Роль и место учителя в процессе современного школьного образования

  • docx
  • 08.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Роль и место учителя в процессе современного школьного образования.docx

 

Тема: Роль и место учителя в процессе современного школьного образования.

Мы живём в век информационных технологий, стремительно развивающихся с каждым днём. …Для получения информации не существует никаких преград для обучающихся. Но, ни один современный компьютер не сможет научить ребёнка самостоятельно мыслить, сравнивать, анализировать и делать выводы. Эта роль отводится учителю. Именно педагог научит ребёнка мыслительной деятельности, именно педагог участвует в интеллектуальном и нравственном формировании личности школьника. (3)

Главная задача педагога – создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика, помочь ему реализоваться в учебе, общении, совместной деятельности коллектива.

Разумеется, главное для педагога – личность, характер, способности, знания, и, конечно же, любовь к детям. Нет этой любви, значит, ничего нет, и никакой метод не поможет.

Жизнь - это тоже любовь. Любовь к жизни, к людям, к миру, ко всему, что меня окружает, и привела нас в школу работать учителем. Зачем?

Чему мы хотим научить своих учеников?

Вооружить необходимыми для практической деятельности знаниями, умениями, навыками, посредством преподаваемого предмета сформировать у учеников интерес, логическое мышление, трудолюбие, усердие, умение доводить начатое дело до конца.

1 сентября 2013 года вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В нём говорится, что: «педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». [1]

«Быть учителем – не означает иметь диплом о педагогическом образовании. Не все выпускники педагогических университетов остаются работать в школе. Не все могут найти общий язык с учениками, их родителями и соответствовать тем требованиям, которые современное общество предъявляет учителю. Учитель – это состояние души, образ жизни»

(Жернакова М. В. Роль и миссия учителя

в современном образовательном процессе //

Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 8-10.)

Вопрос качества образования в настоящее время приобрёл особую актуальность в связи с поиском эффективных механизмов устойчивого развития системы образования.

Школьники лично тоже заинтересованы в высоком профессионализме и нравственных качествах своих учителей, желают видеть нас своими наставниками, понимающими их лучше, чем кто-нибудь другой.

Образование начинается с мотивации. Дети, увидев самозабвенную влюблённость в предмет учителя, пойдут за ним. На уроках истории и обществознания я постоянно подчёркиваю практическую значимость предмета. Через проблемный метод и метод критического анализа вовлекаю в обсуждение политических и исторических событий. Специально провоцирую споры, требующие доказательной базы. Это вызывает интерес у детей, и уже они, изучив новое понятие, сами приводят примеры, где оно встречается в окружающей обстановке, в жизни.

Существует всем известный психологический факт, что человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит и до 90% того, что делает. Поэтому в основе всего познания должна лежать активная деятельность. Нет деятельности – нет мышления. И задача учителя – умело вовлечь ребят в интеллектуальную деятельность используя деятельностный подход.

Важно помнить 1. На уроке учащиеся должны себя чувствовать комфортно. Чтобы втянуть учащихся в учебный процесс, с первых минут урока учитель – «режиссер» предусматривает виды учебной деятельности, где он выступает и как актер, и как дирижёр оркестра.

Не менее важную роль играет также вовлечение учащихся во внеклассную работу. Ученик, подготовивший тематическое сообщение для младших классов, принимающий зачёт или проводящий предметную викторину, не просто помогает учителю. Он должен прочитать дополнительную литературу, заглянуть в учебники прошлых лет, чтобы не попасть впросак. А это всё укрепляет его собственные знания.

Нельзя не признать: идёт ускорение процесса жизни, и одновременно с этим идёт ускорение процесса восприятия. Современный ребёнок, как ни прискорбно, вырос не на книгах, а на телевидении и Интернете. Напрягаться он не привык. Тем более важно выработать у ребят навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. Ведь знание, приобретённое не столько памятью, сколько усилием собственной мысли, становится прочным достоянием человека.

Внимание к проблеме качества знаний объясняется тем, что оно играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке учащихся к обучению в вузах и колледжах. Прочные знания, полученные в школе, необходимы любому культурному человеку, независимо от того, в какой сфере он будет работать в дальнейшем. А ведущая роль и главное место в процессе повышения качества образования остаётся за педагогом-профессионалом, педагогом-личностью, который, выпустив в жизнь одних, ищет новые пути решения извечных проблем с новыми учениками.

Качество образования школьников и образовательные достижения ученика определяются последовательной стратегией школы и высоким профессиональным мастерством учителя.

Современному учителю нужно уметь в команде с коллегами планировать образовательную деятельность, давать профессиональные консультации родителям, уметь работать в поликультурной среде, в виртуальной среде, уметь выстраивать индивидуальные маршруты развития учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют, каким должен быть учитель. Он является ключевой фигурой исполнения Стандарта. Ученые создают измеряемые стандарты компетентностей, которыми должен владеть учитель.

Международные исследования также убеждают нас в том, что рост качества образовательных результатов учащихся зависит прежде всего от качества работы учителей.

В результате исследований «Факторы успеха России в PIRLS -2006»

в 2008 году опубликована книга, в которой представлены результаты углубленного анализа данных международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста.

Учителей школ, ученики которых показали высокие результаты в PIRLS

отличает высокий уровень преподавательского мастерства, эффективное применение разнообразных стратегий. Авторы выделяют «индикаторы высокого качества преподавания (педагогических умений)»

1. Компетентность в планировании и подготовке уроков:

высокий темп работы;

концентрация и переключение внимания учеников;

многообразие форм презентации материала: фото, видео, аудио,

компьютерные программы.

2. Компетентность в управлении классом:

максимальная включенность всех учеников;

разнообразие форм работы и заданий;

сотрудничество между учителем и детьми.

3. Создание условий и использование методов, обеспечивающих

максимальную активность и самостоятельность:

самостоятельная работа в группах и парах;

эмоциональная вовлеченность учеников;

поддержка коммуникации между учениками.

4.Планирование деятельности учителя для максимального соответствия

потребностям учащихся:

дифференциация заданий по сложности и объему;

индивидуальная работа и обратная связь;

использование творческих заданий.

5.Использование разнообразных методов оценивания:

использование различных инструментов оценивания;

использования оценивания для организации учебного процесса;

партнерское оценивание, групповое и индивидуальное

самооценивание.

Действительно, эти компетентности учителя остаются актуальными для

повышения качества образования школьников, невзирая на то, что изменяющийся мир, развивающаяся экономика выдвигают новые требования к сфере образования и вызывают обострение проблемы его качества.

Управление качеством образования – это и административная проблема.

Каждое учебное учреждение принимает долгосрочную программу развития. Программа развития школы (2012-2015 годы). В ней определены Миссия, цель и задачи школы.
Миссия школы: образование (воспитание, обучение и развитие) как целенаправленный социокультурный процесс содействия в саморазвитии человека, личности и индивидуальности; обеспечение процесса становления, дальнейшего самоопределения и самореализации мыслящих людей, обладающих гражданским самосознанием, российской культурной идентичностью, системой нравственных убеждений и волей, социальной ответственностью, активностью и оптимизмом, сформированными ключевыми компетенциями, способных к творческой интеграции в общество сегодняшнего и завтрашнего дня.

Ориентация на новое понимание образования ведет к тому, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а полноценное развитие личности, обладающей набором ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах, обеспечивающих жизненную и профессиональную успешность, социальное благополучие человека, его плодотворное участие в жизни общества. При этом в содержании образования должны занять важное место средства коммуникации: информационные (компьютерные технологии), русский и иностранные языки, межкультурное взаимопонимание. Расширяется понимание роли воспитательной и развивающей деятельности, социально-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения в процессе образования.

Для этого необходимо решить следующие задачи в сфере содержания образования:

1.    
Устранить традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребоваться в дальнейшей социальной или профессиональной деятельности. При этом усиливается практическая и инструментальная направленность образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; значимость изучаемого материала для решения проблем повседневной жизни.

2.    
Обеспечить в старших классах школы возможность выбора образовательных программ (профильность старших классов). Уменьшить долю образовательных часов в учебном плане по мере продвижения к старшим ступеням образования, увеличить время на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательскую и экспериментальную деятельность), изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки критического анализа информации, самообразования. 

3.    
Усилить социально-гуманитарную, целостную ориентированность общего среднего образования, обеспечить расширение и конкретизацию его социального и культурного контекста. Ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук. Дать всем выпускникам знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию и гражданскую позицию (экономика, право, основы политической системы, менеджмент, социология и т.п.).

4.    
Улучшить качество математического и естественнонаучного образования как наиболее социально востребованных областей знания, являющихся базой для получения профессионального образования, соответствующего актуальным потребностям современного рынка труда.

5.    
Увеличить долю открытого образования в учебных программах, обеспечить подключение к глобальной информационной сети Интернет. Создать условия для персонального доступа к компьютеру в рамках учебного плана и внеурочной деятельности каждому учащемуся. Обеспечить в средней школе необходимую базовую подготовку по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий. 

6.    
Осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования.

7.    
Обеспечить развитие вариантности и доступности образовательных программ, перейти от вариативности для учителя к вариативности для учащегося. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся – от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями, а также путем формирования индивидуализированных программ и режимов обучения с учетом особенностей и способностей учащихся. Создать механизмы систематического обновления содержания образования всех уровней.


В соответствии с этим были выделены следующие основные критерии качества образовательной деятельности в школе:

обеспечение качества образовательных услуг с учетом интересов и склонностей детей, потребностей семьи, одновременно гарантирующих безопасность, сохранение и укрепление здоровья учащихся;

- внедрение новых образовательных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность выпускника школы на рынке труда и в сфере высшего образования;

- рост профессионального мастерства, активизация процесса совершенствования творческого потенциала личности учителя за счет овладения новыми моделями обучения и современными педагогическими технологиями, внедряемыми в учебно-воспитательный процесс благодаря модернизации школьной методической службы; 

- включение родительской общественности, социальных партнеров школы и других представителей городского сообщества в систему общественного контроля качества образовательных услуг, обеспечение широкого информирования жителей поселения и района о происходящих переменах в системе и учреждениях образования;

- повышение эффективности управления через общественные движения, Совет школы, различные формы сотрудничества с научными, социальными и профессиональными организациями;

 

 

 

 

 

 

- отработка новых механизмов административной и финансово-хозяйственной деятельности, в том числе через обеспечение дополнительных образовательных услуг не только детям, но и их родителям,организациюобразовательноготуризма с целью повышения общего культурного уровня населения, обогащения семейного досуга, использования инфраструктуры и кадрового потенциала школы для решения социально-значимых проблем Кабожского поселения;
- обеспечение условий для получения дополнительного образования как фактора успешной социализации ребенка, в том числе для детей с особыми потребностями, повышенной мотивацией к обучению, одаренных и с проблемами в развитии;

- подготовка учащихся к самостоятельному профессиональному выбору и адекватному выбору дальнейшего образовательного маршрута через организацию на новом, современном уровне профессиональной ориентации, введение продуманной и социально востребованной системы профильной и предпрофильной подготовки.

Реализация указанных направлений развития будет способствовать повышению качества образования в школе. Эффективность реализации программы развития может быть оценена по традиционным критериям и показателям, используемым
http://lib.znate.ru/pars_docs/refs/29/28032/28032_html_m5e18110d.gifдля аккредитации ОУ. Системно они представлены в следующей схеме:

 

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что современный учитель обучает, создаёт условия для максимального развития внутренних качеств ребёнка, образовательного процесса, учит ребёнка как самому находить необходимые знания, совершенствуется в предметной области, овладении методикой, формами, технологиями обучения и самое главное - воспитывает личность.

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа воспитания. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» - писал Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег(5).

Источники:

1.      В. Гвоздева, В. В. Жилин. Понятие и функции педагогического менеджмента как средства управления учебной информацией, 2010, http://www.scientific-notes.ru/pdf/017-23.pdf  (20 июня 2016г.)

2.      Гончаров И.Ф. профессор кафедры ЮНЕСКО. Теория образования в поликультурном обществе. Образ современного учителя. 2009, http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-sovremennogo-uchitelya  (20 июня 2016г.)

3.      Жернакова М. В. Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 8-10.

4.      «Факторы успеха России в PIRLS -2006» https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/90534057 (20 июня 2016г.)

5.      А. Дистервег «Избранные педагогические сочинения». Москва, Учпедгиз, 1956, с.136-203

6.      http://moluch.ru/archive/90/18666/

 

7.      Программа развития школы 2012 год

http://lib.znate.ru/docs/index-28032.html?page=12





 

Скачано с www.znanio.ru