«Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ»
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать запутанную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребёнка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем, возможно, что его успеваемость значительно снизится.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с навыком письма.
Графомоторные навыки включают в себя:
Мелкая мускулатура пальцев;
Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений;
Зрительный анализ и синтез;
Упражнения на определение правых и левых частей тела;
Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;
Задания с условиями по выбору нужных направлений;
Рисование;
Занятия по штриховке по контуру, обводка;
Срисовывание геометрических фигур;
Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
дорисовывание незаконченных рисунков;
Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти;
Графическая символика;
Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому общая задача логопеда, особенно с детьми с ОВЗ – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать детей графические навыки.
Список используемых источников информации
1. Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: Методическое пособие. – М., 2017.
2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
3. Галкина Г.Г., Дубынина Т.И. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2015.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.