025-2026 учебный год (9 месяцев)
Составитель: преподаватель Луцык В.П.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Физкультурно-спортивная Программа «Волейбол» разработана на основе и в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Приказ Министерства спорта РФ от 15 ноября 2022 г. N 987 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "волейбол"
6. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования" (Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 338-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования".В ред. Постановления Правительства ХМАО - Югры от 01.02.2019 N 16-п).
7. Локальные документы ОУ.
Реализация программы осуществляется за пределами Федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время игра в волейбол – одна из захватывающих, интересных и популярных игр. Технические приёмы, тактические действия заключают в себе большие возможности для расширения и развития физических способностей, а также помогают в нравственном воспитании детей и подростков. В процессе изучения у учащихся формируется потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия волейболом укрепляют здоровье, способствуют разносторонней физической подготовленности, воспитывают чувство коллективизма, закаляют волю.
Новизна программы данной программы состоит в том, чтобы не только привить навыки к занятиям физической культурой, но и выбрать в дальнейшем наиболее интересный вид спорта, на занятиях которым можно совершенствовать основные физические качества. Программа способствует развитию интереса у воспитанников к здоровому образу жизни, и создана на основе курса обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент на игре, чтобы привлечь интерес школьников. Спортивные игры, особенно волейбол, предоставляют уникальные возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания детей: развития познавательных процессов, выработки воли и характера, воспитания чувства коллективизма. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Направленность программы: физкультурно-спортивное. Программа «Волейбол» направлена на укрепление психического и физического здоровья детей через занятия волейболом. Реализация образовательной программы осуществляется за пределами ФГОС и федеральных государственных требований, и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
Уровень освоения: базовый.
Отличительные особенности программы: в рамках содержания занимающиеся получают теоретические и практические знания о технике и тактике игры волейбол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Занятия волейболом способствуют формированию у школьников основ здорового образа жизни, активного вовлечения в регулярные занятия спортом и самостоятельной организации своего досуга средствами физической культуры.
Адресат программы:
Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста – 14-18 лет (8-11 класс). Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболистами. Систематические занятия спортом благотворно влияют на укрепление здоровья детей, их физическое и духовное развитие.
Количество обучающихся: 20 человек.
Сроки освоения программы: программа рассчитана на один год обучения (9 месяцев).
Объем программы / количество часов: 68 часа.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Форма обучения: очная.
Цель программы: Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия волейболом.
Образовательные:
· обучать приемам волейбола, жизненно важным двигательным умениям и навыкам, формировать начальные навыки судейства;
Развивающие:
· развивать и формировать общие представления о технике и тактике игры в волейбол.
· развивать двигательные способности;
Воспитательные:
· воспитать привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями для отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
· формировать нравственно - волевые качества;
· воспитать потребность в здоровом образе жизни;
Основные формы и методы проведения занятий: практические занятия, работа в малых группах, самостоятельная работа, учебно-тренировочные занятия (фронтальные, групповые, поточные), учебно-тренировочная игра в волейбол.
Формы аттестации/ контроля: контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, при сдаче нормативов. Система контроля эффективности программы «Волейбол» подразумевает следующие виды контроля: входной, текущий, промежуточный и итоговый. Входной контроль: проводится педагогом с целью выявления способностей обучающихся. Текущий - это систематическая проверка усвоения знаний, умений, навыков на каждом занятии, направлен на оценку текущих состояний, которые являются следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных микроциклов. Промежуточный контроль - входит в систему контроля эффективности спортивной подготовки, на промежуточном этапе. Итоговый контроль предусматривает получение полной объективной информации о здоровье и подготовленности каждого ученика.
Оценка степени освоения программы по результатам работы за год осуществляется в рамках этапного контроля в виде проведения промежуточного и итогового контроля, на основании сдачи контрольных нормативов. Сдача контрольных нормативов проходит по общей физической и специально физической и технико-тактической подготовке. Приложение №1.
· Промежуточная аттестация провидится раз в год (декабрь) в форме зачёта.
· Основной формой подведения итогов (итоговый контроль) проводится в мае, в форме зачёта.
№п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Форма аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика(интерактивные занятия) |
|||
1. |
Основы знаний игры волейбол. |
3 |
3 |
|
Зачет |
2. |
Технико-тактические приемы |
10 |
2 |
8 |
Зачет |
3. |
Комбинированные технико-тактические приемы |
27 |
4 |
23 |
Зачет |
4. |
Техническая подготовка. |
18 |
2 |
16 |
Зачет |
5. |
Интегральная подготовка. |
10 |
1 |
9 |
Зачет |
|
Итого: |
68 |
12 |
56 |
|
СОДЕРЖАНИЕ программы «Волейбол»
Программа построена на принципах доступности, системности и преемственности. Программой предусматривается взаимосвязь при изучении понятий.
Программа «Волейбол» рассчитана на год. В теоретической части (12 часов), рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол, в практической части (56 часов) углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися акцентируется внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов.
1. Основы знаний игры волейбол (3 часа).
Теория (3 часа). История возникновения волейбола. Основатель игры в волейбол. Родина волейбола. Первые шаги волейбола в Мире и в нашей стране. Развитие волейбола среди школьников. Правила игры в волейбол. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Значение ОРУ перед началом тренировки.
Техника безопасности: требования к спортивной одежде и обуви для занятий волейболом; индивидуальные средства защиты во время занятий волейболом (наколенники, налокотники, напульсники, голеностопы), правила поведения на соревнованиях в качестве зрителя, правила поведения в спортивном зале во время занятий и соревнований по волейболу, правила поведения в раздевалке перед занятием и после занятия волейболом.
Основы спортивной тренировки, режим и личная гигиена Значение занятий физической культурой и спортом. Физическая подготовка и ее роль в волейболе. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями, распорядок дня и двигательный режим, гигиеническое значение водных процедур, закаливание, использование естественных сил природы для закаливания. Личная гигиена: уход за телом, гигиенические требования к местам занятий. Гигиена одежды и обуви. Утренняя гимнастика. Понятие о травме, основные причины травматизма, меры предотвращения травм, профилактика травм, оказание первой помощи пострадавшим во время занятий и игры в волейбол
2. Технико-тактические приемы (10часов)
Теория (2 часа). Основы техники и тактики, правила игры в волейбол, спортивные соревнования. Понятие о спортивной технике, о тактике. Взаимосвязь техники и тактики. Характеристика технической и тактической подготовки. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков начало игры и подача. Перемена подачи. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Упрощенные правила игры. Судейская терминология. Спортивные соревнования, их организация и проведение. Роль соревнований в подготовке занимающихся в спортивно - оздоровительных группах, в подготовке спортсменов. Правила соревнований, подготовка к соревнованиям, участие в соревнованиях.
Практика (8 часов). Овладение техникой передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами).
Передача мяча: сверху двумя руками; передача на точность, с перемещением в парах; встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, в непосредственной близости об нее. Подача мяча: нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность. Нападающие удары: по ходу сильнейшей рукой с разбега (1,2,3 шага) по мячу, подвешенному на амортизаторах; установленному в держателе; через сетку по мячу, наброшенному партнером; нападающий удар из зоны 4 с передачи партнера из зоны 3.
Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе. Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.
3. Комбинированные технико-тактические приемы (27 часов)
Теория (4 часа). Остановка прыжком. С мячом и без мяча. Правила игры в волейбол. Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме мяча, посланного противником через сетку. При блокировании (выход в зону удара). При страховке партнера, принимающего мяч с подачи, передачи. При приеме нижних подач; при страховке партнера, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При приеме нижней и верхней подач. Определение времени для отталкивания при блокировании, своевременность выноса рук над сеткой. При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу, с нападением).
Практика (23 часа). Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор места: для выполнения второй передачи в зонах 3,2; для нападающего удара (прямого сильнейшей рукой в зонах 4 и 2); для выполнения второй передачи в зоне 2; стоя спиной по направлению; для выполнения подачи (верхней прямой). При действиях с мячом: Выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на площадке): передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу. Чередование нижних подач в дальнюю и ближнюю к сетке половину площадки. Подача (нижняя) на точность в зоны (по заданию). Чередование способов подач на точность: в ближнюю, дольнюю половины площадки. Выбор способа отбивания мяча через сетку: передачей сверху двумя руками, кулаком (стоя на площадке в прыжке); снизу (в положении лицом, боком, спиной к сетке). Подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча. Чередование способов подач (нижних и верхней прямой): вторая передача (из зоны 3) игроку, к которому передающий обращен спиной. Групповые действия: взаимодействия игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 (при второй передаче). Взаимодействия игроков передней линии. При первой подаче: игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 4. При второй подаче: игрока зоны 3 с игроком зоны 2 и 4, игрока зоны 2 с игроком зоны 3. Игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 3 (в условиях чередования подач в зоны). Взаимодействия игроков при второй передаче зон 6,1 и 5 с игроком зоны 2 (при приеме от передач и подач). Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии. Прием нижних подач и первая передача в зону 3, вторая передача в зоны 4 и 2, стоя лицом в сторону передачи. Прием нижних подач и первая передача в зону 2, вторая передача в зону 3. Прием мяча от подач и первая передача в зону 3, вторая - игроку, к которому передающий стоит спиной. Система игры со второй передачи и игрока передней линии.
4. Техническая подготовка (18 часов)
Теория (2 часа). Обучение приему мяча в парах или тройках. Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.
Практика (16 часов). Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая. Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой ( овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ). Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.
Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений.
Групповые действия. Взаимодействия игроков внутри линии при приеме мяча от нижней подачи и передачи. Игроков задней линии: игрока зоны 1 с игроком зоны 6; игрока зоны 5 с игроком зоны 6: игрока зоны 6 с игроком зон 5 и 1. Игроков передней линии: игроки зоны 3 с игроком зон 4 и 2. Игроков зон 5,1 и 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (при обманных действиях). Взаимодействия игроков при приеме от подачи передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроками зон 1,5,3; игрока зоны 5 с игроками зон 6 и 4. Взаимодействия игроков внутри линии и между ними при приеме от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. Групповые действия: Расположение игроков при приеме мяча от противника, «углом вперед». Расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением групповых действий. Расположение игроков при приеме подачи (нижней и верхней прямой), когда игрок зоны 4 стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут, и находится в зоне 4, после приема игрок зоны 4 идет на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остается в зоне 4 и играет в нападении. Система игры: расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением групповых действий.
5. Интегральная подготовка (10 часов)
Теория (1 час). Консолидация всех наработанных в процессе тренировки компонентов мастерства игроков в единое целое, обеспечивающее пик набора их спортивной формы к главным соревнованиям. Сыгранность игроков, использование их сильнейших сторон, для повышения игрового потенциала команды.
Практика (9 часов). Учебные двусторонние игры с заданиями. Контрольные игры с заданиями. Задания в игре по технике. Задания в игре по тактике. Индивидуальные и групповые действия в нападении и защите. Командные действия в защите. Главные методы интегральной подготовки: методы совмещенных (сопряженных) воздействий, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются учебные, контрольные и соревновательные игры по волейболу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе игры в волейбол.
Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому современному человеку:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практики и профессиональной ориентации.
Предметные результаты отражают:
• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
• формирование умения вести наблюдения за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК программы «ВОЛЕЙБОЛ»
Количество учебных недель: 34
Количество учебных дней: 68
Сроки учебных периодов: 1 полугодие – сентябрь – декабрь;
2 полугодие – январь – май
№п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
Раздел 1. Основы знаний игры волейбол. |
||||||||
1. |
Сентябрь |
09 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (теория) |
1 |
Вводный инструктаж по технике безопасности игры в волейбол. История и пути развития современного волейбола. |
Спортивный зал |
входной |
2. |
Сентябрь |
09 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (теория) |
1 |
Первичный инструктаж. Основы спортивной тренировки. Правила игры. |
Спортивный зал |
текущий |
3. |
Сентябрь |
16 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (теория) |
1 |
Основы спортивной тренировки. Правила игры. |
Спортивный зал |
текущий |
Раздел 2. Технико-тактические приемы |
||||||||
4. |
Сентябрь |
16 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (теория) |
1 |
Основы спортивной тренировки. Правила игры. |
Спортивный зал |
текущий |
5. |
Сентябрь |
23 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (теория) |
1 |
Верхняя прямая передача мяча в парах. |
Спортивный зал |
текущий |
6. |
Сентябрь |
23 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол |
Спортивный зал |
текущий |
7. |
Сентябрь |
30 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Совершенствовать стойку игрока в волейболе |
Спортивный зал |
текущий |
8. |
Сентябрь |
30 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол |
Спортивный зал |
текущий |
9. |
Октябрь |
07 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Верхняя передача мяча в парах, верхняя подача. |
Спортивный зал |
текущий |
10. |
Октябрь |
07 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол |
Спортивный зал |
текущий |
11. |
Октябрь |
14 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Совершенствование верхней прямой передачи. |
Спортивный зал |
текущий |
12. |
Октябрь |
14 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол |
Спортивный зал |
текущий |
13. |
Октябрь |
15 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Верхняя передача мяча в парах, верхняя подача. |
Спортивный зал |
текущий |
Раздел 3. Комбинированные технико-тактические приемы |
||||||||
14. |
Октябрь |
15 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (теория) |
1 |
Остановка прыжком. С мячом и без мяча. Правила игры в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
15. |
Октябрь |
21 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (теория) |
1 |
Ловля и передача мяча одной и двумя руками. В парах и тройках. Верхняя передача мяча в парах, нижняя подача. |
Спортивный зал |
текущий |
16. |
Октябрь |
21 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Остановка прыжком. С мячом и без мяча. Правила игры в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
17. |
Октябрь |
28 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Передвижение в стойке в волейболе. |
Спортивный зал |
текущий |
18. |
Октябрь |
28 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Остановка прыжком. С мячом и без мяча. |
Спортивный зал |
текущий |
19. |
Ноябрь |
11 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (теория) |
1 |
Ловля и передача мяча одной и двумя руками. В парах и тройках. |
Спортивный зал |
текущий |
20. |
Ноябрь |
11 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол |
Спортивный зал |
текущий |
21. |
Ноябрь |
18 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Ловля и передача мяча одной и двумя руками. В парах и тройках. |
Спортивный зал |
текущий |
22. |
Ноябрь |
18 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Передача мяча в парах в тройках |
Спортивный зал |
текущий |
23. |
Ноябрь |
25 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол |
Спортивный зал |
текущий |
24. |
Ноябрь |
25 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Верхняя прямая подача.
|
Спортивный зал |
текущий |
25. |
Декабрь |
02 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Нижняя подача в волейболе. |
Спортивный зал |
текущий |
26. |
Декабрь |
02 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол |
Спортивный зал |
текущий |
27. |
Декабрь |
09 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Нижняя подача в волейболе. |
Спортивный зал |
текущий |
28. |
Декабрь |
09 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (теория) |
1 |
Передача мяча из зон 1,5,6 в зону 3 после подачи.
|
Спортивный зал |
текущий |
29. |
Декабрь |
16 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Передача мяча из зон 1,5,6 в зону 3 после подачи.
|
Спортивный зал |
текущий |
30. |
Декабрь |
16 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
31. |
Декабрь |
23 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Обучение верхней и нижней подачи волейбольного мяча
|
Спортивный зал |
текущий |
32. |
Декабрь |
23 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Обучение верхней и нижней подачи волейбольного мяча
|
Спортивный зал |
текущий |
33. |
Январь |
13 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
34. |
Январь |
13 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Закрепление навыков игры волейбол |
Спортивный зал |
промежуточный |
35. |
Январь |
20 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Повторный инструктаж по технике безопасности игры в волейбол. Учебно-тренировочная игра в волейбол |
Спортивный зал |
текущий |
36. |
Январь |
20 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
37. |
Январь |
27 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Закрепление навыков подачи
|
Спортивный зал |
текущий |
38. |
Январь |
27 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Закрепление навыков подачи
|
Спортивный зал |
текущий |
39. |
Февраль |
03 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Закрепление навыков подачи
|
Спортивный зал |
текущий |
40. |
Февраль |
03 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
Раздел 4. Техническая подготовка. |
||||||||
41. |
Февраль |
10 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (теория) |
1 |
Обучение приему мяча в парах или тройках. |
Спортивный зал |
текущий |
42. |
Февраль |
10 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (теория) |
1 |
Обучение приему мяча в парах или тройках. |
Спортивный зал |
текущий |
43. |
Февраль |
17 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
44. |
Февраль |
17 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Обучение приему мяча в парах или тройках |
Спортивный зал |
текущий |
45. |
Февраль |
24 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Обучение приему мяча в парах или тройках |
Спортивный зал |
текущий |
46. |
Февраль |
24 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Обучение приему мяча в парах или тройках |
Спортивный зал |
текущий |
47. |
Март |
03 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
48. |
Март |
03 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Закрепление техники прямой нижней и верхней подачи. |
Спортивный зал |
текущий |
49. |
Март |
10 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Закрепление техники прямой нижней и верхней подачи. |
Спортивный зал |
текущий |
50. |
Март |
10 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
51. |
Март |
17 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Закрепление техники прямой нижней и верхней подачи. |
Спортивный зал |
текущий |
52. |
Март |
17 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Закрепление техники прямой нижней и верхней подачи. |
Спортивный зал |
текущий |
53. |
Март |
31 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
54. |
Март |
31 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
55. |
Апрель |
07 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Закрепление навыков игры волейбол |
Спортивный зал |
текущий |
56. |
Апрель |
07 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Закрепление навыков игры волейбол |
Спортивный зал |
текущий |
57. |
Апрель |
14 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
58. |
Апрель |
14 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Закрепление навыков игры волейбол |
Спортивный зал |
текущий |
Раздел 5. Интегральная подготовка. |
||||||||
59. |
Апрель |
21 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (теория) |
1 |
Закрепление навыков игры волейбол |
Спортивный зал |
текущий |
60. |
Апрель |
21 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
61. |
Апрель |
28 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча. |
Спортивный зал |
текущий |
62. |
Апрель |
28 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча. |
Спортивный зал |
текущий |
63. |
Май |
05 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
64. |
Май |
05 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча. |
Спортивный зал |
текущий |
65. |
Май |
12 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
66. |
Май |
12 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Закрепление навыков передвижения в стойке. Остановка прыжком. С мячом и без мяча. |
Спортивный зал |
текущий |
67. |
Май |
19 |
15:00-15:40 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Учебно-тренировочная игра в волейбол. |
Спортивный зал |
текущий |
68. |
Май |
19 |
15:50-16:30 |
учебно-тренировочное занятие (практика) |
1 |
Игра в волейбол |
Спортивный зал |
итоговый |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма занятий, предусмотренных программой: тренировки, учебно-тренировочные игры, соревнования (товарищеские (контрольные) игры); работа уменьшенными составами 2x2, 3x3, 4x4, 6x6; мастер-классы, открытые занятия, соревнования.
Методы и приёмы:
-словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж);
-практический (составлений различных упражнений и комбинаций.);
-наглядный (демонстрация упражнений и техники);
-объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
-проблемный (беседа, создание проблемной ситуации, игра, обобщение);
-частично-поисковый (выполнение вариантных заданий);
-методы формирования опыта общественного поведения (упражнения, тренировки, игра);
-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации).
Формы работы:
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения.
Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу занимающихся.
Индивидуальная форма предусматривает подачу учебного материала каждому из обучающихся персонально таким образом, что позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Групповая работа позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные комбинации с наименьшими затратами энергии. В ходе групповой (2-3 человека) работы учащимся предоставляется возможность проявлять самостоятельность на основе взаимозаменяемости.
Методы обучения:
В учебно-тренировочном процессе по спортивным играм существуют три основные группы методов обучения: словесные, наглядные и практические.
Первые две группы создают предпосылки, а реализация осуществляется при непосредственном использовании практического действия — упражнения. Все методы взаимообусловлены и применяются в комплексе.
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, распоряжение. Рассказ применяется для пополнения знаний занимающихся о технико-тактических приемах, о методике тренировки, при организации игровой деятельности. Объяснение помогает не только раскрыть форму и характер движения, но и выявить причины, влияющие на его правильное выполнение. Объяснение — это изложение сути конкретного движения, действия, которое создает предпосылки для выполнения упражнения. При объяснении основное внимание уделяется главному действию, не останавливаясь на деталях. Объяснением пользуются при разучивании игровых приемов группой, при изучении групповых командных действий, при установке на предстоящую игру. Беседа может быть групповой и индивидуальной. Разбор в спортивной практике широко используется после выполнения какого-либо задания (отработки технического или тактического действия), при анализе закончившейся игры или предстоящей встречи. Указание — это краткая форма задания на выполнение упражнения по технике и тактике. Часто пользуются им при проведении учебных игр или отработке тактических взаимодействий. Указания могут даваться в процессе взаимодействий без остановки игры или игрового упражнения. Распоряжение — форма устного воздействия на занимающихся. Отличается краткостью, лаконичностью.
Наглядные методы: показ упражнения, демонстрация наглядных пособий, просмотр учебных игр или официальных соревнований. Показ всегда сочетается с использованием слова и должен давать целостное представление об изучаемом упражнении. Осуществляется он учителем или одним из учащихся. Показ должен носить образцовый и четкий характер выполнения - это позволит создать зрительный образ разучиваемого игрового действия. Демонстрация наглядных пособий является вспомогательным способом и может быть эффективной только в сочетании с другими методами. Она дает хороший эффект и при изучении групповых и командных тактических действий. В обучении спортивным играм часто практикуют повторный или замедленный показ и демонстрацию.
Практические методы основываются на активной двигательной деятельности занимающихся. Метод упражнения предусматривает многократное повторение движений, которые помогают овладеть элементом техники игры или целого игрового приема. Повторение может осуществляться в целом или по частям. Разучивание по частям предусматривает освоение отдельных частей двигательного действия с последующим их соединением в одно целое. Для разучивания нападающего удара в волейболе — это напрыгивание и ловля мяча в прыжке, нападающий удар с собственного набрасывания и др. Наибольший эффект дает методический прием выполнения упражнения в облегченных условиях, применения подводящих упражнений.
Игровой метод применяется после овладения элементами техники. При изучении взаимодействий между играющими, при совершенствовании технических приемов успешно применяют игры 2X2, 3X3, 4X4 в одну корзину, в одни ворота и т. д. Игровой метод успешно сочетают с соревновательным. Это повышает интерес, вызывает повышенный эмоциональный настрой, способствует лучшему закреплению навыка в выполнении игрового приема или игрового упражнения. Сущность его заключается в том, что занимающиеся соревнуются в выполнении одного игрового действия или их комплекса, соблюдая правила игры и установку учителя. В спортивных играх нет предела совершенствованию игровых приемов, они совершенствуются и закрепляются в соревнованиях.
Соревновательный метод занимает большое место в процессе обучения и совершенствования. На начальном этапе дети соревнуются в выполнении отдельных игровых упражнений и тактических заданий, затем в играх по упрощенным правилам и, наконец, в официальных встречах. Этот метод дает возможность приобретать необходимую игровую практику, правильно оценивать игровую ситуацию и в зависимости от нее применять наиболее эффективные технические приемы. Соревновательный метод способствует достижению высокого уровня совершенствования функциональных систем организма, совершенствованию технического мастерства, достижению высоких спортивных результатов. В обучении большого успеха можно добиться, сочетая различные методы в зависимости от возраста, подготовленности, сложности разучиваемых двигательных действий.
Формы аттестации/ контроля: в результате освоения программы происходит развитие личностных качеств, общекультурных и специальных знаний, умений и навыков, расширение опыта творческой деятельности. Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения: контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Вводный контроль: проводится педагогом с целью выявления способностей обучающихся.
Текущий - это систематическая проверка усвоения знаний, умений, навыков на каждом занятии. Тематический контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам (устный, письменный, наблюдение, проигрывание).
Периодический контроль - осуществляется после изучения крупных разделов программы.
Промежуточная аттестация – осуществляется в декабре.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года.
Кроме знаний, умений и навыков, содержанием проверки достижений является социальное и общепсихологическое развитие обучающихся, поскольку реализация программы не только формирует знания, но и воспитывает и развивает. Содержанием контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение (наблюдение, диагностические методики).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
· волейбольные мячи-10 шт;
· набивные мячи-10 шт;
· скакалки-30 шт.;
· сетка-1 шт.
Средством обучения игры в волейбол, являются физические упражнения.
Программное обеспечение:
http://www.volley.ru/ - всероссийская федерация волейбола
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Положительный результат обучения обеспечивается применением различных форм, методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Проводя практические занятия, педагог тактично контролирует, советует, направляет учащихся. Применяются индивидуальная и групповая форма контроля.
Учащийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».
Критерии выставления оценки «зачтено»:
• Оценки «зачтено» заслуживает учащийся, показавший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой.
• Оценка «зачтено» выставляется учащимся, показавшим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе задания, демонстрирующие систематический характер знаний по предмету.
• Оценкой «зачтено» оцениваются учащиеся, показавшие знание основного учебного материала в минимально необходимом объеме, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой, но допустившим погрешности при выполнении контрольных заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что учащийся обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством педагога.
Критерии выставления оценки «не зачтено»:
• Оценка «не зачтено» выставляется учащимся, показавшим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают результаты учащихся, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер.
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе рабочей программы по волейболу и учебного плана. Является частью ОПОП программы «Волейбол».
Формы контроля и оценивания элементов подготовки по основным разделам учебной дисциплины
Раздел |
Форма контроля и оценивания |
||
|
Текущий контроль |
Промежуточный контроль |
Итоговая аттестация |
Теоретическая подготовка |
Посещаемость успеваемость |
закрепление полученных теоретических знаний в ходе практической подготовки |
Сдача контрольных нормативов |
Общая физическая подготовка |
Посещаемость успеваемость |
Нормативы Тесты |
Сдача контрольных нормативов |
Специальная физическая подготовка |
Посещаемость успеваемость |
Нормативы Тесты |
Сдача контрольных нормативов Тестовые задания |
Технико-тактическая подготовка |
Овладение приемами |
Тестовые упражнения |
Сдача контрольных нормативов |
Интегральная подготовка |
Овладение приемами |
Тестовые упражнения |
Сдача контрольных нормативов. Тестовые задания. |
Участие в соревнованиях |
во внутри гимназических соревнованиях |
между образовательными организациями |
В сборной команде гимназии |
МЕТОДИЧЕСКОЕО БЕСПЕЧЕНИЕ программы «Волейбол»
Учебно-методическое обеспечение:
- учебные пособия;
- собственные методические разработки;
- конспекты открытых занятий;
- лекционный материал для занятий;
- Интернет-сайты.
1. Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих. – М.,2015.
2. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры.-М.,2020.
3. Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе – М., 2022.
4. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. М., 2016.
5. Железняк Ю.Д., Слупский Л. Н. Волейбол в школе: Пособие для учителей. -М.,2019.
6. Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячами. - М., 2020.
7. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С.Внеурочная деятельность учащихся.Волейбол.-М.,2021.
8. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. - М., 2023.
9. Матвеев Л.П.. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. – Москва, «Физкультура и спорт» 2000 год.
10. Найминова Э.. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2001 г.
1. Железняк Ю.Д. Юный волейболист.-М.,2021.
2. Клещёв Ю.Н., Фурмнов А.Г. Юный волейболист, -М.,2022.
3. Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура! / Е. Н. Литвинов, Г.И. Погадаев. – М, 2020.
4. Лях В.И.УМК Физическая культура 5-9 класс.-М.,2020.
5. Матевеев А.П. УМК Физическая культура 5-9 класс.-М.,2022.
6.Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 2014
7.Эйнгорн А. Н. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2015г.
http://www.volley.ru/ - всероссийская федерация волейбола
http://mon.gov.ru/
http://www.zavuch.info/
Приложение 1
Технический прием |
Контрольные упражнения |
Возраст, лет |
Оценка |
||||
юноши |
|||||||
высокий |
Выше среднего |
средний |
|||||
I. Передача мяча |
1. Поточная передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м (кол-во раз). |
11 12 13 14 |
4 7 9 12 |
3 5 6 9 |
2 3 4 5 |
||
2. Передача мяча двумя руками сверху с собственного набрасывания из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установленное в зоне 3 (10 попыток) |
11 12 |
3 5 |
2 4 |
1 2 |
|||
3. Передача мяча двумя руками сверху из зоны4 через сетку в квадрат3х3 м, расположенный в зоне 6; мяч предварительно передан из зоны 3 (10 попыток) |
11 12 |
4 6 |
3 5 |
2 3 |
|||
4. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в кольцо, установленное в зоне 4, с предварительной передачи мяча из зоны 5 (10 попыток) |
13 14 15 16 17 |
4 6 6 6 7 |
3 5 5 5 5 |
2 3 3 3 3 |
|||
5. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4, через сетку в квадрат 3х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, с предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) |
13 14 |
5 6 |
4 5 |
3 3 |
|||
6. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 2 в кольцо, установленное в зоне 4, предварительной передачи мяча из зоны 6 (10 попыток) |
15 16 17 |
4 4 5 |
3 3 4 |
2 2 2 |
|||
7. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку в прямоугольник 2х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) |
15 16 17 |
5 5 7 |
4 4 5 |
3 3 4 |
|||
II. Подача мяча |
1. Нижняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) |
11 12 |
7 8 |
4 6 |
3 4 |
||
2. Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) |
11 12 |
4 6 |
3 4 |
2 3 |
|||
3. Верхняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) |
13 14 |
8 9 |
5 7 |
3 5 |
|||
4. Верхняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) |
13 14 |
5 6 |
4 5 |
2 3 |
|||
5. Верхняя прямая подача на точность по заданию (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) |
15 16 17 |
6 7 8 |
5 5 6 |
3 4 4 |
|||
6. Верхняя боковая подача в пределы площадки (10 попыток) |
15 16 17 |
5 7 8 |
4 6 7 |
2 4 5 |
|||
Технический прием |
Контрольные упражнения |
Возраст лет |
|
||||
юноши |
|||||||
высокий |
Выше среднего |
средний |
|
||||
III. Нападающий удар |
1. Прямой нападающий удар из зоны 4 в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) |
11 12 13 14 |
3 4 6 8 |
2 3 5 6 |
1 2 3 4 |
|
|
2. Нападающий удар из зоны 4 на точность (по 5 попыток в зоны 1 и 5) с передачи из зоны 3 |
15 16 17 |
6 7 8 |
5 6 7 |
4 4 5 |
|
|
|
3. Прямой нападающий удар из зоны 4 на силу в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) |
15 16 17 |
5 7 8 |
4 6 6 |
3 5 5 |
|
|
|
IV. Блокирование |
1. Блокирование нападающего удара из зоны 4 в зону 5 (10 попыток) |
13 14 15 16 17 |
2 2 5 6 8 |
1 1 4 5 6 |
1 1 2 4 4 |
|
|
2. Блокирование нападающего удара из зоны 2 в зону 1 (10 попыток) |
13 14 15 16 17 |
2 2 5 6 8 |
1 1 4 5 6 |
1 1 2 4 4 |
|
|
|
3. Блокирование нападающего удара из зоны 3 в пределы площадки (10 попыток) |
15 16 17 |
4 5 6 |
3 4 5 |
2 3 4 |
|
|
Тестовые задания для оценки освоения программы в части практической подготовки
1. Оценка уровня знаний по практической подготовке включает в себя тестирование по физической подготовке, технической подготовке и сдачу контрольно-переводных нормативов по общей физической подготовке в конце учебного года.
Тестовые задания по физической подготовке и критерии фиксирования результатовки заключаются в системе подсчета результатов выполненных заданий (упражнений), в зависимости от упражнений, результат может выражаться в единицах (количество раз, см., м) либо во времени. Обучающимся необходимо выполнить 2 тестовых упражнения на выбор из прилагаемого перечня.
Итоговая оценка в результате тестирования по физической подготовке производится по 3-балльной системе. Так, 3 балла получает тот, кто улучшил свой предыдущий результат. Два балла - если предыдущий результат не изменился; один балл – если зафиксирован результат хуже предыдущего.
При проведении тестирования по физической подготовке следует обратить внимание на соблюдение требований инструкции и создания условий для выполнения упражнений.
Уровень развития специальных физических качеств можно оценить по показателям быстроты передвижения, динамической силы и прыгучести.
1) Быстрота передвижения оценивается по времени пробегания «елочкой» к 6 набивным мячам, расположенным на волейбольной площадке. Местом старта служит набивной мяч «А», расположенный за серединой лицевой линии. В исходном положении высокого старта ступни ног за линией по команде «Марш!» учащийся касается рукой стартового мяча и начинает движение к мячу 1. Коснувшись рукой мяча, он возвращается к мячу «А» и после касания его направляется к мячу 2 и т. д. Учитывается лучший результат из двух попыток.
2) Динамическую силу оценивается посредством броска набивного мяча двумя руками из-за головы в прыжке с места. В исходном положении набивной мяч удерживается двумя руками на уровне пояса. По команде «Можно!», учащийся из полуприседа взмахом рук с мячом выпрыгивает и заносит мяч за голову, после чего выполняет бросок. Учитывается лучший результат, показанный обучающимися, из трех попыток.
3) Для оценки прыгучести следует использовать «Экран прыгучести» конструкции В. М. Абалакова. Достоинство этого приспособления заключается в том, что, с одной стороны, оно позволяет оценивать прыгучесть в условиях, специфических для волейбола, а с другой — вызывает живой интерес учащихся к систематической тренировке. Оценка определяется по разности доставания отметок на ленте— поднятой рукой стоя на месте и в прыжке после разбега в один-два шага. В случае отсутствия приспособления его легко смоделировать. Для этого на стене в определенном месте зала делают метрическую разметку высотой 250—270 см для определения высоты поднятой руки, а к баскетбольному щиту прикрепляют маркированный лист картона, на котором отмерено расстояние от пола. Учитывается лучший результат из трех попыток.
4) Прыжки через скакалку (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей).И.П. – скакалка сзади. Фиксируется максимальное количество прыжков за 1 минуту в одной попытке. Критерием служит максимальное количество прыжков.
5) Бег 60 м с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей) Тестирование проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка. После 10-15 минутной разминки дается старт. Критерием, служит минимальное время.
2. Оценка уровня технической подготовки.
Оценка уровня технико-тактической подготовленности обучающихся характеризуется качеством освоения основных приемов игры (уровень сформированных навыков).
1) Для оценки техники владения мячом при передачах двумя руками сверху и приеме двумя руками снизу используют мишень с концентрическими окружностями. При передачах сверху расстояние до стены 2,5 м, при приеме снизу—3 м. Учитывается количество очков из 10 передач и потери мяча.
2) Технико-тактические навыки в подачах должны характеризоваться сочетанием точности и скорости полета мяча. Для их оценки на площадке выделяются зоны 1, 6, 5. Подача выполняется на точность по 6 попыток в каждую зону с места подачи.
3) Для оценки навыка в атакующем ударе используется непосредственно атакующий удар из зоны 4 с передачи из зоны 3. На первом этапе обучения оценивается техника удара в пределы площадки. При необходимости (по мере роста техники) можно оценивать и точность удара по зонам площадки, которая делится как и при подачах мяча. Важно, чтобы передача для удара были стабильной траектории.
4) Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.