Роль физики в профессиональной подготовке студентов СПО.
Развитие современной промышленности, её модернизация предполагает создание высококвалифицированных рабочих кадров и наличие у выпускников СПО высокого уровня практических профессиональных знаний и навыков, а также устойчивого интереса к выбранной профессии. Учебная дисциплина «Физика» входит в цикл общеобразовательных предметов учебной программы СПО и не ограничивается только системными знаниями об окружающем мире, так как главная задача при подготовке специалистов для работы на промышленных предприятиях заключается в глубоких знаниях своей профессии. Знания по физике важны во всех профессиях и специальностей: повар, сварщик, электрик, слесарь и других. Для некоторых специальностей и профессий технического профиля физика является базовым предметом, поскольку современный специалист должен уметь работать с техническим оборудованием, а, поэтому, обязан знать физические процессы, которые лежат в устройстве и работе данной техники. Важно сформировать профессиональные компетенции у каждого студента для того, чтобы он смог применять полученные на уроках физики знания и умения в своей профессиональной области.
Значимую роль в обучении физики играют предметы профессионального цикла, когда при изучении учебного материала необходимо учитывать его применение в профессии. Например, при изучении деформации тел рассматриваем прокатку металла, ковку, волочение, штамповку, делаем анализ сварочных деформаций, которые представляют собой изменение формы конструкции в результате воздействия внутренней силы. Отмечаем, что точка приложения этой силы приходится на места сварки, а деформации могут проявляться не сразу, а по истечении некоторого времени как результат усталости металла или после начала эксплуатации под воздействием дополнительных нагрузок и этот факт нужно учитывать в работе. Также, изучая трансформаторы у будущих сварщиков обязательно рассматриваем сварочные трансформаторы. Здесь нужно остановиться на том, что сварочный трансформатор является, пожалуй, самым распространенным видом промышленного оборудования и это устройства, используемые в промышленности для создания электрической дуги и соединения металлических деталей, их принцип работы основан на преобразовании электрического тока и напряжения. Сварочный трансформатор преобразует напряжение сити в более низкое напряжение, при этом одновременно преобразует низкий электрический ток, в высокий, до несколько тысяч ампер. Изучая рентгеновское излучение, подробно останавливаемся также на его применении в профессии сварщика. Здесь студенты узнают о рентгенографическом методе контроля сварных соединений – это один из наиболее точных способов неразрушающего контроля. Рентгенографический контроль сварных соединений — это метод проверки сварных соединений с использованием рентгеновского излучения. Он применяется повсеместно, если требуется точное соблюдение стандартов качества и позволяет точно определить качество сварного соединения.
Огромную роль в обучении физики играют задачи профессиональной направленности. Они важны при работе со студентами, осваивающими любую профессию, так как решение таких заданий способствует пониманию того, что физика – это не просто предмет образовательного цикла, но и значимый предмет для выбранной профессии или специальности. Особенно важны такого плана задачи для профессий с профильной физикой. Например, для группы по специальности «Повар, кондитер» при изучении темы «Количество теплоты» может быть предложена задача: «В пастеризаторе за час нагревается 2 т сливок от 20° до 80°. Какое количество теплоты расходует установка за час, если удельная теплоемкость сливок 3500Дж/кг×К?».э Для групп по специальности «Слесарь механосборочных работ», задача может быть такой: «Для повышения твердости и прочности стальных изделий применяется их закалка — нагрев до некоторой температуры с последующим быстрым охлаждением. Какое количество теплоты требуется для нагревания стального молотка массой 500г от 17° до 817°С, если удельная теплоемкость стали 460Дж/кг*К?».
Значимую роль в подготовке специалиста играет и его самостоятельная подготовка, которой, безусловно, руководит преподаватель. В частности, имею в виду написание проекта. Подбираю темы, непосредственно связанные с профессией. Приведу примеры: «Механическая резка металла», «Вращательное движение в работе сварочных трансформаторов и преобразователей», «Влияние температурного режима при сварке изделий из стали» и другие.
Таким образом, осуществляется интеграция знаний, приводящая их в систему. Это в свою очередь позволяет совершенствовать учебный процесс и способствует более глубокому и всестороннему освоению основ сразу нескольких наук. И здесь решается основная образовательная задача физии в системе СПО, которая заключается не только в формировании общих компетенций и в формировании знаний студентов по курсу физики с учетом их профессиональной направленности, но и помогает в формировании развитии тех качеств личности, которые помогут молодому специалисту в его карьерном росте, использовании полученных знаний для продолжения обучения- получения высшего образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.