Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:
-Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.
-Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
-Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.
При диагностике речевого развития логопеды всегда обращают внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы. Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с малышом, имеющим какие-либо речевые нарушения. Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:
-Короткий вдох через нос;
-Плавный выдох, воздух выходит через рот;
-Выдох осуществляется до конца;
-После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).
-Развитие речевого дыхания тесно связано с функционированием физиологического дыхания.
Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения.
Формирование правильного выдоха;
Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов).
1.Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:
2.Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;
3.Увеличить количество слов, которые малыш произносит на одном выдохе;
4.Сформировать внятную связную речь;
5.Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений
-Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;
-Все упражнения стоит выполнять до еды;
-Одежда не должна сковывать движения малыша;
-Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;
-Вдох должен происходить через нос;
-Выдох должен быть длинным и плавным;
Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;
Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.
ИГРВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И
РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
• «Медвежонок в берлоге»
Цель. Активизировать
глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.
Описание. Дети ложатся
в сухой бассейн-берлогу, удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и
поворачиваются с боку на бок.
Педагог.
Медведь в берлоге сладко спит
И шумно, на весь лес сопит.
Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.
• «Страшный сон мышонка»
Цель. Направить
внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.
Описание. В норе (сухом
бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.
Педагог.
Как дышит мышка-крошка,
Коль снится злая кошка?»
Дети дышат поверхностно и учащенно.
• «Заячьи бега»
Цель. Стимулировать
глубокое, частое дыхание.
Описание. Дети-зайцы
резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов
педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом,
изображая запыхавшегося зайца.
• «Великан»
Цель: Формировать
вертикаль позвоночника.
Педагог. Дети,
представьте, что сенсорная комната - это пещера гномов, добывающих самоцветы.
Светильники не способны показать нам все великолепие драгоценных камней,
сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху
давит каменный потолок. Каждый из вас - могучий великан, который с радостью
помогает гномам удерживать этот каменный свод. Вы уверены в своих силах, и это
видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы
устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше! Вы становитесь
выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надежны. Все самоцветы
подземелья у ваших ног. Гномы благодарят вас за помощь маленьким труженикам. И
вы делаете это для них с радостью и любовью.
• «Медуза»
Цель. Учить детей
расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.
Описание. Дети лежат на
ковриках, руки и ноги врозь.
Педагог.
Я лежу на спине,
Как медуза на воде.
Руки расслабляю,
В воду опускаю.
На сигнал «Шторм» дети сворачиваются калачиком, напрягаются.
«Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно.
• «Чайка»
Цель. Учить глубокому,
спокойному вдоху согласовывать ритм дыхания с движениями рук.
Описание. Дети лежат в
сухом бассейне на спине.
Педагог
Спокойно на спине лежу,
Как чайка, медленно летаю.
Ладонями в воде скольжу:
Вверх - вдох, на выдох опускаю.
Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по
лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.
• «Ленивец»
Цель. Удерживать позу
общего расслабления.
Описание. Дети ложатся
животом на мячи-гиганты.
Педагог.
Я ленивец, милый, славный,
Неуклюжий и забавный.
Вишу на ветке целый день.
Даже и висеть мне лень.
• «Отдых»
Цель. Учить расслаблять
мышцы шеи и плечевого пояса.
Описание. Дети сидят на
мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают.
опустив голову на грудь. Педагог осуществляет контроль за качеством
расслабления детей.
• «Полосканue»
Цель. Учить выполнять
упражнение с усилием, преодолевая сопротивление.
Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку
(ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием
воображаемых брызг.
Педагог.
Руки в бассейн опущу,
Тщательно прополощу.
Ну, а потом по порядку
Выну, стряхну, разотру.
Формирование
речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи
дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного
возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию
плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.